КРАЕВЕДЕНИЕ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа)

Башкатова Ирина Андреевна

               Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, тематические альбомы, портреты известных и знаменитых людей Белгородчины, детские произведения белгородских писателей и поэтов, предметы быта и старины, декоративно – прикладного искусства, одежда и атрибуты народных праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Башкатова И.А., воспитатель

                                                                                               Авсюкевич Н.И., воспитатель

                                                                      МАДОУ «Центр развития ребенка –

 детский сад №33 «Радуга»,

 г. Губкин,

 Белгородская область.

КРАЕВЕДЕНИЕ – ОСНОВА  ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Национальная  доктрина  образования  РФ  одной  из  приоритетных  задач  объявляет  воспитание  патриотов  России,  граждан  правового,  демократического  государства,  уважающих  права  и  свободы  личности,  обладающих  высокой  нравственностью.

Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» утвержденной Правительством РФ в октябре  2010 года.

                    На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

                   "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности» [1]

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.

Особенность требований к качеству образования современной российской образовательной системы, выражается не только в необходимости решать задачи закрепления целостности и единства образовательного пространства России, но и формировании политики развития региональных программ образования.

                    Одной из таких программ и является Интегрированный проект  (ИКБ), который был инициирован педагогическим сообществом и поддержан правительством Белгородской области в августе 2014 года.

Основная цель парциальной программы интегрированного курса краеведения для детей дошкольного возраста;

-  социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края;

- формирование исторического и патриотического сознания у детей посредством изучения истории, культуры и природы родного края Белогородчины.

 Главными задачами программы «Белгородовединие»  являются:

  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах региональной истории, литературы, особенностей природных ресурсов родного края, уникальности народной культуры и быта;
  • формирование в поликультурном Белгородском регионе культуроориенитрованной личности, знакомой с традиционной культурой родного края и России как части и целого  

             В соответствии с ФГОС ДО образовательная развивающая среда рассматривается  как система условий социализации и развития детей. Предложенная тематика и формы работы представлены содержательными модулями «Моя Родина», «Семья», «Мой дом, моя улица», «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада», Мой родной край – Белогорье. История края», « Времена года», «Природа родного Белогорья», «Будущее нашего края». [2]

               Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, тематические альбомы, портреты известных и знаменитых людей Белгородчины, детские произведения белгородских писателей и поэтов, предметы быта и старины, декоративно – прикладного искусства, одежда и атрибуты народных праздников.

Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края. » [2] Поэтому  в нашей группе был создан краеведческий уголок, посвященный белгородской символике. Мы знакомим детей с картой России и Белгородской области, Губкина и Губкинского района. Дети с интересом находят место расположения населенных пунктов Губкинского района, так как многие из них посещают бабушек и дедушек в сельской местности. Были созданы стенды «Старый и современный Губкин», «Гербы Губкина, Белгорода и Белгородской области», альбом «Наш родной город».  В краеведческом уголке нашли свое место и буклеты, наборы открыток о достопримечательностях родного края, информация о третьем ратном поле России, Огненной дуге, Мемориале в честь героев Курской битвы. Уголок содержит большое количество краеведческой литературы, дидактических игр: «Мой микрорайон», «Что, где, когда?», «История моды», «Вода - суша» и др. Для познавательной работы с детьми мы используем мини-музей «Насекомые Белгородского края» кубики «Животный мир Земли», «История человечества», куклу  в национальном костюме Белгородской области.

При организации совместной деятельности педагога с детьми уделяется огромное внимание: знакомству с предметами быта русского народа; экскурсиям по групповой комнате, детскому саду, в ближайшем окружении, в музее, к памятникам и т.д.; целевым прогулкам; развлечениям; праздникам; тематическим неделям; развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным); индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком, исходя из трудностей, замеченных воспитателем; работе с родителями; деятельности детей по их собственной инициативе.

               Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Мы изготовили такие дидактические игры: «В русской горнице», «Выложи узор по подолу сарафана», «Подбери головной убор к сарафану», «Приготовь кашу» «Укрась избушку узором». Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям, нашего родного Белгородского края. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

               Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба». Поэтому в нашем детском саду в рамках реализации интегрированного проекта «Белгороловедение», педагогическим коллективом совместно с родителями и детьми, был создан мини музей «Русская изба». Где были собраны предметы старины: прялка, посуда, глиняная игрушка Белгородских мастеров, предметы быта: сундук, утюг, полотенца и одежда расшитая мастерами Белгородского края и множество других старинных предметов.

 В горнице проводятся тематические занятия: «Быт русских людей Белгородского края»; «Что летом родится, зимой пригодится; «Хлеб всему голова»; « Пришла коляда отворяй ворот; «Ой ты, Масленица»; «Красная горка»; «Моя малая Родина»

Дидактические игры: «В русской горнице», «Выложи узор по подолу сарафана»
«Подбери головной убор к сарафану», «Приготовь кашу» «Укрась избушку узором».

                В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в каждой группе детского сада созданы мини-музеи: «Музей книги», «Белгородский край», «Музей русского костюма», «Музей часов», «Старинная посуда», «Насекомые Белгородского края», «Картинная галерея». В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены не только сотрудники но и дети, и их родители.

Включение в образовательный процесс парциальной программы  для детей дошкольного возраста «Белгородоведение», проведение мероприятий для родителей и педагогов позволяет развивать у детей интерес к родному краю. А создание соответствующих условий, подбор разнообразных средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на воспитание любви к родному краю, на развитие патриотических чувств у дошкольников.

В  новом учебном году мы будем использовать в своей работе парциальную программу по художественно – эстетическому развитию «Цветной мир Белогорья», которая позволит планировать занятия по изобразительной деятельности на основе краеведческого материала. 

            Мы уверены в том, что краеведение воспитывает любовь к своей земле, уважение к своему прошлому и является мощным фактором патриотического воспитания детей  дошкольного возраста в современных условиях.

Литература:

1. Путин В.В., О патриотизме – из выступления на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственности и патриотического воспитания молодежи 12.09.2012. [Электронный ресурс]. – Доступ: kremlin.ru > events/president/news/16470.

2. Епанчинцева, Н.Д.,  Стручаева Т.М.  «Белгородоведение» для дошкольных образовательных организаций. Методические рекомендации.:  Белгород: ООО «Эпицентр», 2015,-20с.

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, – 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста путём краеведения.

Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию....

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....

Краеведение - одна из форм духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение в настоящее время играет большую роль для формирования у дошкольников духовно -нравстенных качеств, любви к Родине, к "малой" родине, приобщению дошкольникам к истокам народной культуры. Д...

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Опыт работы педагогического коллектива ДОУ по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведения....