План по самообразованию на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
материал по рисованию (средняя группа)
План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста».
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Счастливое детство»
города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61 e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
План по самообразованию на тему:
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Клоос М. В.
г. Рубцовск
Содержание
- Введение 3
- Перспективный план занятий с детьми 5
- Работа с родителями 7
- Характеристика нетрадиционных техник 11
изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- Список литературы 16
Введение
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Цели:
- Формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
3. Внимания и усидчивости;
4. Мышления;
5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Перспективный план занятий с детьми:
месяц
техника нетрадиционного развития
тема занятия
Сентябрь | |
Техника рисования: | |
1.Диагностика | Различные |
2.укрась платочек | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками |
3.Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика |
4.Осенний букет | Печатание листьями |
Октябрь | |
1. Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Оттиск печаткой из яблока |
2. Улитка | Рисование восковыми мелками, солью |
3. Грибы в лукошке | Оттиск печатками, рисование пальчиками |
4. Цыпленок | Рисование с помощью «Риса», ватные палочки |
5. Два петушка | Рисование ладошкой |
Ноябрь | |
1.Рябинка | Рисование пальчиками |
2.Мои любимые рыбки | Рисование ладошками |
3.Первый снег | Оттиск печатками из салфетки |
4.Цыпленок | Гуашь, ватные диски, палочки |
Декабрь | |
1. Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками |
2. Мои рукавички | Оттиск печатками рисование пальчиками |
3. Овечка | Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками |
4. Овечка | Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками |
Январь | |
1. Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками |
2. Снежок | Рисование свечой, акварелью |
3. Снеговичек | Комкание бумаги (скатывание) |
Февраль | |
1. Чашка | Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки |
2. Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля |
3. Ягоды и фрукты | Рисование пальчиками, карандашом |
4. Плюшевый медвежонок | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь |
Март | |
1. Мимоза для мамы | Рисование пальчиками |
2. Солнышко | Рисование ладошками |
3. Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) | Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер |
4. Подснежники | Акварель, восковые мелки |
Апрель | |
1. Неваляшка | Кисточка, пуговицы различной формы |
2. Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой |
3. Подарки для кошки Мурки кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши маленькие треугольники туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических | Ватные палочки, готовое изображение фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. |
4. Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Рисование пальчиками, карандашом |
Май | |
1. Черемуха | Рисование ватными палочками, пальчиками |
2. Салют | Акварель или гуашь, восковые мелки |
3. Котенок | Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка |
4. Как я люблю одуванчики | Обрывание, восковые мелки, тычкование |
Работа с родителями
Консультация: «Нетрадиционные техники рисования».
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;
- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Для занятий с детьми средней группы использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.
Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?
При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей. Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.
От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения.
Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.
Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Еще я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.
Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.
В ходе работы с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопию. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.
Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.
Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.
А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают этому.
Необходимо живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
· рисование пальчиками;
· оттиск печатками из картофеля;
· рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
· тычок жесткой полусухой кистью.
· печать поролоном;
· печать пробками;
· восковые мелки + акварель
· свеча + акварель;
· отпечатки листьев;
· рисунки из ладошки;
· рисование ватными палочками;
· волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
· рисование песком;
· рисование мыльными пузырями;
· рисование мятой бумагой;
· кляксография с трубочкой;
· монотипия пейзажная;
· печать по трафарету;
· монотипия предметная;
· кляксография обычная;
· пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованее.
Рассмотрим более подробно такие техники, как:
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5х5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Акварельные мелки.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Тычкование.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2х2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Список литературы
- Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
- Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д. Лахути. – М.: Росмэн, 2001.
- Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
- Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
- Никашин А.И. Страунинг А.М. ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников. – Вологда: Издательство Вологодского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1993.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.
- Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С. 19 – 22.
- Утробина К. Уронило солнце лучик золотой // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С. 28 – 32.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А. Селиванов – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
- Р.Г.Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2005
- Г.В.Морозова «Ознакомление с окружающим миром», Москва 2010
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006
- Н.В.Дубровская «Яркие ладошки», «Детство-пресс» 2004
- Н.В. Дубровская « Рисунки, спрятанные в пальчиках», «Детство-пресс» 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»
Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3 2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей».
План самообразования...
План самообразования на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет » Вторая группа раннего возраста
Целью плана самообразования является повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «формирование у детей раннего...
План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».
Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. weight:bold'>...
Самообразование Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
СамообразованиеТема: «Использование разнообразных техник нетрадиционногорисования в работе с детьми дошкольного возраста»...