Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Никиташенко Елена Валентиновна

поможет всем воспитателям выбрать походящую для себя специфику для воспитания детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста

      Воспитание детей – задача сложная, и справиться с нею могут только по-настоящему любящие и ответственные родители. Педагоги сравнивают детское сознание с чистым листом, который предстоит заполнить. И только от нас зависит, какая картинка появится на этом белом полотне – яркая, полная приятных впечатлений, полезных знаний и умений, или тусклая, наполненная негативными эмоциями и переживаниями. А еще ум детей сравнивают с губкой, которая буквально впитывает всю окружающую информацию. Поэтому воспитатели должны очень постараться, чтобы ребенка окружало все самое доброе и светлое.

       Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия  – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

      Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным развитием. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, развитие набирает высокий темп.

       На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Развивается общение как вид деятельности. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая.

       Задачи развития и воспитания:

- Укрепление и обогащение здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры детей. 

- Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. 

- Расширять представление об труде, воспитывать навыки коллективного труда.

- Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей. 

- Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре. 

- Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности.

Специфика физического воспитания.

       Целью физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка.  Физическое воспитание предполагает ведение активного образа жизни, занятия спортом, правильное питание, режим дня.

Задачи физического воспитания, в детском саду, являются следующие: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Учитывая специфику возраста, в процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

- потребность в ежедневных физических упражнениях

- умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности

- приобретение грации, пластичности, выразительности движений

- самостоятельность, творчество, инициативность

- самоорганизация, взаимопомощь

       Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, что облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов.

       Необходимо отметить, что, благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию.

Все задачи физического воспитания старших дошкольников решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию детей.

Специфика нравственно-патриотического воспитания.

       Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

       Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Специфика трудового воспитания.

        Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

        Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

     Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

Готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

      Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие  детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.

Специфика умственного воспитания.

      Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
     Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

      Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.

       В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления. Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетичным воспитанием. Целью умственного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников. В дошкольном возрасте ребёнок усваивает знание об окружающем мире, взаимоотношениях людей, внешних качествах, внутренних, существенных взаимосвязей предметов.

Специфика экологического воспитания.

       Цель экологического воспитания – формирование  человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

     Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

1 Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

Развитие познавательного интереса к миру природы;

3 Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

4 Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

5 Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

6 Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

7 освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

8 Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

9 Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

       Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

      Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом  зависит благополучие общества.

Задачи по укреплению здоровья  в ДОУ

       В МБОУ «Детский сад «Чайка» одним из приоритетных направлений деятельности является охрана и укрепление здоровья детей. Задачи по оздоровительной работе  в ДОУ

- сохранение и укрепление здоровья детей

- развитие сенсорных и моторных функций

- формированию потребностей в двигательной активности

- профилактика нарушений опрно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний

- приобретение навыка правильного дыхания

- привитию навыков элементарного самомассажа

- развитию интеллектуальных функций

- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности

- формирование гармоничной личности

        В дошкольном учреждении организованы оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя:  систему эффективных закаливающих процедур:  контрастное закаливание ног;  контрастные воздушные ванны;  влажные обтирания;  «Морской берег»;  босохождение;  точечный самомассаж; аротерапия;   максимальное пребывание детей на свежем воздухе.  Мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа. Все дети привиты по возрасту, своевременно; усиление контроля над санитарным состоянием в ДОУ.

        Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:

1) музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;

2) физкультурный уголок в групповой комнате; пособия, которые  стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой;

3) спортивная площадка (на участке детского сада) с полосами препятствий;

4) уголок релаксации в групповой комнате;

5) медицинский кабинет;

6) участки для прогулок, с навесами.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

       Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя, формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, развлечения.

       Особое внимание уделяем формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены, режима питания, так как прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.  Работаем над воспитанием самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

       Работа по физкультурно-оздоровительной деятельности в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей и проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка ДОУ.

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально - ритмические занятия (2  раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

       Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. В процессе воспитательной деятельности дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердце, мозга, костей, и др), рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения, питания.

       Широко используем оборудование из бросового материала: массажные коврики из пуговиц и пробок, малые мячи с шипами для самомассажа, массажёры сделанные из пробок.

Непосредственная образовательная деятельность

       Для формирования здорового образа жизни детей старшей группы было разработано перспективное планирование.

месяц

беседы

оздоровительные  интегрированные занятия

развлечения

сентябрь

 Наше тело. Укрепи свое здоровье. Опасности в лесу и на воде. Укрепи свое здоровье.

Точка, точка, запятая…

Это что за птица

Радуга здоровья

Зеленая аптечка

Праздник здоровья «На поиски клада»

октябрь

Мышцы. Что такое правильная осанка. Береги свой позвоночник. Правила дорожного движения

Новые приключения буратино. Если бы я был деревом. Маугли. Уважайте светофор.

Спортивный праздник «Дорога в город»

Ноябрь

Чем мы дышим. Чудо-нос. У кого какой нос. Сам себя я полечу

Путешествие в страну Носарию.

Маша-растеряша. Почему у слоненка нос длинный.

Спортивный праздник «Школа мяча»

декабрь

Чем мы слышим. У кого какие уши. Здоровые уши. Мое волшебное горлышко.

Кто сказал «мяу»? Телефон. Уши. Двенадцать месяцев.

Спортивные соревнования «Зимняя олимпиада»

январь

Такие разные языки. Берегите свое горло. Кто такие микробы. Как защитить себя от микробов.

Какие бывают языки. Знахарские посиделки. Приключения в королевстве микробов. Доктор Айболит.

КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»

февраль

Чистота-залог здоровья. Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья. Строение зуба. Здоровые зубы.

Федорино горе. Мойдодыр. Жил да был крокодил. Королева зубная щетка.

Театрализованное представление «Чистота залог-здоровья»

март

Органы пищеварения. Полезная еда. Опасности в природе весной.  

Сердце- мой моторчик.

Котята поварята. Приключения Чипполино. Медведь и Великий колдун. Кораблик.

Брей-ринг «Полезная еда»

апрель

Поможем сердцу работать. Как мы видим. Чьи глаза лучше. Будем видеть хорошо.

Спасти Витаминку.

Спортивный досуг «Школа космонавтов»

май

Чтобы сильным, ловким быть… опасности в общении с людьми. Опасности дома.  

Как медвежок стал сильным. Бармалей. Кошкин дом.

Познавательное соревновоние «Путешествие в страну Почемучию.

       Занятия по формированию здорового образа жизни длительностью 25 - 30 минут проводились 4 раза в месяц в помещении группы, физкультурном зале.

Знания и умения, приобретаемые  на занятиях в нашем детском саду:

- ознакомление с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями

- умение обосновывать и соблюдать правила гигиены

- умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения

- правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений

- представление о поведение человека в различных ситуациях

- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умение сравнивать и обобщать

- усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека

- соблюдению правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей

       В процессе воспитания здорового образа жизни с детьми проводилась предварительная работа, которая велась в свободное от занятий время. После проведения занятий дети долго рассуждали, например, почему у человека болят зубы, и какие микробы и бактерии начинают жить в зубах, если за ними не ухаживать. Во время таких бесед брали книги о здоровье зубов, вместе рассматривали картинки, затем начинали играть в магазин, продавать зубные щетки, пасту, рассказывать о полезности пасты, потом игра плавно перетекала в игру «Зубной доктор».

На занятиях  знакомили также детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала,  рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

       Проводя работу по  формированию здорового образа жизни, старались объяснить, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.

Гигиенические навыки

       В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учились закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Не все дети любят мыть руки.   Но в процессе работы появилось понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, а чтобы на них не было микробов. Объясняли на примерах, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво. С такими детьми не хочется общаться и дружить. Объясняли, что мытье рук делает организм крепче,  это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирали руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседовали индивидуально, объясняли, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие  приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Питание

       Особенно велика роль питания в детском возрасте. Говоря о питании детей дошкольного возраста, следует, прежде всего остановиться на особенностях этого возрастного периода. Детям дошкольного возраста свойственны высокая двигательная активность, сопровождающаяся большой тратой энергии, усиленные процессы обмена веществ, совершенствование и дифференцирование интеллектуальной деятельности, формирование речи, развитие эмоциональной сферы.  В дошкольном возрасте начинается самое тесное общение ребенка со сверстниками и окружающим миром. Это повышает возможность передачи ряда инфекционных агентов, что вызывает необходимость обеспечить детский организм высокой устойчивостью к инфекционным заболеваниям и хорошей сопротивляемостью. В детском возрасте формируется пищевой стереотип взрослого человека. Следовательно, от правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. Дошкольник должен научится понимать, что вредно, а что полезно из продуктов для его здорового развития.

Работа с родителями

       Для осуществления реализации всей системы по формированию здорового образа жизни у детей необходимой частью является работа с родителями. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используем как традиционные, так нетрадиционные формы работы. Такие как рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляем информационные уголки здоровья, проводим консультации, родительские собрания, спортивные семейные эстафеты. Родители являются постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в детском саду. Доброжелательный настрой формирует обстановку вокруг нас, создает уют, хорошую атмосферу в семье.  Теплая атмосфера в доме и детском саду – залог здоровья ребенка.

        В начале учебного года проводится анкетирование родителей по вопросам «Условия здорового образа жизни в семье».

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?  (Да, нет, иногда)

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка (Да, нет, иногда)

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда)

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? (Да, нет)

6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (Полноценное питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)

7. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье (Положительно, отрицательно, не воздействует)

8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите)

9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них

привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)

10.Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда)

11.Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)

12.Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить)

13.Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет)

14.Каковы причины болезни Вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в детском саду, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням)

       По результатам опроса в течение года проводятся  различные консультации, родительские собрания, где обсуждаются вопросы о здоровье детей (приложение №4).

Заключение

       Практика показала,  что здоровый образ жизни должен включать:

1.        настрой на здоровый образ жизни;

2.        достаточную двигательную активность;

3.        умение регулировать свое психическое состояние;

4.        правильное питание;

5.        четкий режим жизни;

6.        выполнение гигиенических требований.

       Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

-в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

-в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

-в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

-в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

        Работая по данному направлению, мы не останавливаемся на достигнутом. Поэтому, для решения вопросов  сохранения  здоровья  детей  детского сада  и формирования у них навыков и привычек здорового образа жизни определили ряд задач:

-формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть – плохо

-продолжать воспитывать навыки здорового поведения

-развивать знания о своем организме, здоровье

-обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

Литература:

1. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.     -     Волгоград: Учитель,2012.-170с.

2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.2-е изд., испр. доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 108 с.

3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.Москва- 2004.

4. Александрова Е.Ю. Дошкольник. Оздоровительная работа в ДОУ. Волгоград 2007

5. Моргунова О.Н. Физкультурно оздоровительная работа в ДОУ. Практическое пособие. Воронеж 2005

6. http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-patrioticheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html

7. http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol13.html

8. http://refleader.ru/rnapolbewqas.html

9. Ю.Б. Антоненко «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ САДУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...