Краеведение – основа воспитания патриотизма
статья на тему
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Красногорью.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
- Художественная литература: стихи о родном крае.
- Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
- Совместные работы из бросового и природного материала.
- Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
- Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
- Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
- Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
- Аудио и видеокассеты о природе родного края.
- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
- Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
- Художественная литература (стихи, рассказы).
- Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Красногорье”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.
В этом учебном году основной методической темой работы нашего района стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников:
«Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России», а одной из годовых задач района является – «Расширение краеведческих знаний детей в рамках 80-летия Красногорского муниципального района».
Поэтому и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в этом году. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.
В рамках празднования 80-летия Красногорского района наш детский сад принял участие в районной экологической выставке «Человек и природа», особо хотелось бы отметить работы педагога доп. образования Чернецкой О.А. с детьми подготовительной группы «Красногорье – наш общий дом» и воспитателя Шубиной Н.Ю. с детьми старшей группы «Сладкий подарок району». УО объявляет новый конкурс коллажей, посвященных этому событию, предлагаю всем педагогам подумать над идеями коллажа и принять активное участие в его создании. Ответственный – Чернецкая О.А.
Источник- Интернет
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
· Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. |
«Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
«Красногорье героическое» «Красногорье спортивное» «Мой поселок (район) детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего района» «Культурные центры нашего района» и т.д. · Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве | · Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
«Красногорье героическое» «Красногорье спортивное» «Мой поселок (район) детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего района» «Культурные центры нашего района» и т.д. Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве · Фотоальбомы о природе России · Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях · Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т.д. |
| · Портрет президента России | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение – основа воспитания патриотизма
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Красногорью.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
- Художественная литература: стихи о родном крае.
- Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
- Совместные работы из бросового и природного материала.
- Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
- Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
- Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
- Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
- Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
- Аудио и видеокассеты о природе родного края.
- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
- Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
- Художественная литература (стихи, рассказы).
- Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Красногорье”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.
В этом учебном году основной методической темой работы нашего района стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников:
«Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России», а одной из годовых задач района является – «Расширение краеведческих знаний детей в рамках 80-летия Красногорского муниципального района».
Поэтому и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в этом году. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.
В рамках празднования 80-летия Красногорского района наш детский сад принял участие в районной экологической выставке «Человек и природа», особо хотелось бы отметить работы педагога доп. образования Чернецкой О.А. с детьми подготовительной группы «Красногорье – наш общий дом» и воспитателя Шубиной Н.Ю. с детьми старшей группы «Сладкий подарок району». УО объявляет новый конкурс коллажей, посвященных этому событию, предлагаю всем педагогам подумать над идеями коллажа и принять активное участие в его создании. Ответственный – Чернецкая О.А.
Источник- Интернет
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Старшая группа | Подготовительная группа | |
«Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. |
«Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
«Красногорье героическое» «Красногорье спортивное» «Мой поселок (район) детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего района» «Культурные центры нашего района» и т.д.
|
«Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
«Красногорье героическое» «Красногорье спортивное» «Мой поселок (район) детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего района» «Культурные центры нашего района» и т.д. Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....
Статья "Краеведение - основа воспитания патриотизма"
В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца гражданственности и патрио...
Доклад "Краеведение - основа воспитания патриотизма"
В данном докладе рассказывается об опыте работы по реализации нами регионального компанента Основной образовательной программы ДОУ. Воспитателям ДОУ мы хотели показать свои основные направления в рабо...
КРАЕВЕДЕНИЕ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, ...
Консультация для педагогов " Краеведение- основа воспитания патриотизма"
Консультация содержит подборку основых методов и приемов в работе по ознакомлению детей с родным краем...
Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
«Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование з...