« Жанровая вариативность на занятиях хореографии»
статья по музыке на тему

Котко Людмила  Николаевна

Матераиал из опыта работы педагога дополнительного образования - хореографа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_tantsy.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

                  « Жанровая вариативность  на занятиях хореографии»

          В наше социально -ориентированное время , когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии  творческой и гармонично — успешной личности ребёнка.

Начиная заниматься танцами в детском  возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение с окружающими. Таким образом танец является чем то большим, чем просто движение под музыку.

       Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогает прявлять во вне то, что находится внутри нас.

Занятие танцами дарят ребёнку радость движения, общения,обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

        В д/с детям предоставляется возможность раннего знакомства с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них основ творчества.  

  Хореография в детском саду - это курс учебных занятий, который        включает в себя:

  • обучение основным танцевальным шагам; формирование правильной осанки; изучение хореографических позиций ног и рук;
  • всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма ребенка; усвоение важных музыкально-двигательных умений и навыков; развитие координационных способностей и гибкости, а также постоянная постановка танцевальных композиций.

      Хореография проводится с целью воспитания у детей чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений.

       Для любого ребенка дошкольного возраста занятия хореографией важны и нужны, так как с помощью них раскрывается каждый ребенок как личность.

Для этого - используются на занятиях индивидуальные задания, сюжетно- ролевые игры в танцевальной форме, возможность придумывать танцевальные движения самостоятельно, оценивать их с помощью зеркала и т.д., а это важно для последующего обучения в школе.

      Со всеми детьми осуществляются постановки танцев по различным жанрам, это существенно пополняет двигательный запас движений. Всем известно, что танцевать дети хотят с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движениях. Красивая эмоциональная музыка доставляет детям радость-; поднимает настроение, вызывает желание двигаться

     Танец - именно и есть та форма самовыражения, которая необходимо детям. На занятиях изучаются танцы различного характера: спокойные, лирические хороводы, озорные польки, грациозные вальсы, ритмичные марши, тематически посвященные какому-либо празднику.

    Через танцы дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, русский народный танец. Чутко откликаясь на музыку и овладевая навыками танцевальных движений, дети увлеченно и с удовольствием принимают участие в создании композиций танца.

       С самых первых занятий я приучаю детей слушать музыку, начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом звучания аккомпонимента. Выполняя эти задания у детей тренируется слуховое внимание, воля ребенка, произвольность движений.

        Для того, чтобы научить детей свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку использую различные методические приемы – наглядно – зрительный (карточки с изображением положения рук, ног, корпуса),  двигательный (показ движений, плясок, отдельных их элементов) словесный (образный рассказ, пояснение в ходе выполнения движений,)  упражнение, многократное повторение.

       На занятиях   звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях мы (педагог-хореограф и концертмейстер) используем упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

      Образно – игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность,     и что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж, животное, предмет.

        Так в своей работе широко использую образные этюды, которые заставляют ребенка логически мыслить, образно представлять выход из ситуации «Лиса в курятнике», «Как завязать воздушный шар одной рукой!, «Сломанный стул».

        Этюды миниатюры такие как «Таня и мячик», «Ежик – чистюля», «Воробей»,  « Любитель рыбачок» «Превращения с платком» так же помогают ребенку перевоплотиться, уметь передать характер.

        

       Обучая детей танцевальному искуству я познакомила их с классическим танцем.  Рассказывала  детям об истории возникновения танцев, которые они танцуют в данный момент, особенности ритмической и музыкальной структуры.

 Объяснила, что классический танец — это всего лишь система движений.

Его надо оживить, одухотворить, иначе он будет казаться однообразным. Необходимо раскрыть в нём сильные доли, чувства и тогда впечатление меняется.

         Обучая детей исполнению вальса   предварительно предлагаю прослушать  отрывок  из балета « Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Рассазываю, что вальсы бывают разные . Одни могут звучать - легко, нежно, светло,  другие — празднично,торжественно.Давала возможность ребятам импровизировать, спрашивала: как хочется двигаться под эту музыку? Показывала детям плавные движения рук, легкое, движение ног, положение корпуса, головы. Образные этюды « Чайка»,  « Бабочка» , « Качеля» помогли детям  понять стиль движения.

          Чтобы детям было легче ориентироваться в мелодии, мы обязательно просчитываем  движение. Прослушивая жанровое произведение ,выделяем  основную и сильную часть музыкального  сопровождения. Работаю над тем, чтобы дети  в исполнении использывали мимические движения.

        Обучая детей  польке, расказывала, что этот танец один из наиболее  популярных национальных чешских танцев. Полька — двудольный танец. Мелодический склад польки включает интонации подвижных танцев с подскоками.

Детям очень нравиться быстрый ритм польки, особенно , если  использовать сюжет и создавать осмысленный танец. ( Например: « Птичка - полька»)

При работе над русскими народными  танцами ,

например: «Маша - Дорогаша»

        1. Провела беседу о том как раньше называли молодых девушек и парней (хлопцы и дивчата). Рассказала как в старину  собирались  они  на лугу, пригорке  - плели венки,водили хороводы, веселились.

        2. Прослушали музыку, текст музыкальной композиции.

        3 Рассмотрели костюмы, атрибуты к танцам.

          4. Разучивали русские народные движения.

5.Работали над  рисунком танца, перестроениями, качеством выполнения

танцевальных  движений.

      Так же в своей работе я практикую постановку  современных   массовых  и сольных  номеров. (структура предвартельной работы  та же).

         По ходу своей работы стараясь решать еще одну немаловажную задачу – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения, развивать инициативу чувство товарищества, взаимопомощи, трудолюбия.  Постоянно напоминаю детям, что красивая осанка, опрятный внешний вид, умение элегантно держаться — все это мы можем отнести к правилам хорошего тона.

И достичь результата можно лишь многократным закреплением этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой. Например: показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку) и соответственно, как девочка принимает приглашения; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит её за совместный танец.

        

      При постановке танцевальных композиций уделяю внимание  отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющая название,) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца.  

       Вместе с тем ребятам предлагаю и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом      учитываем  возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы.  

     На базе  детского сада работает  хореографичекая студия « Капельки»,

(младшая и старшая группы). Работа проводится по авторизированной программе, где дети овладевают более углубленными  навыками

   

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль занятий хореографией в дошкольном возрасте»

Хореография - искусство любимое детьми. И работать с ними - значит, ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое ...

Консультация "ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ"

1. Что такое импровизация2. Воображение как необходимый элемент импровизации3. Импровизация в игре и танце...

Буклет. Консультация для родителей «Значение формы одежды для занятий хореографии».

Когда ребенок начинает заниматься танцами всегда встает вопрос формы. Какую форму купить и где? А ведь это  важно,  в каком внешнем виде ваш ребенок пойдет на занятие хореографией....

Информация для родителей на стенд "Значение формы одежды для занятий хореографией".

Информация о значении формы одежды для занятий хореографией....

Что дают детям дошкольного возраста занятия хореографией?

При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения,...

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здор...

Консультации родителям на тему: "Для чего нужны занятия хореографией"

Консультации родителям на тему: "Для чего нужны занятия  хореографией"...