Статья "Жить и чувствовать спешим..."
статья на тему

Медведева Екатерина Владимировна

Одной из основных  задач современности является спасение человечества  от духовного самоуничтожения, но  этого нельзя достигнуть без  воспитания и образования, начиная с малых лет, - в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школе, - где закладывается фундамент будущей личности человека.

В России всегда большое внимание уделяли воспитанию и образованию молодого поколения. Человек ставится в центр деятельности общества как личность, он является смыслом функционирования самого общества. Формирование современной личности невозможно осуществить без опоры на многовековую   культуру человечества и высоконравственную  систему воспитания и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhit_i_chuvstvovat_speshim.odt18.17 КБ

Предварительный просмотр:


                              « ЖИТЬ  И  ЧУВСТВОВАТЬ  СПЕШИМ…»

      Великие умы человечества сделали фундаментальные открытия в науке, оставили потомкам большое культурное наследие, благодаря которому мировое сообщество вступило в ХХ1 век  с фантастической по гениальности техникой, но взлет научно-технической мысли не облагородил человека. Материальное  обогащение  людей, непрекращающиеся войны, изуродовали  прекрасный образ человека как духовного существа, которому дарован разум, свобода волеизъявления и охранительные функции во Вселенной.

       Человек нуждается не только в еде, одежде и жилье, что поддерживает его работу всего организма, но и в духовной пище, что питает разум, развивает мышление,- иначе он перестает быть человеком, деградирует, становится похожим на животное, т.е. существо без интеллекта и разума, его главной  потребностью становится   кровавая пища  и  сон.

         В результате деградации личности человека, в значительной части мирового сообщества, появились  обезумевшие террористические организации, которые со всего мира вербуют в свои ряды  духовно ослабевших  граждан и стремятся уничтожить  всех иноверцев. Над современным человечеством нависла угроза выживаемости.  Главной причиной разрушительных катастроф в мире становится ограниченность общественного сознания, которое сопряжено с развитием мышления и формируется базою достоверных знаний. Человеку необходимы правдивые жизненные образы и идеалы, ориентируясь на которые он будет строить свою жизнь и отношения с окружающими.

         Одной из основных  задач современности является спасение человечества  от духовного самоуничтожения, но  этого нельзя достигнуть без  воспитания и образования, начиная с малых лет, - в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школе, - где закладывается фундамент будущей личности человека.

       В России всегда большое внимание уделяли воспитанию и образованию

молодого поколения. Человек ставится в центр деятельности общества как личность, он является смыслом функционирования самого общества. Формирование современной личности невозможно осуществить без опоры на многовековую   культуру человечества и высоконравственную  систему

воспитания и образования.

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         2.

       Россия  сильна  своими глубокими и крепкими корнями великой  духовной  культуры предков. На фоне социально-экономических преобразований, переживаемых нашим обществом в настоящее время, особенно актуальной становится проблема нравственности. Для социума  очень важно, какое поколение растет, каковы их ценностные ориентации, от  этого во многом зависит судьба страны.

         Дошкольный возраст – самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому перед педагогами  дошкольных  учреждений стоит задача  воспитания  в маленьком  человечке, в первую очередь,   чувство любви  к  жизни,  природе,  человеку, всему окружающему миру. Важно,  чтобы сформировалась  в  будущем, неуязвимая ядом бездуховности и мракобесия,   развитая   физически  и   духовно  богатая  личность,  способная  нести миру позитивную энергию;  с  потребностью  приносить пользу обществу, жить не напрасно и не только для себя.

                          Чтоб  Человеком стать – мало им родиться!

                          Мир познавая, надо хорошо учиться,

                          Добрым быть и управлять собой,

                          Чтобы  в  личность преобразиться

                          И выиграть с безнравственностью бой.

        Дети более глубоко способны понять важное и серьезное, если  это  выражено  ярко, точно, образно. Проще всего это достигается театрализацией  фрагментов   повседневной жизни,  словом, а также действиями, выражающими  чувства  без слов,  жестами (пантомимой). Как говорил  великий   Шекспир: « Жизнь – это  театр, а  люди  в  нем   актеры».

Искусство  возникает  там, где существует внимание. Искусство создается  талантом и трудом – это любовь в действии.

         ВНИМАНИЕ – это первая ступенька, на которую следует подняться, чтобы иметь возможность  увидеть, услышать, осознать. Это путь к правде.

Воспитывать в себе внимательность, «внимательно жить» - значит научиться   чувствовать  и  понимать  окружающую  действительность. Внимание должно быть «направленным», и в то же время широким, улавливающим, как внешнее, так  и внутреннее – суть, смысл явления и подробности. Внимание должно быть творческим, пробуждающим фантазию и воображение.

                                                                                                                                       3.

 С первых дней жизни ребенок  прислушивается к звукам, слышит разговорную речь, начинает распознавать значение разных слов, сам пытается произносить звуки. Дети любят слушать сказки.

          Русская литература, этот клад, это достояние, переданное нам предками. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Русская литература всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к  правдивому  переустройству жизни.

         «СЛОВО – одежда всех фактов, всех  мыслей». Воспитание  словом необычайно важно. Слово  обретает  действенную силу, если оно  включено в  атмосферу  доверительной  беседы, которая обращена к вопросам и проблемам сущностным, касающимся человека и его жизни(доброго  и злого в ней, прекрасного и высокого, духовного, к  истинам  вечным).   Разумеется, надо найти  такие  слова, примеры, образы,  вопросы, которые соответствовали  бы их возрасту, пробуждали бы ответные мысли и чувства  не только о высоконравственном, а также  о приземленных чувствах ( о  зле,    о подлости и преступлении, равнодушии, низком, бесчеловечном, неприемлемом  в современном культурном обществе) - тогда все эти моменты  ИСТИНЫ,   каждый собеседник,    открывает   для   себя   заново.

С этого начинается ТРУД  ДУШИ, развивается мышление и вырабатываются  у детей собственные   взгляды и убеждения.

         Удивителен и загадочен мир развивающегося ребенка. Сколько в нем проявлений мудрости природы, индивидуального  среди закономерного, исключений из правил, переходов от простого к сложному, стихийного и управляемого, обратимого и необратимого.

          Наша задача помочь детям ощутить радость жизни, испытать положительные эмоции, которые являются промежуточным звеном от потребности к действию. Правильно организованный повседневный труд помогает самоорганизации, выявляет качества характера ребенка, формирует трудовые навыки. Дети учатся  преодолевать трудности, лень, добиваются хороших результатов  в  мыслетворчестве, воспитывают волю.

 В работе с детьми необходимо изначально обращаться к их потребностям, -  что их интересует, чему радуются, от чего волнуются, к чему стремятся.

            МЫСЛИ -  это электроны  мозга, свидетельствующие об  умственных способностях, о разуме,- они материальны. Мысль всегда была служанкой чувств. Прежде чем человек совершит поступок, он почувствует какую-то

                                                                                                                                       4.

 потребность. Эти чувства рождают мысль, а потом уже появляются действия – такова природа деятельности человека, исходящая из  чувств  и  разума – великого дарования природы.

         Без  знания, без мысли о том, что возвышает человека над миром живых существ, не развивается  его эмоциональная сфера, это ведет к примитивности чувств. Человеку нужны ЗНАНИЯ, потому что Он - Человек.

В  определенной последовательности, циклично  развивается  жизнь  человека:

ЧУВСТВО-МЫСЛЬ-ЖЕЛАНИЕ-ПОСТУПОК-ПРИВЫЧКА-ХАРАКТЕР-СУДЬБА.

         Человеческое видение мира добывается трудом и человеческими отношениями, - трудом, в котором принимает участие СЕРДЦЕ, - хранилище

и  добра, и   зла. Если  сердце чуткое к ДОБРУ, и в нем накопилось больше добрых  чувств, то  человек   делается добрым, и наоборот – становится злым, когда  в  сердце   нет ДОБРОГО чувства. Мудрые люди  говорят: «Когда человек научится чувствовать  сердцем, как  бы    видеть  сердцем, - ЛЮБИТЬ  окружающий  мир  и ближнего своего, тогда  он  может  стать  любвеобильным, человечным и добрым», - это основная  цель в формировании человеческой личности.

         По мере того, как человек становится более сознательным, начинает происходить  чудо: многие   негативные (мрачные) моменты  жизни  просто

исчезают. Тело становится  более  сонастроенным, глубокий  мир  воцаряется  в теле, будто тонкая музыка  пульсирует  в  нем. Всем людям необходима такая гармония чувств, а детям особенно важно. Происходит  духовное преображение, когда наступает резонанс  души и  мысли, происходит  сплав  чувства  и разума, человечности  и  знаний.  Это и  есть  то  духовное  состояние, которое  называется  культурой, а человек – культурным.   Когда  же  есть  «отрыв»  знаний  от  сердца, души, нравственности, - все  это  ведет  к  уродливому  рационализму, превращает человека в холодного робота, в бездуховное  существо.

           Воспитание  чуткости, отзывчивости  и на радость, и  к горю, страданиям других людей,  сводится  не  к приказу и бездумному подчинению,  а к развитию потребности   в   благородных  чувствах  и  поступках.

          Люди  уже в глубокой древности убедились, что  кроме силы физической у человека есть сила  духовная – верность  своим убеждениям. Сколько людей на свете, столько разных характеров и судеб, в зависимости

                                                                                                                                        5.

 от того, каким зарядом души обладает человек – положительным  или отрицательным.          Незримый дух добра и зла,

                                         Повсюду нас подстерегает,

                                         Какой заряд душа приобрела,

                                         Туда и путь свой направляет.

 ИСКУССТВО   строить  счастье, растить детскую душу  -  самое сложное из всех искусств. Общение с детьми  у нас строится на сочетании, сплавлении серьезного, делового общения, на основе общей разнообразной деятельности с высокой романтикой, а также шуткой, парадоксом, юмором.

       У нас все возможно попробовать, самостоятельно и творчески изобразить в этюдах фрагменты поведения  детей, их характерные особенности, умение и  неумение, капризы,  недисциплинированность, закомплексованность, привычки хорошие и плохие и многое другое. Это помогает осознать собственную творческую свободу, а слушателям задуматься о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

         Включаясь в разнообразную деятельность, ребята постепенно познают необходимость творческого труда над  собой, а также в интересах детского коллектива, родителей, всего общества. Дети учатся фантазировать, мечтать.

Фантазировать – значит, основываясь на работе собственного воображения, свободно и увлеченно, осмысленно и творчески создавать новую, придуманную реальность.

        Весь мир становится предметом нашего художественного игрового освоения: воспроизведение поведения  взрослых и детей, животных, этюды на общение: « Директор и ученик», «Продавец и покупатель», « Банкир и вкладчик». Эта игра в театр дает возможность осознать главное требование

актерского мастерства – требование ПРАВДЫ. Это не только художественное, но прежде всего  нравственное требование.

        Оставаясь в рамках игры, мы сохраняем серьезность в подходе к занятиям с одной стороны, и придаем занятиям увлекательный, яркий, захватывающий характер с другой стороны. Игра таинственная и волшебна. Она - чудо. А чудо воспринимается не только словом. Сначала его надо почувствовать, ощутить всем своим существом, поверить в него.

          Чтобы достигнуть гармонии чувства и движения, дети учатся прислушиваться к самому себе, изнутри решать, как действовать самостоятельно, но прежде разобраться в характере изображаемого объекта. Его  надо  прочувствовать, настроить  себя  на  перевоплощение,

                                                                                                                                           6., отключившись от внешнего мира,  и только потом представить в образе.

       Тематика  этюдов должна быть интересна детям, умна, талантлива. Этюды должны содержать гуманную идею и соответствовать возрасту юных исполнителей, по своей проблематике. В них обязательно присутствуют важные мысли, добрые чувства, юмор и смех. Через духовные, нравственные категории дети осознают себя и окружающий мир, тренируя и создавая высокие человеческие качества в себе самом. Необходима тематика с оптимистическим, жизнеутверждающим настроем, созвучным детству.

Вера в жизнь, в прекрасную и радостную жизнь – вот тот главный смысл, который должен наполнять работу с детьми.

            Там, где дети, обязательно должна присутствовать педагогика, наука, помогающая юному человеку войти в этот мир, понять, полюбить его, принести ему пользу, и самому стать от этого богаче и выше. Порою, по крупицам приходится искать способы, приемы и методы, чтобы дети были счастливыми, чтобы их детство было наполненным и разумным, чтобы они встречались в детском саду с  трудом и искусством, дружбой и справедливостью, чтобы они получили возможность играть и общаться, творить и мыслить.

              Спасение человечества заключается в личном духовном поиске каждого человека, в осознании того, насколько каждый из нас ответственен за судьбы людей и жизнь Вселенной. Необходимо всю деятельность общества подчинить интересам человека, в подлинном смысле гуманизировать все социальные и иные общественные институты. Экстремальность жизни на планете, ставшая обыденностью, требует возвести в культ такие человеческие качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, любовь к ближнему,- это основные требования Единого Закона Вселенной. В этом и есть, наверное, суть нового мышления в наш быстротекущий век.

              Таково веление времени ХХ1 века, заставляющее каждого из нас ощутить себя истинным гражданином родной нам, ставшей такой маленькой и тесной планеты. Век психологии и педагогики  у нас только начинается.

Насколько действия человека будут разумными, творческими, будет зависеть жизнь на Земле.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"...

Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.

Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...

Программа групповых развивающих занятий "Чувства всякие важны, чувства всякие нужны"

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция  к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вниман...

Особенности чувств дошкольника, основные направления развития чувств

Краткая презентация о психологических и педагогических аспектах развития чувств младших дошкольников и условиях их развития....

Занятие в рамках проекта"Чувства разные нужны, чувства разные важны"

Проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с миром чувств благоприятно сказывается на формировании их личностного развития. Дети учатся понимать себя и окружающих, жить в ладу с собой и ...

«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма».

«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма»....