Статья "Жить и чувствовать спешим..."
статья на тему
Одной из основных задач современности является спасение человечества от духовного самоуничтожения, но этого нельзя достигнуть без воспитания и образования, начиная с малых лет, - в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школе, - где закладывается фундамент будущей личности человека.
В России всегда большое внимание уделяли воспитанию и образованию молодого поколения. Человек ставится в центр деятельности общества как личность, он является смыслом функционирования самого общества. Формирование современной личности невозможно осуществить без опоры на многовековую культуру человечества и высоконравственную систему воспитания и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhit_i_chuvstvovat_speshim.odt | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
« ЖИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ СПЕШИМ…»
Великие умы человечества сделали фундаментальные открытия в науке, оставили потомкам большое культурное наследие, благодаря которому мировое сообщество вступило в ХХ1 век с фантастической по гениальности техникой, но взлет научно-технической мысли не облагородил человека. Материальное обогащение людей, непрекращающиеся войны, изуродовали прекрасный образ человека как духовного существа, которому дарован разум, свобода волеизъявления и охранительные функции во Вселенной.
Человек нуждается не только в еде, одежде и жилье, что поддерживает его работу всего организма, но и в духовной пище, что питает разум, развивает мышление,- иначе он перестает быть человеком, деградирует, становится похожим на животное, т.е. существо без интеллекта и разума, его главной потребностью становится кровавая пища и сон.
В результате деградации личности человека, в значительной части мирового сообщества, появились обезумевшие террористические организации, которые со всего мира вербуют в свои ряды духовно ослабевших граждан и стремятся уничтожить всех иноверцев. Над современным человечеством нависла угроза выживаемости. Главной причиной разрушительных катастроф в мире становится ограниченность общественного сознания, которое сопряжено с развитием мышления и формируется базою достоверных знаний. Человеку необходимы правдивые жизненные образы и идеалы, ориентируясь на которые он будет строить свою жизнь и отношения с окружающими.
Одной из основных задач современности является спасение человечества от духовного самоуничтожения, но этого нельзя достигнуть без воспитания и образования, начиная с малых лет, - в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школе, - где закладывается фундамент будущей личности человека.
В России всегда большое внимание уделяли воспитанию и образованию
молодого поколения. Человек ставится в центр деятельности общества как личность, он является смыслом функционирования самого общества. Формирование современной личности невозможно осуществить без опоры на многовековую культуру человечества и высоконравственную систему
воспитания и образования.
2.
Россия сильна своими глубокими и крепкими корнями великой духовной культуры предков. На фоне социально-экономических преобразований, переживаемых нашим обществом в настоящее время, особенно актуальной становится проблема нравственности. Для социума очень важно, какое поколение растет, каковы их ценностные ориентации, от этого во многом зависит судьба страны.
Дошкольный возраст – самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача воспитания в маленьком человечке, в первую очередь, чувство любви к жизни, природе, человеку, всему окружающему миру. Важно, чтобы сформировалась в будущем, неуязвимая ядом бездуховности и мракобесия, развитая физически и духовно богатая личность, способная нести миру позитивную энергию; с потребностью приносить пользу обществу, жить не напрасно и не только для себя.
Чтоб Человеком стать – мало им родиться!
Мир познавая, надо хорошо учиться,
Добрым быть и управлять собой,
Чтобы в личность преобразиться
И выиграть с безнравственностью бой.
Дети более глубоко способны понять важное и серьезное, если это выражено ярко, точно, образно. Проще всего это достигается театрализацией фрагментов повседневной жизни, словом, а также действиями, выражающими чувства без слов, жестами (пантомимой). Как говорил великий Шекспир: « Жизнь – это театр, а люди в нем актеры».
Искусство возникает там, где существует внимание. Искусство создается талантом и трудом – это любовь в действии.
ВНИМАНИЕ – это первая ступенька, на которую следует подняться, чтобы иметь возможность увидеть, услышать, осознать. Это путь к правде.
Воспитывать в себе внимательность, «внимательно жить» - значит научиться чувствовать и понимать окружающую действительность. Внимание должно быть «направленным», и в то же время широким, улавливающим, как внешнее, так и внутреннее – суть, смысл явления и подробности. Внимание должно быть творческим, пробуждающим фантазию и воображение.
3.
С первых дней жизни ребенок прислушивается к звукам, слышит разговорную речь, начинает распознавать значение разных слов, сам пытается произносить звуки. Дети любят слушать сказки.
Русская литература, этот клад, это достояние, переданное нам предками. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Русская литература всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к правдивому переустройству жизни.
«СЛОВО – одежда всех фактов, всех мыслей». Воспитание словом необычайно важно. Слово обретает действенную силу, если оно включено в атмосферу доверительной беседы, которая обращена к вопросам и проблемам сущностным, касающимся человека и его жизни(доброго и злого в ней, прекрасного и высокого, духовного, к истинам вечным). Разумеется, надо найти такие слова, примеры, образы, вопросы, которые соответствовали бы их возрасту, пробуждали бы ответные мысли и чувства не только о высоконравственном, а также о приземленных чувствах ( о зле, о подлости и преступлении, равнодушии, низком, бесчеловечном, неприемлемом в современном культурном обществе) - тогда все эти моменты ИСТИНЫ, каждый собеседник, открывает для себя заново.
С этого начинается ТРУД ДУШИ, развивается мышление и вырабатываются у детей собственные взгляды и убеждения.
Удивителен и загадочен мир развивающегося ребенка. Сколько в нем проявлений мудрости природы, индивидуального среди закономерного, исключений из правил, переходов от простого к сложному, стихийного и управляемого, обратимого и необратимого.
Наша задача помочь детям ощутить радость жизни, испытать положительные эмоции, которые являются промежуточным звеном от потребности к действию. Правильно организованный повседневный труд помогает самоорганизации, выявляет качества характера ребенка, формирует трудовые навыки. Дети учатся преодолевать трудности, лень, добиваются хороших результатов в мыслетворчестве, воспитывают волю.
В работе с детьми необходимо изначально обращаться к их потребностям, - что их интересует, чему радуются, от чего волнуются, к чему стремятся.
МЫСЛИ - это электроны мозга, свидетельствующие об умственных способностях, о разуме,- они материальны. Мысль всегда была служанкой чувств. Прежде чем человек совершит поступок, он почувствует какую-то
4.
потребность. Эти чувства рождают мысль, а потом уже появляются действия – такова природа деятельности человека, исходящая из чувств и разума – великого дарования природы.
Без знания, без мысли о том, что возвышает человека над миром живых существ, не развивается его эмоциональная сфера, это ведет к примитивности чувств. Человеку нужны ЗНАНИЯ, потому что Он - Человек.
В определенной последовательности, циклично развивается жизнь человека:
ЧУВСТВО-МЫСЛЬ-ЖЕЛАНИЕ-ПОСТУПОК-ПРИВЫЧКА-ХАРАКТЕР-СУДЬБА.
Человеческое видение мира добывается трудом и человеческими отношениями, - трудом, в котором принимает участие СЕРДЦЕ, - хранилище
и добра, и зла. Если сердце чуткое к ДОБРУ, и в нем накопилось больше добрых чувств, то человек делается добрым, и наоборот – становится злым, когда в сердце нет ДОБРОГО чувства. Мудрые люди говорят: «Когда человек научится чувствовать сердцем, как бы видеть сердцем, - ЛЮБИТЬ окружающий мир и ближнего своего, тогда он может стать любвеобильным, человечным и добрым», - это основная цель в формировании человеческой личности.
По мере того, как человек становится более сознательным, начинает происходить чудо: многие негативные (мрачные) моменты жизни просто
исчезают. Тело становится более сонастроенным, глубокий мир воцаряется в теле, будто тонкая музыка пульсирует в нем. Всем людям необходима такая гармония чувств, а детям особенно важно. Происходит духовное преображение, когда наступает резонанс души и мысли, происходит сплав чувства и разума, человечности и знаний. Это и есть то духовное состояние, которое называется культурой, а человек – культурным. Когда же есть «отрыв» знаний от сердца, души, нравственности, - все это ведет к уродливому рационализму, превращает человека в холодного робота, в бездуховное существо.
Воспитание чуткости, отзывчивости и на радость, и к горю, страданиям других людей, сводится не к приказу и бездумному подчинению, а к развитию потребности в благородных чувствах и поступках.
Люди уже в глубокой древности убедились, что кроме силы физической у человека есть сила духовная – верность своим убеждениям. Сколько людей на свете, столько разных характеров и судеб, в зависимости
5.
от того, каким зарядом души обладает человек – положительным или отрицательным. Незримый дух добра и зла,
Повсюду нас подстерегает,
Какой заряд душа приобрела,
Туда и путь свой направляет.
ИСКУССТВО строить счастье, растить детскую душу - самое сложное из всех искусств. Общение с детьми у нас строится на сочетании, сплавлении серьезного, делового общения, на основе общей разнообразной деятельности с высокой романтикой, а также шуткой, парадоксом, юмором.
У нас все возможно попробовать, самостоятельно и творчески изобразить в этюдах фрагменты поведения детей, их характерные особенности, умение и неумение, капризы, недисциплинированность, закомплексованность, привычки хорошие и плохие и многое другое. Это помогает осознать собственную творческую свободу, а слушателям задуматься о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Включаясь в разнообразную деятельность, ребята постепенно познают необходимость творческого труда над собой, а также в интересах детского коллектива, родителей, всего общества. Дети учатся фантазировать, мечтать.
Фантазировать – значит, основываясь на работе собственного воображения, свободно и увлеченно, осмысленно и творчески создавать новую, придуманную реальность.
Весь мир становится предметом нашего художественного игрового освоения: воспроизведение поведения взрослых и детей, животных, этюды на общение: « Директор и ученик», «Продавец и покупатель», « Банкир и вкладчик». Эта игра в театр дает возможность осознать главное требование
актерского мастерства – требование ПРАВДЫ. Это не только художественное, но прежде всего нравственное требование.
Оставаясь в рамках игры, мы сохраняем серьезность в подходе к занятиям с одной стороны, и придаем занятиям увлекательный, яркий, захватывающий характер с другой стороны. Игра таинственная и волшебна. Она - чудо. А чудо воспринимается не только словом. Сначала его надо почувствовать, ощутить всем своим существом, поверить в него.
Чтобы достигнуть гармонии чувства и движения, дети учатся прислушиваться к самому себе, изнутри решать, как действовать самостоятельно, но прежде разобраться в характере изображаемого объекта. Его надо прочувствовать, настроить себя на перевоплощение,
6., отключившись от внешнего мира, и только потом представить в образе.
Тематика этюдов должна быть интересна детям, умна, талантлива. Этюды должны содержать гуманную идею и соответствовать возрасту юных исполнителей, по своей проблематике. В них обязательно присутствуют важные мысли, добрые чувства, юмор и смех. Через духовные, нравственные категории дети осознают себя и окружающий мир, тренируя и создавая высокие человеческие качества в себе самом. Необходима тематика с оптимистическим, жизнеутверждающим настроем, созвучным детству.
Вера в жизнь, в прекрасную и радостную жизнь – вот тот главный смысл, который должен наполнять работу с детьми.
Там, где дети, обязательно должна присутствовать педагогика, наука, помогающая юному человеку войти в этот мир, понять, полюбить его, принести ему пользу, и самому стать от этого богаче и выше. Порою, по крупицам приходится искать способы, приемы и методы, чтобы дети были счастливыми, чтобы их детство было наполненным и разумным, чтобы они встречались в детском саду с трудом и искусством, дружбой и справедливостью, чтобы они получили возможность играть и общаться, творить и мыслить.
Спасение человечества заключается в личном духовном поиске каждого человека, в осознании того, насколько каждый из нас ответственен за судьбы людей и жизнь Вселенной. Необходимо всю деятельность общества подчинить интересам человека, в подлинном смысле гуманизировать все социальные и иные общественные институты. Экстремальность жизни на планете, ставшая обыденностью, требует возвести в культ такие человеческие качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, любовь к ближнему,- это основные требования Единого Закона Вселенной. В этом и есть, наверное, суть нового мышления в наш быстротекущий век.
Таково веление времени ХХ1 века, заставляющее каждого из нас ощутить себя истинным гражданином родной нам, ставшей такой маленькой и тесной планеты. Век психологии и педагогики у нас только начинается.
Насколько действия человека будут разумными, творческими, будет зависеть жизнь на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"
Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"...
Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.
Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...
Сценарий спортивного развлечения посвящённого 23 февраля. Такие мероприятия развивают у детей двигательные навыки, силу, скорость, выносливость, координацию, воспитывают чувства патриотизма, дружелюбие, чувство сопереживания, стремление к взаимовыручке.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"313","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886868","at...
Программа групповых развивающих занятий "Чувства всякие важны, чувства всякие нужны"
В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вниман...
Особенности чувств дошкольника, основные направления развития чувств
Краткая презентация о психологических и педагогических аспектах развития чувств младших дошкольников и условиях их развития....
Занятие в рамках проекта"Чувства разные нужны, чувства разные важны"
Проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с миром чувств благоприятно сказывается на формировании их личностного развития. Дети учатся понимать себя и окружающих, жить в ладу с собой и ...
«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма».
«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма»....