Формы взаимодействия с родителями моих воспитанников
методическая разработка на тему
В работе рассмотрены различные формы взаимодействия сродителями. Раскрыта форма работы "Педагог-партнер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Попыванова Ольга Геннадьевна
МКДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 16»
города Кирова
воспитатель
Выступление – презентация
«Формы взаимодействия с родителями»
№1 Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.
№2 От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь только при согласованных действиях детского сада и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
№3 В целях психолого-педагогической поддержки семьи педагоги придумывают все новые формы взаимодействия с родителями: интерактивные, традиционные, нетрадиционные.
№ 4,5,6 Интерактивные: *публичный доклад, *электронная почта, *газета, *блицопросы в группе в социальной сети «В Контакте», *сайт ДОУ.
Традиционные: *родительские собрания, *творческие конкурсы и смотры, *дни открытых дверей, *праздники, *выставки пособий, методиче-ских разработок, *мониторинг удовлетворенно-сти родителей, *анкетирование, опросы, * «почтовый ящик», *агитационные стенды, *сбор информации (по тематической неделе), *записки, *дневники, *сочинения.
Нетрадиционные: *родительский клуб, *обсуждение программы ДОУ
*работа в ВТО, *социально-психологические гостиные, *семинары-практикумы, *индивидуальные консультации специалистов ДОУ, *пед. библиотека, *визит в группу, актив родительской общественности.
Но отзывается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости?
Итак, передо мной встала проблема: как повысить уровень заинтересованности родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Для эмоционального контакта с родителями нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта с ними – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.
Моя цель - вовлечение родителей в жизнь группы.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка
- объединить усилия для развития и воспитания детей
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки
Итак, я направилась на поиски путей взаимодействия с семьями моих воспитанников.
Для начала сотрудничества с родителями я пересмотрела много методической литературы. В процессе изучения методов работы с ними, я отказалась от традиционной роли воспитателя в пользу партнёрской.
Традиционная роль педагога | Педагог-партнер |
Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать) | Гид (ведет, опираясь на инициативу участников) |
Руководит | Задает вопросы |
Оценивает ребенка и представляет родителям информацию о его развитии | Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними ищет решение проблем его развития |
Ставит цели развития для ребёнка и группы в целом | Узнаёт цели и пожелания родителей в отношении их ребёнка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения |
Задаёт родителям задания на дом | Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят к домашним условиям и стилю жизни |
Часто применяет специальные слова ( термины) | Говорит так, чтобы родителям было понятно |
Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку - специалисту | Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей. |
На первом этапе моей работы было изучение потребностей семей.
В практике каждого ДОУ наработана своя система изучения семьи. Чаще всего - это анкеты, опросные листы, визиты. Я намеренно не затрагивала этот пласт общепринятых форм, остановилась на иных, используемых в изучении потребностей родителей.
Это система изучения называется SS – анализ.
Для SS – анализа я пригласила всех родителей воспитанников, посещающих мою группу. Рассадила родителей полукругом, предложила им назвать то, что они считают самым важным, необходимым для своего ребенка в детском саду. Я старалась, чтобы свое мнение выразили все присутствующие. При этом важно, чтобы каждый назвал что-то одно. По мере того, как родители высказывали свое мнение, я записывала их слова на доске. После выступлений всех желающих, мы получили список потребностей.
Дальше заполняется таблица с баллами «Значимость»: называется оценка в баллах от 1 до 10, чтобы определить насколько лично для вас значимо то, что записано в графе «Потребность». (Более важно – оценка ближе к 10).
Следующий шаг – оценка удовлетворенности. Назовите свою оценку в баллах от 1 до 10 – чем с большей вероятностью обеспечивается то, что вы хотите, тем оценка ближе к единице.
Следующий шаг – умножим оценки и получим итог. То ,что имеет самый большой итог и является главным для родителей.
Проведение такого анализа помогает избавиться от мифов. Нередко, нам педагогам кажется, что мы твёрдо знаем, чего хотят родители. И только SS – анализ способен избавить нас от заблуждений.
Вторым этапом было - вовлечение родителей в жизнь группы, где одним из методов работы я использовала Модель 3х вопросов.
Задача модели трёх вопросов- оповестить родителей о темах и содержании образовательной работы, а также создать мотивацию для оказания действенной помощи.
В любое свободное время я разговариваю с детьми о том, что они знают или хотят узнать, например, о кошках, космосе, динозаврах и так далее. Все высказывания детей записываются на специальном листке. Возле каждого высказывания – имя автора. Нужно ли опрашивать всех детей группы? Конечно, нет. Кто- то из детей примет участие в обсуждении одной темы, кто- то в обсуждении другой. Заполненная табличка немедленно вывешивается в приёмной, там, где её сразу заметят родители.
Что мы получаем в результате такого опроса? Родители понимают, что и откуда знают их дети, определяют круг интересов своих детей и получают представление о том, какими способами те готовы получать новые знания. Это, без сомнения, побуждает мам и пап включиться в обсуждение темы с детьми: задать им вопросы, подсказать что-либо, ответить.
Таким образом, я могу отметить, что % вовлечения родителей растет в нашей группе год от года (см. диаграмму).
Результатом нашего сотрудничества стали:
Участие родителей в конкурсах и выставках как городского, так и областного уровней;
Своими руками родители пополняют предметно-развивающую среду нашей группы.
Появились и традиции – это «Гость группы» и посещение театров с родителями в выходные дни.
Одна из самых популярных и любимых, как мной, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и развлечениях, спортивных играх.
Таким образом, организация взаимодействия с семьёй – это работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье, желанием неуклонно следовать выбранной цели. И я желаю вам всем успехов в данном направлении.
Спасибо за внимание!
Литература:
- Лидия Свирская. Работа с семьёй: необязательные инструкции./Линка- Пресс, Москва, 2007/
- О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ./Творческий центр, Москва, 2005/
- http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/povyshenie-urovnya-sotrudnchestva-vzaimodeistviya-s-roditelyami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия с родителями воспитанников. Классика и современность.
Классические и современные формы работы с семьями воспитанников....
"Родительский университет"как форма взаимодействия с родителями воспитанников
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников...
нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....
Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса
Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. План работы с родителями на год в Подготовительной группе....
Презентация для педагогов ДОО по теме "Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в ДОО"
Данная презентация освещает актуальные вопросы в работе с родителями воспитанников, предлагая новые современные формы сотрудничества...
Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)
Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных вопросов воспитания и развит...