Статья "Краеведение - основа воспитания патриотизма"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Бибик Марина Анатольевна

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.

Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца гражданственности и патриотизма. Во-вторых, сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей. В-третьих, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерских организаций, появление молодежных дружин…)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_statya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение – основа воспитания патриотизма

Автор: воспитатель группы «Веснушка» ГБДОУ детский сад № 93

             Бибик Марина Анатольевна

Патриотическое воспитание – понятие емкое, которое включает в себя влияние взрослых на чувственную сферу ребенка  и на содержание детской деятельности, на нравственные проявления, на суждения, на отношения к сверстникам, на расширение и уточнение знаний, на формирование  у него начального чувства малой Родины - правильного отношения к обществу, людям, труду, своим обязанностям. 

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.

Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца гражданственности и патриотизма. Во-вторых, сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей. В-третьих, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерских организаций, появление молодежных дружин…)

Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и с их родителями.

Основными направлениями патриотического воспитания в детском саду являются:

1) Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа

2) Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей

  1. Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа, или краеведение

Краеведение  является наиболее социально значимым и необходимым направлением работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Основной целью краеведческой работы в дошкольном учреждении является приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Исходя из основной цели краеведческой работы, можно выделить ряд главных задач:

1)сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;

2) проектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;

3) ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей  в семье.

Для решения поставленных задач можно выделить следующие направления работы:

  1. Ознакомление дошкольников с окружающей природой:

- животный мир;

- растительный мир;

- полезные ископаемые;

- водные объекты.

2) Ознакомление с родным городом:

- мой детский сад и район, где я живу;

- история родного города;

- улицы родного города;

- символика города;

- промышленность (о труде людей).

3) Ознакомление с культурой и искусством родного края:

- выдающиеся люди родного края;

- народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы.

Организуя краеведческую работу в дошкольном учреждении  можно использовать различные методы, такие как:

- Целевые прогулки и экскурсии

- Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада

- Беседы о родном  городе, улице, детском саде

- Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видеозаписей

- Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)

- Знакомство с произведениями народного творчества родного края(роспись, скульптура, вышивка и т.д.)

- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду

Но, конечно, же, основным и самым главным методом в работе с дошкольником остается игра. В дошкольном учреждении при организации краеведческой работы можно использовать разнообразные дидактические игры. Например такие, как:

1. Дидактическая игра « Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

2. Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.

Ход игры

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность  города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

3. Дидактическая игра «Заколдованный город»

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: “расколдовать” город.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Оборудование: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими  на территории  Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Карточки с птицами,  животными  и растениями  России и других стран.

Ход игры.

Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

5. Дидактическая игра «Животные нашего края».

Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.

Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.

Ход игры.

На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

  • Как называется животное;
  • Где обитает;
  • Чем питается;
  • Какие звуки издает;
  • Как выглядит;
  • Как называются детеныши животного.

  

6. Дидактическая игра «Красный огонек».

Цель: закрепление  знаний детей  о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.

Ход игры:

Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира родного края те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства. Применяя краеведение в работе по патриотическому воспитанию дошкольников, мы воспитываем гуманную, духовно-нравственную личность, достойных граждан России, патриотов своего Отечества

Литература:

1) И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.

2) Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, 2008 г.

3) М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.

4) Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Формирование интереса к истокам родного края ,как основы воспитания патриотизма»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Краеведение – основа воспитания патриотизма

 Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии,  и...

Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....

Статья "Концептуальные основы воспитания патриотизма в ДОУ"

Статья "Концептуальные основы воспитания патриотизма в ДОУ"...

Доклад "Краеведение - основа воспитания патриотизма"

В данном докладе рассказывается об опыте работы по реализации нами регионального компанента Основной образовательной программы ДОУ. Воспитателям ДОУ мы хотели показать свои основные направления в рабо...

КРАЕВЕДЕНИЕ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

             Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, ...