"Вариативные сценарии занятий"
материал (средняя группа) на тему

Воронина Валентина Филипповна

"Вариативные сценарии занятий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативные сценарии занятий с детьми 4-5 лет.

Тема 1. Уверенность в себе.

Содержание: Как ты выглядишь? Чем ты похож, а чем отличаешься от других детей? Что тебе нравится? С кем ты дружишь? Кто тебе нравится?                                            Сценарий1.  Рассмотри себя в зеркале.                                       Вариант 1                                                                                Материал : большое зеркало Красивая новая кукла.

Ход сценария

Воспитатель вносит в группу куклу. Знакомит с ней детей, разговаривает с ними от имени куклы в красном платье с длинной косой, описывает свою внешность имени куклы. Кукла подходит к зеркалу и, любуясь с собой, отмечает, что она - девочка, прическу цвет волос и глаз. Затем воспитатель от имени куклы предлагает детям рассмотреть себя в зеркале и рассказать о своей внешности. При необходимости задаются вопрос.

-Кто ты, (девочка или мальчик)

-Какое у тебя платье, цвет глаз, волос

                                        Сценарий 3

Тема: Что в тебе и во мне общего.

Вариант 2

Материал: несколько игрушек, знакомых детям (разные животные и кукла).

ХОД

 Воспитатель знакомит детей с игрой «Догадайся, кто я».

Жестами, мимикой, голосом она передаёт характерные особенности знакомого животного, а дети называют его. После чего появляется соответствующая игрушка. Так повторяется несколько раз.

Затем воспитатель передаёт характерные особенности куклы. Вне зависимости от того, поймут ли дети, кого она изобразила, воспитатель достаёт куклу и вместе с детьми выделяет её характерные особенности. Задача взрослого-сосредоточить внимание детей на основных признаках, с помощью которых мы узнаем куклу (внешний вид, характерные движения).

Вопросы:

-Чем кукла похожа на человека?

-Чем отличается от него?

-Как можно сразу догадаться, что эта кукла. А не человек?

Другие варианты.

  1. Игровое упражнение «Догадайся, о ком я расскажу».

Воспитатель предлагает узнать какого-либо ребёнка по описанию, при этом она начинает с общих примет (мальчик в шортах, светлые волосы), а затем называя наиболее яркие особенности(в красной рубашке с галстуком, с голубыми глазами).

2.Дидактическое        упражнение «Сравни себя с другими».

Дети сравнивают себя по росту, цвету волос глаз, по одежде.

Игровое упражнение «Узнай, где твоя ладошка».

Дети обводят свою ладошку или ступню, пользуясь помощью взрослого или другого ребёнка, делают отпечаток на бумаге (краской),на песке, на снегу. Затем сравнивают ладошки и узнают свои.

3.Дидактическая        игра «Похож не похож».

Воспитатель достаёт игрушку(медведя или куклу) и просит кого либо из детей сравнить себя и игрушку, активно помогая ребёнку в выделении общих внешних черт и отличительных особенностей.

При этом количество признаков постепенно увеличивается (цвет волос, цвет глаз и т д.

4.Игра в имена.

Воспитатель по очереди спрашивает детей: как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя звали?

       

 

            -Ребята, а вы хотите посмотреть на себя?

Сценарий 4.Игровой урок.

Вариант 1.

Материал: игрушечный заяц, маленькая ширма на столе.

Ход занятия:

За маленькой ширмой на столе воспитатель незаметно для детей прячет игрушечного зайца и говорит детям, что к ним сегодня пришел гость, которого они хорошо знают. Однако этот гость любит сюрпризы и поэтому спрятался за ширмой. Ему очень хочется, чтобы дети сами догадались ,кто он. Воспитатель завязывает одному из детей глаза, предлагая за ширмой на ощупь узнать гостя и рассказать другим детям, кто это, какие у него особенности. (Вызывает 2-3 ребёнка). Затем воспитатель обобщает выделенные детьми различные особенности Степашки, по которым дети его узнали. После этого предлагает поиграть в игру жмурки. В заключении игры задаёт детям вопросы:

Как можно узнать друг друга?

Что для этого нужно знать друг о друге?

Вариант 2.

Взрослый предлагает игру» В лесу» (Узнай по голосу). Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга - водящий. Дети хором говорят. Таня, ты сейчас в лесу,

Мы зовём тебя, а-у!

Ну-ка, глазки закрывай, не робей!

Кто зовёт тебя, узнай поскорей!

Затем кто-то из детей называет водящего по имени: Таня! Или говорит «Ау! Водящий отгадывает, чей это голос. В заключении воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что все мы разные, но так как мы хорошо знакомы, то можем узнать друг друга по голосу.

Вариант 3.

Материал: Кукла Буратино, ширма.

Ход занятия.

На ширме появляется БУРАТИНО.

Буратино: Надоела мне эта Мальвина! И это не так, И то не эдак! Воспитатель: Ребята давайте подойдём к Буратино и спросим, почему он такой недовольный, что случилось?

Буратино: Да это Мальвина говорит, что нос у меня длинный, кляксы с ставит, а у самой волосы голубые!

Воспитатель: Подожди, Буратино! Чем тебе не нравятся голубые волосы Мальвины?

Буратино: Да дело не в волосах, а в её характере. Ей чистоту, порядок давай, а я не люблю порядок. Она говорит: «Учись!. А я не люблю учиться.

Воспитатель: Не расстраивайся, Буратино! Люди-то все разные. Но что-то и одинаковое бывает. Неужели у тебя с Мальвиной нет ничего общего?

Буратино: У меня две ноги, и у неё тоже две ноги. У меня две руки и у неё тоже и т д.

Воспитатель: И всё!? Может быть, ты любишь то, что любит Мальвина?

Буратино: Да! Мы любим яблоки, а ещё плюшки с чаем! И в театр любим, ходить вместе!

Воспитатель: Видишь, Буратино: у каждого есть, что то особенное, но есть и много общего. Ребята, не хотите ли вы рассказать Буратино, что вы нашли общего между собой!?

Дети рассказывают.

Другие варианты.

Подвижная        игра «Жмурки».

Ведущий ребёнок с закрытыми глазами ловит детей и отгадывает,кого он поймал, по особенностям одежды, росту и другим признакам.

1.Дидактическая игра» Чудесный мешочек»

(Определение предметов на ощуп).

Содержимое мешочка может комплектоваться по-разному (например, овощи, игрушки, различные формы).

2.Дидактическое упражнение «Потерянные вещи».

Детям предлагается угадать, принадлежат определённый предмет: носок, туфля, шарф, варежки и т д.

Сценарий 5. Что тебе нравится.

Вариант 1.

Материал: лист бумаги, фламастеры.

Ход сценария

Воспитатель берёт достаточно большой лист бумаги. Складывая делит на несколько частей. В каждом из полученных квадратиков он рисует любимые предметы, которые по его просьбе дети называют. Когда все квадратики заполнены, воспитатель и дети рассматривают рисунки, отмечают общее (Ване нравятся машинки и Тане тоже) и отличия в предпочтениях детей. В заключении лист бумаги разрезается по линиям сгибов, и каждому ребёнку дарится нарисованный для него предмет. Рисунки могут выполнятся схематическим, яркими фломастерами, но их тематика определяется заранее. (Например: любимая еда, игрушки и т д).

Другие варианты

1.Изготовление        аппликации «Что мне нравится»

Материал: изображение фруктов и цветов и т д.

Плотная бумага, клей.

Ход сценария

Дети выбирают наиболее понравившиеся изображения: фрукты, игрушки, цветы и т д. И наклеивают на плотную бумагу.

1.«Проба на вкус»

Материал: различные фрукты Ход занятия

Каждому ребёнку, предварительно завязав глаза, предлагают попробовать на вкус, например, различные фрукты. Вопросы к детям: - Что ты съел?

-Каков на вкус этот продукт?

-Понравился он тебе?

-Что нам помогает узнать вкус съедобного?

Воспитатель предлагает детям узнать по вкусу апельсин и выясняет, кому он нравится, а кому нет. У каждого человека, подчёркивает воспитатель, свой вкус. Например, Галя не любит молоко и не ест ничего молочного, а Вика никогда не пьёт сок Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу о том, что есть Блюда, которые все считают вкусными. Однако, есть и такие, которые одним нравятся, а другим нет. Каждый имеет право на свои вкусы и мнения. «На вкус и цвет товарища нет, «о вкусах не спорят».

Сценарий 6. Выбор игры.

Варианты.

  1. Дидактическое упражнение «Что ты выберешь».

В свободное время детям, предлагается выбрать по желанию какой- либо вид деятельности (рисование, конструирование, рассматривание книг). По окончании проводится беседа о том, почему они выбрали именно это занятие.

  1. Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Воспитатель вносит коробку с игрушками. Игрушки выкладываются, рассматриваются и раздаются детям для игр по выбору. При этом воспитатель может использовать стихи А. Барто «Игрушки.»

Сценарий: 7. Любимая игрушка.

Вариант 1.

Материал: любимые игрушки.

Предварительная работа:

Воспитатель предлагает детям принести из дома самую любимую игрушку.

Ход

Дети садятся в круг. Воспитатель просит рассказать, что они принесли, почему они любят именно эту игрушку? Как они любят с ней играть? После рассказов детей воспитатель предлагает каждому показать, с помощью пантомимы и мимики, как он любит свою игрушку.

Сценарии 8. Друзья.

Вариант 1.

Материал: любая кукла. Игрушки: петух, корова, кот.

Ход сценария

В гости к детям приходит любой персонаж (кукла Маша, Г ном, Весельчак и др.) и показывает им сундучок, в котором живут его друзья. Воспитатель вместе с детьми уточняет, что друзья-это те кто тебе нравится, кому рад, без кого скучаешь.

Затем персонаж загадывает детям загадки про своих друзей, которые живут в волшебном сундучке.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.

После правильного ответа звенит колокольчик, открывается сундучок, и появляется игрушка Котик. Воспитатель и дети радостно приветствуют его, обнимают, хвалят, предлагают подружиться. Поют потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы Зубки белые, глазки смелые.

Загадывается загадка:

Полем идёт, травку жуёт,

Мычит му - му, кто это не пойму?

После отгадывания опять звенит колокольчик, и дети вместе с воспитателем приветствуют корову, благодарят её за вкусное молочко, говорят ей ласковые слова, обнимают, поют потешку:

Уж как я свою коровушку люблю,

Ей крапивушки и травушки нажну.

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек Бурёнушка дала.

Загадывается ещё одна загадка:

Время считает,

Ку-ка-ре-ку распевает.

Снова звенит колокольчик, сундучок открывается, но дети видят, что он пустой. Кукольный персонаж горюет, что нет его дружка, рассказывает о том, почему скучает без него. Вместе с детьми начинает искать петушка. Воспитатель говорит детям, что петушок мог обидеться, потому что ему не сказали о том, какой он красивый, просит детей сказать ему ласковые слова. Воспитатель добавляет, что теперь кот, корова и петух могут быть друзьями детей, потому что им вместе весело и интересно.

Другие варианты.

  1. Игра:

«Выбери друга»

Игра проводится в кругу. Воспитатель включает музыку и предлагает, встав в круг, выбрать себе пару для танца.

Затем воспитатель спрашивает, почему тот или иной ребёнок выбрал другого, почему ему нравится его друг. В заключении все вместе слушают песню» Когда мои друзья со мной,» или другие песни о дружбе.

  1. Танец - Стыдно ссориться с друзьями (Макшанцева Е. Детские забавы.

Сценарий 9. Подружись Варианты:

  1. Подвижные игры и хороводы: «Паровоз», «Найди пару», «Карусель», «Кружева» ( М.Тимофеева, «Подвижные игры с детьми младшего возраста».)
  2. Танцы «Подружись», «Ходит Ваня», ( Сборник «Музыка в детском саду» (вторая младшая группа).

Тема 2. Чувства, желания, взгляды

Содержание: Когда тебе бывает грустно? Кого ты считаешь злым? Чего ты боишься? Что ты считаешь красивым, безобразным, вкусным, противным, обычным, странным?

Сценарий 1. Грустно Вариант 1

Материал: русская народная сказка «Курочка ряба» или «Золотое яичко» («Хрестоматия для дошкольников» 1998 г.)

Ход

Воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка ряба», а затем беседует с ними около зеркал.

Вопросы к детям:

-Какое настроение стало у дедушки и бабушки, когда прибежала мышка и разбилось яичко? Воспитатель предлагает изобразить , глядя в зеркало, грустных дедушку и бабушку.

  • Как курочка успокоила дедушку и бабушку?
  • Какое настроение стало у дедушки и бабушки?

Воспитатель предлагает детям показать веселых дедушку и бабушку. Затем включается народная плясовая музыка, и дети танцуют.

Вариант 2

Материал: кукольный театр по сказке «Курочка ряба»

Ход

Воспитатель показывает детям перчаточную куклу- Курочку, напоминая, что это персонаж известной им сказки «Курочка ряба». Предлагает детям выбрать себе по желанию роли персонажей этой сказки. Во время игры- драматизации, воспитатель обращает внимание детей на важность точной имитации голосов Курочки, Дедушки, Бабушки, и особенно на то, как их голоса меняются в зависимости от смены настроения. Затем воспитатель обращает внимание детей на куклу- Курочку и на то, что она загрустила. От имени куклы рассказывает детям о том, что у курочки пропали цыплятки , и поэтому ей грустно и одиноко. Воспитатель спрашивает у детей, как помочь курочке. Выслушав ответы, предлагает им самим превратиться в «цыпляток». Проводится подвижная игра «Вышла курочка гулять». Дети в образе «цыпляток», а воспитатель Курочки, имитируют соответствующие характерные движения и произносят:

Вышла курочка гулять        

На зов курочки дети бегут к ней. Воспитатель говорит, что теперь курочке весело. Занятие заканчивается общим веселым танцем под музыку.

Другие варианты

1.Чтение стихотворения С.Маршака «Перчатки».

Вопросы к детям:

  • В каком настроении прибежали котятки к маме ?
  • Какое настроение стало у мамы?
  • Как изменилось её настроение, когда котятки нашли перчатки?
  • Какое настроение стало у котяток в конце стихотворения? Воспитатель просит детей точнее передавать голосом разные настроения героев. Данное стихотворение затем можно с детьми инсценировать.

1. Рассматривание сюжетных картинок к стихотворениям А.Барто «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Мячик», (сборник «Солнышко в окошке», Санкт-Петербург, изд. Библиополис»,1997)

Вопросы к детям :

  • О чем это стихотворение?
  • Какое настроение оно у вас вызывает? Почему?
  • А какие у вас любимые игрушки?

Дети рассказывают о своих любимых игрушках.

Сценарий 2. Счастливый, грустный или....

Вариант 1.

Материал: Картинки с изображением зайчика в разных позах и с разными выражениями мордочки «Иллюстрации из хрестоматии «День за днем», «Новая школа», 1996 г.

Музыкальные фрагменты : Е.Туманян «Лиса».

Ход

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить сказку «Лиса, заяц и петух» и прослушать музыкальные картинки к этой сказке. Детям предлагается показать движения лисы. Далее следует фрагмент музыкального произведения ( Осенняя песня-Чайковский). Этот фрагмент можно использовать для иллюстрации грустного настроения. Вопросы:

  • Какая по настроению эта музыка?
  • У кого из героев нашей сказки было такое настроение?

Затем музыкальный руководитель предлагает детям выбрать картинку с таким изображением зайчика, которое соответствует по настроению этой музыки.

Вопросы:

  • Какая по настроению эта музыка?
  • У кого из героев нашей сказки было такое настроение?

Затем музыкальный руководитель предлагает детям выбрать картинку с таким изображением Зайчика, которое соответствует по настроению этой музыке.

  • Почему Зайчику грустно?
  • А кто помог Зайчику?

Музыкальный руководитель исполняет русскую народную мелодию «Курочка и Петушок» и спрашивает детей, подходит ли эта музыка к образу Петушка. Затем предлагает исполнить народную попевочку и показать в движениях смелого Петушка, пришедшего на помощь Зайчику.

Попевка:        «Тух        -тух        тух-        тух -тух- ходит по двору Петух,

Сам со шпорами, хвост с узорами,

Под окном стоит, на весь свет кричит: ку-ка-ре-ку!» После этого звучит веселая и задорная мелодия «Камаринский» Вопросы:

  • Какое настроение передает эта музыка?
  • У кого из наших героев в конце сказки стало такое же настроение?
  • А у вас какое сейчас настроение?

Музыкальный руководитель включает детям веселую музыку и предлагает станцевать любимый танец.

Вариант 2.

Материал: фланелеграф, две плоскостные фигуры девочки (весёлая и плачущая), изображение мяча, лужи.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая произошла с девочкой Таней (выставляет на фланелеграф фигуру весёлой девочки с мячом в руках). «Жила была девочка Таня. И был унеё красивый, яркий мяч, подаренный ей на день рождения....).

Вопросы к детям:

-Какое настроение у нашей Тани?

-Как вы догадались, что Таня весёлая?

Воспитатель, заменяет на фланелеграфе, фигуру весёлой девочки на плачущую, мяч перемещает в лужу. Читает стихотворение: Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.

-Тише Таничка не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Вопросы:

-Изменилось ли у Тани настроение?

-Какое оно сейчас?

-Как мы её успокаивали?

Дети повторяют последние две строчки. Воспитатель, достаёт «мяч» из «лужи» и заменяет « плачущую» девочку на « весёлую». Приговаривая: Мяч достали, он как новый,

Стала девочка весёлой.

-Какое настроение у нашей Тани стало сейчас?

-А вам было когда-нибудь грустно?

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру. Под слова: «Мой весёлый, звонкий мяч Ты куда пустился вскачь?

Воспитатель бьёт мячом в пол, а дети прыгают, имитируя скачущий мяч.

Вариант 3.

Чтение сказки « Почему плакал котёнок?».

Материал

Кукольные персонажи: девочка с куклой на руках, котёнок, гусь, свинья, коза, корова, кот.

Ход

Воспитатель рассказывает детям:

«Однажды утром маленькая девочка посадила свою куклу в коляску и решила погулять с ней. Но, уходя, девочка не покормила котёнка а ему так хотелось молочка. На беду котёнок совсем забыл, как об этом следует просить. Котёнок остался один и горько заплакал. В это время появился Гусь и начал спрашивать котёнка, почему он плачет. Котёнок отвечал, что он голодный и позабыл, как надо просить молочка. Гусь заметил, что это проще простого. Надо сказать: «Га-га-га!», и тогда сразу дадут молочка: он всегда так просит, когда голоден.

Котёнок сказал, что котята просят по-другому, не так как гуси.

То же самое спросили у Котёнка другие герои (Свинья, Коза, Корова). В конце сказки появляется Кот и напоминает Котёнку, что следует говорить: Мяу-мяу. Котёнок благодарит Кота и начинает мяукать. После этого появляется девочка. Она рада, что нашла своего забытого любимца и даёт ему молока. Котёнок наелся молока, стал довольным и весёлым».

Вопросы к детям:

Какое было настроение у котёнка, когда он остался один?

Кто помог котёнку вспомнить, как надо просить молока?

Как изменилось настроение Котёнка в конце сказки?

Примечание. Данную сказку в последствии можно предложить детям для самостоятельной инсценировки.

Другие варианты

  1. Пересказ и инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Вопросы:

-Какое было настроение у Зайчика, когда его выгнала Лиса?

-Кто помогал Зайчику?

-Как изменилось его настроение, когда Зайчик вернулся в свою избушку? Воспитатель просит детей изобразить движения и настроения героев сказки. Обращает внимания детей на то, как меняется их мимика и движения, в зависимости от того, какого зайчика они изображают, грустного или весёлого.

  1. Подвижная игра «Собачка Бобик».

Дети под слова стихотворения выполняют соответствующие действия (роль собаки Бобика исполняет любой желающий ребёнок, кто захочет).

Не играет пёс наш Бобик Он грустит-болит животик.

Бобика мы полечили,

Молочка ему налили.

Бобик наш развеселился,

Он запрыгал, разрезвился.

Больше, Бобик, не болей,

Будет всем нам веселей.

Пёсик, пёсик, вставай И ребяток догоняй! С. Рещикова.

Занятие 3. Злой.

Вариант 1.

Материал: сб. «День за днём», М. « Новая школа», 1996.

(сказка «Волк и семеро козлят».)

Кукольные персонажи по сказке «Волк и семеро козлят», ширма.

Ход занятия

Дети смотрят кукольный спектакль «Волк и семеро козлят».Вопросы к детям:

-Почему козлята открыли Волку дверь?

-Какой был Волк?

Дети изображают злого Волка голосом, мимикой, движениями. Воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку Козы так, как её пел Волк, и так, как её пела Коза. Затем она задаёт детям вопрос: Кто спас козлят? Надевает на себя шапочку-маску мамы-Козы, предлагая детям стать её козлятками. Проводится подвижная игра «Коза и козлятки». Воспитатель показывает, а дети имитируют разные движения: собирают ягоды, щиплют травку, пьют воду, прячутся от волка и т д. Идёт коза с ребятами,

С ребятами козлятами.

Козлятушки-ребятушки,

Гуляйте рядом с матушкой,

Мы вкусных ягод наберём

Все вместе песенку споём! С. Рещикова.

В заключении занятия дети вместе с воспитателем танцуют под весёлую музыку (музыка из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

Другие варианты

  1. Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам в «Хрестоматии для маленьких» (Москва, Просвещение, 1982) и обсуждение разных эмоциональных состояний героев.

Сценарий 4. Страшно.

Вариант 1.

Материал: кукольные персонажи:Бабушка, Дедушка, Алёнка, Ёжик. Сказка «Пых», обр. Н. Мялика (Хрестоматия для маленьких).

Ход

Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку по сказке «Пых», подготовленную старшими детьми, после чего задаёт ребятам следующие вопросы:

Почему Алёнка не испугалась?

Что может испугать вас?

(Рассказы детей из личного опыта).

Затем воспитатель объясняет детям, что означают слова:» У страха глаза велики».

Другие варианты

  1. Инсценировка по сказке «Снегурушка и лиса».

Материал: сказка «Снегурушка и лиса» (сб. «День за днём»,

«Новая школа.»

Вопросы к детям:

-Какое настроение было у Снегурушки, когда она осталась одна в лесу? -Почему она не спускалась с дерева. Когда её звали волк и медведь? -Какое настроение у девочки стало в конце сказки?

  1. Пересказ и инсценировка сказки «Кот, Петух и лиса».

Материал: сказка «Кот, Петух и Лиса» (Хрестоматия для детей старшего возраста)

Вопросы к детям:

-Что чувствовал Петушок, когда Лиса несла его к себе домой?

-Как изменилось его настроение, когда Кот и Петух спасли его? Воспитатель просит детей изобразить голосом, мимикой движениями настроение героев сказки, обращая внимания на то, что в зависимости от характера и настроения героев у детей меняются движения и голос, когда они их изображают.

Сценарий 5. Вкусный и не вкусный.

Вариант 1.

Ход занятия

Воспитатель читает детям стихотворение С. Маршака «Воробей в зоопарке» С. Маршака «Детки в клетке»

Вопросы к детям:

-Какая еда нравится зверям, живущим в зоопарке?

-А что любил есть воробей?

Далее воспитатель спрашивает у детей, что предпочитают есть их животные. В конце занятия воспитатель интересуется, что дети любят есть, а что не любят. В заключении проводится подвижная игра «Люблю-не люблю». Воспитатель называет определённый продукт, а те дети, которые его любят, начинают подпрыгивать и хлопать в ладоши говоря: «Я люблю, я люблю».

Другие варианты Дидактическая игра «Кто что ест».

Воспитатель предлагает детям из набора картинок выбрать те, на которых изображены их любимые продукты.

Сценарий 6 Обычный, странный.

Вариант 1.

Материал: шапочки или маски зверей.

Ход

Воспитатель читает детям сказку Чуковского «Путаница», пропуская в тексте отрывок о пожаре.

Вопросы к детям:

-Как необычно в этой сказке кричали котята, утята, свинки, курочки, воробышки, медведь, петушок?

Воспитатель предлагает детям надеть на голову шапочку-маску определённого героя и голосом изобразить его необычный крик.

-А кто вёл себя как обычно и уговаривал всех остальных зверушек? Воспитатель вместе с детьми повторяет слова зайчика: Кому велено мурлыкать, не чирикайте....

-А как звери опять стали кричать?

Дети изображают голосом и движениями гусей, птиц, лошадок и т д. Под весёлую музыку ребята в масках зверей танцуют общий танец. Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели,

Ручками захлопали,

Ножками затопали.

Тема 3. Социальные навыки.

Содержание: Почему возникают спор, ссора? Как можно помириться? Чем ты любишь заниматься с другими людьми?

Сценарий 1. Ссора.

Вариант 1.

Материал: две куклы-Ежи, яблоко, бумага, карандаши.

Ход

Воспитатель разыгрывает с помощью игрушек следующую сцену.

Два Ежа рассматривают яблоко.

Паф- Пуф, посмотри, какое сладкое яблоко!

Пуф- Это не сладкое яблоко, а кислое.

Паф- Нет, сладкое.

Пуф- А я говорю, кислое! Если бы оно было красное, тогда оно было бы сладкое. А оно зелёное, значит, кислое.

Паф- А разве зелёное яблоко не может быть сладким?

Пуф- Нет, не может. Раз оно зелёное, значит оно не созрело.

Паф- Если бы оно не созрело, значит оно было бы маленькое. А это яблоко большое, значит, оно созрело, и, значит, оно сладкое.

Ежата громко спорят, пыхтят, наскакивают друг на друга.

Пуф- Если бы оно было сладкое, его давно бы уже кто-нибудь съел, значит, оно кислое и противное.

Пуф фырчит и показывает, какое яблоко противное.

Паф- Нет, яблоко сладкое, просто его ещё никто не нашел.

Пуф- Нет, кислое!

Паф- Нет, сладкое!

Воспитатель обращается к детям с вопросом, что происходит с ежатами (спорят, ссорятся, ругаются), хорошо это или плохо?

Вопросы к детям:

-Каким бывает лицо у человека, когда он спорит?

Предлагает детям показать спорящие лица.

-Если спор не прекратить что может произойти?

-Как можно помочь Ежатам прекратить спор? (например, дать попробовать яблоко им самим и сказать ежатам, какое оно на вкус и

др).

Воспитатель пробует яблоко и предлагает детям по лицу догадаться, сладкое оно или кислое (показывает мимикой, что яблоко сладкое). После этого предлагает попробовать яблоко детям и показать мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус.

Вопросы к детям:

-Ребята, вы рады, что помогли ежатам прекратить спор?

-А вы, ежата, рады, что всё так благополучно закончилось? Теперь и мы знаем, что сначало нужно правильно во всём разобраться.

Вариант 2.

Материал: две куклы клоуна.

Ход занятия

Воспитатель вносит двух кукол и обращает внимание детей на то, что они очень печальные и хотят рассказать, что с ними случилось (чтение стихотворения от имени кукол)

Кто кого обидел первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Кто кого ударил первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

-И я дружил!

-Что же вы не поделили?

-Я забыл...

-И я забыл...

-Что ж не будете ругаться?

-Ни за что!

-И никогда!

-Остаётся вам обняться!

-Здорово!

-Согласен я!        Т.        Козлова.

Вопросы к детям:

-Какое настроение было у кукол, когда они поссорились?

-Как они помирились?

-Каким стало настроение, когда они помирились?

-А как вы это делаете? Покажите. Затем куклы прощаются с детьми и говорят, что постараются больше не ссориться.

Другие варианты

  1. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка.»

Два медвежонка нашли головку сыра и никак не могли разделить её поровну. Спор «разрешила» хитрая лиса, которая съела почти весь сыр. В ходе беседы обсуждаются причины и последствия спора между медвежатами.

Вопросы к детям:

-Почему медвежата никак не могли разделить сыр?

-Что они должны были сделать, чтобы помириться?

  1. Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки» (книга «Солнышко в окошке).

Мы поссорились с подружкой И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «играть давай!»

Вопросы к детям:

-Почему девочки поссорились?

-Почему одна из девочек решила помириться?

-Как она это сделала?

Сценарий 2. Как помириться.

Вариант Ход занятия

Воспитатель читает детям (в сокращенном варианте) сказку «Крылатый, мохнатый и масляный» (Хрестоматия для детей дошкольного возраста)

Жили- были Крылатый воробей, Мохнатая мышка да Масляный блинчик. Жили они поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил: зёрна, грибы, ягоды носил из леса. Мышка дрова рубила, а Блинчик-щи да кашу варил. Хорошо жили, дружно. Бывало воробей с охоты придёт, на лавку сядет, отдыхает. Мышка на стол накрывает, ложки крашеные считает, а Блинчик у печи щи варит, кашу пробует. Так они жили друг друга хвалили, да и себя не обижали. Только раз призадумался Воробей: Я целый день по лесу летаю, до поздней ночи работаю, а Мышь с Блинчиком, на печи лежат, только к обеду за работу принимаются. Не бывать больше этому, завтра же работу поменяем! Сказано-сделано. На другой день Блинчик пошёл на работу, Воробей- дрова рубить, а Мышка- обед варить. Встретилась по дороге Блинчику Лиса, почуяла она запах Блинчика масляного, как прыгнет на него, как ухватит за бок. Еле-еле Блинчик вырвался, бок в зубах у лисы оставил.

Домой побежал. А дома то что делается! Стала мышка щи варить. Решила она, как Блинчик, в горшок прыгнуть, чтобы щи жирнее стали, да и обварилась. А воробей стал дрова на мелкие щепки ломать, да и клюв на сторону своротил. Сидят они слёзы льют, а как увидели что у Блинчика пол бока съедены, ещё пуще заплакали. Тут Блинчик говорит: «Так всегда бывает, когда друзья ссорятся, друг друга не понимают». Воробью стало стыдно, и он попросил прощения. С тех пор они стали жить поживать по-старому, дружно да счастливо.

Вопросы к детям:

-Кто затеял ссору?

-Что получилось когда звери поменялись работами?

-Как друзья помирились?

-А что вы делаете, когда хотите помириться?

Затем воспитатель предлагает поиграть в музыкальную игру «Выбери друга». Дети становятся парами лицом друг к другу и под весёлую музыку двигаются по кругу.

Другие варианты

  1. Чтение сказки «Не воспитанный мышонок». (Хрестоматия по программе «Радуга»

Вопросы к детям:

-Почему звери рассердились на мышонка?

-Какое настроение стало у мышонка, когда никто с ним не стал играть? -Как мышонок сумел помириться со зверями?

Затем воспитатель предлагает детям инсценировать эту сказку.

  1. Чтение сказки «Тыквенок» и беседа по ней. (В. Сутеев «Тыквенок». Вопросы для обсуждения:

-Почему Тыквенок не хотел ни с кем дружить?

-Как друзья помирились в конце сказки? Почему?

Сценарий 3. Игровой урок.

Варианты

  1. Подвижные игры на сотрудничество: «Птички в домике», «Покатаемся на лошадке», «Два мяча», « Построим дорожку», «Дружно прыгнем», (Шишкина «Движение+движение».

Во всех играх дети взаимодействуют в парах , помогая друг другу. Воспитатель подчёркивает мысль, что одному в эти игры играть невозможно.

  1. Подвижная игра «Пузырьки».

Взявшись за руки по 3-4 человека, дети образуют круги-пузырьки и передвигаются по комнате или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими пузырьками. Каждый пузырёк придумывает свои движения.

Сценарий 4. Совместная работа Вариант 1.

Материал: коробка с ёлочными украшениями, гирлянда-цепочка, широкие полосы цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Ход занятия

Воспитатель вносит коробку с новогодними украшениями- самоделками, рассматривает их с детьми, обращая внимания на испорченную цепочку из цветной бумаги. Огорчается и просит детей сделать новую цепочку и украсить ей комнату. Предлагает детям сесть за стол кто с кем хочет. В процессе совместной работы воспитатель напоминает детям о последовательности выполнения задания, о том, как склеивать кольца так, чтобы цепочка получилась прочной и длинной, обращает внимания детей на то, что одна бы она не справилась, а все вместе они смогли сделать такую цепочку быстро. После того, как гирлянда сделана, воспитатель благодарит детей за помощь.

Занятие 5. Совместная игра.

Варианты

Сюжетно- ролевые игры: «Полечим мишку», «Угостим куклу», «Едем на машине» и т д. Воспитатель вместе с детьми участвует в игре, направляя и поощряя совместную игровую деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия в подготовительной к школе группе

Сценарий занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Изобразилию» Цель: Приобщать детей к  миру изобразительного искусства, развивать у них фантазию, творчество, воо...

Сценарий занятия детского оркестра "Праздник для птички"

ЦЕЛЬ:  Развитие у детей чувства ритма ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о празднике Продолжить работу над пением  каноном. Способствовать развитию мелкой моторики Развивать слуховое вос...

Сценарий занятия Семейного клуба в форме КВН

«Радуга на ладошке»,  сценарий занятия Семейного клуба в форме КВН для детей и родителей старшей группы...

вариативность физкультурных занятий

в материале даны конспекты физкультурных занятий разных видов - тематические, сюжетные, образные и др....

"Волшебный колпак"вариативное тренирующее занятие для дошкольников

План - конспект непосредственной образовательной деятельности  по физической культуре для детей старшего возраста «Волшебный колпак» ...

Курс занятий "Сила ума". Тематический план, сценарии занятий.

Здесь полное описание занятий курса "Сила ума"...

« Жанровая вариативность на занятиях хореографии»

Матераиал из опыта работы педагога дополнительного образования - хореографа....