Опыт работы на тему:" Краеведение-основа воспитания патриотизма у дошкольников"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» г.Сельцо
Обобщённый педагогический опыт
Новикова Светлана Олеговна
Тема:
«Краеведение - основа воспитания патриотизма у дошкольников»
Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе стало отправной точкой к проведению углубленной краеведческой работы в нашем детском саду. Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста является их ознакомление с историей родного края, их малой Родины, а в рамках подготовки к празднованию великой даты – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание чувства патриотизма у детей приобретает особое значение. В связи с этим выбранная тема приобретает особую актуальность.
Таким образом, ведущая цель моей работы – создание педагогических условий для воспитания у дошкольников любви к своей малой Родине и уважения к ее истории посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность дошкольников.
Краеведение – одно из самых мощных средств воспитания у детей дошкольного возраста любви к родине. Оно воспитывает сознательную любовь к родному краю, как к части нашей Родины, связывает воспитание с повседневной жизнью детей, воспитывает нравственные качества.
Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи:
-воспитывать патриотическое чувство гордости за родной город Сельцо, свою «малую» родину;
-познакомить детей с символами г.Сельцо (гербом, флагом, гимном);
-формировать у детей чувство восхищения своей малой родиной, неповторимостью её облика, красотой улиц, площадей, парков, скверов города.
- создавать у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре, родном крае
-формировать бережное отношение к памятным местам малой Родины;
-воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне в канун 75- летнего юбилея;
-привлечение родителей к патриотическому воспитанию дошкольников в семье.
Новизна моего опыта заключается в создании системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию у детей любви к малой Родине, формированию нравственно - ценностного отношения к ней через знакомство с историей родного города, его традициями и культурным наследием, в накоплении справочного материала о великих людях города Сельцо.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, т.е. виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. С детьми в комплексе проводятся
занятия, целевые прогулки и экскурсии по памятным местам нашей малой родины, беседы, тематические праздники, используем чтение художественной литературы, просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, постановка музыкальных спектаклей нравственно-патриотического содержания, сюжетно-ролевые и дидактические игры, вечера-встречи с интересными людьми.
Бесценное влияние на патриотическое воспитание дошкольника имеет семья. Поэтому работа с родителями в нашем детском саду строится на принципах взаимодействия. Сотрудничество с родителями проявляется в организации информационно-просветительской работы, разработке консультации для родителей, проведении родительских собраний, привлекаем их к сбору краеведческого и познавательного материала, к подготовке праздников, развлечений в детском саду, оформлении тематических выставок и фотогазет. Так же в нашей старшей группе 1 раз в неделю функционирует работа детско-родительского клуба «Растим патриотов».
В рамках работы детско-родительского клуба совместно с детьми и родителями реализуются проекты:генеалогическое древо моей семьи, фотовзгляд малая родина, создаются мини-экспозиции мемориал «вечный огонь» и т.д.
Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром.
Дети, получая знания по краеведению, стремятся удивить родных, с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома.
Для достижения поставленных задач нами организуется совместная работа не только с родителями, но и с учреждениями социума нашего города сельцо. Дети с удовольствием посещают историко-краеведческий музей Героя Советского Союза В.А. Лягина, сотрудничают с филиалом детской городской библиотеки, городским домом культуры. Так же воспитанники нашей группы являются активными участниками международного проекта «Посткроссинг между детскими садами» в результате чего дети обмениваются историей, традициями своей малой родины с воспитанниками других городов России.
Немало важную роль играет предметно-развивающей среда для дошкольника. В нашей группе организован центр нравственно-патриотического воспитания, с помощью которого мы знакомим детей с символикой, традициями, памятными местами нашей малой родины и т.д., а так создан мини-музей «Изба», где детям предоставлена практическая возможность познакомиться с жизнью, бытом и обычаями русского народа. Посещение музея помогает ребятам прикоснуться к истории прошлого, они узнали о жизни простых людей, увидели предметы быта, которыми они пользовались, узнали, как и почему предметы домашнего обихода так назывались.
Я постоянно работаю над преобразованием предметно-пространственной среды. Мной разработаны пособия, дидактические игры. Макеты памятных мест города, которые позволяют сделать процесс познания ярким и увлекательным.
Технологичность педагогического опыта заключается в том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений могут использовать в своей работе, как весь опыт работы, так и отдельные элементы. Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги нашего детского сада.
Результат моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая краеведческая работа по патриотическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту родного города Сельцо, его культуру и природу, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
У детей формируется познавательный интерес к исследованию родного края, расширяется представление об окружающем мире. В соответствии с ФГОС я стараюсь систематизировать знания детей, подвести их к самостоятельным обобщениям. Стало понятно, что дети любят свой край, свою «малую» родину и хотят, чтобы она стала еще лучше. Считаю ,что работа даст хорошие всходы - вырастет маленький гражданин своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...
опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...
Консультация "Формы и методы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе с родным городом". Уровень ДОУ 2018 г.
Цель: закрепить и обобщить знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе ознакомления с родным городом....
Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
«Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование з...
Выступление из опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников на примере подвига народа» 18.06.2021 г.
У педагогической общественности давно сформировалось убеждение, что православные традиции должны широко применяться в образовательном процессе. Необходимо, чтобы в беседах с дошкольниками ...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...
Доклад на тему Краеведение – основа воспитания патриотизма
Доклад на тему Краеведение – основа воспитания патриотизма....