Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
консультация
«Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Воронежу.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vika.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для воспитателей на педсовете по теме:
«Краеведение – основа
воспитания патриотизма»
«Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Воронежу.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее: - научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история; - пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов; - формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей; - пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре; - развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми.
При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении: - приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих; - создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике; - практические действия с предметами; - музыкально-театрализованная деятельность; - самостоятельная элементарно-поисковая деятельность.
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям: - хорошая освещенность в дневное и вечернее время; - целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала.
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни). - Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
- Художественная литература: стихи о родном крае. - Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”. - Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе. - Совместные работы из бросового и природного материала. - Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни). - Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия” - Папки - передвижки: «Праздники нашего района». - Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья” - Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т. д. ). - Аудио и видеокассеты о природе родного края. - Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни). - Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня). - Художественная литература (стихи, рассказы). - Флаг, гербы и другая символика города, района, России. - Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки фоторабот родителей и детей “Мы живем в Воронеже”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи: 1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре; 2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края; 3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края; 4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае, детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства). Традицией в детском саду стало приглашение ветеранов на празднование Дня Победы. В этом учебном году основной методической темой работы нашей группы стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников: «Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России». Поэтому и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в этом году. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение – основа воспитания патриотизма
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и...
Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....
Доклад "Краеведение - основа воспитания патриотизма"
В данном докладе рассказывается об опыте работы по реализации нами регионального компанента Основной образовательной программы ДОУ. Воспитателям ДОУ мы хотели показать свои основные направления в рабо...
Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны».
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.К сожалению, современные де...
Методическая разработка: Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма».
Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма»....
Доклад на тему Краеведение – основа воспитания патриотизма
Доклад на тему Краеведение – основа воспитания патриотизма....