Программа дополнительного образования. Кружок "Веселые ложкари"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. Пособие включает в себя содержание программы по развитию музыкальных способностей детей посредством игры на русских народных инструментах и методические рекомендации к ней. Пособие предназначено для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, всем, кто интересуется народной музыкальной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.21 КБ |
![]() | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК
«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Подготовительная группа.
Автор разработки: музыкальный руководитель
Кабанцева Лидия Николаевна
г. Югорск
Пояснительная записка
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:
- повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии,
- помогает преодолевать неуверенность, робость,
- сплачивает детский коллектив.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.
Постоянно применяя на занятиях шумовые инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные задания с деревянными ложками. Они играют на них в свободное от занятий время. Так возникла идея организовать ансамбль ложкарей.
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудил меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Веселые ложкари».
Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах
Задачи:
- Приобщать детей к русской национальной культуре;
- Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
- Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному
осмысленному музицированию.
- Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
- Формировать целеустремленность, развивать чувство ансамбля, ответственность,
дисциплинированность.
Формы и методы работы
- Фронтальные занятия.
- Беседа. Обсуждение.
- Индивидуальные занятия
- Занятия малыми группами.
- Подготовительные упражнения при обучении игре на ложках.
- Постановка рук.
- Моделирование с помощью коротких и длинных звуков.
- Обучение детей музыкальной грамоте.
- Оркестровое сопровождение музыкально-ритмическим движениям, пению,
играм.
- Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.
Направления работы:
- Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
- Самостоятельное исполнение произведений на русских народных
- инструментах.
- Развитие творческих способностей.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Основной формой работы в кружке «Веселые ложкари» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю и индивидуально в свободное и вечернее время. В год проводится 25 - 27 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут: младшая группа ансамбля 20-25 минут, старшая группа ансамбля 25-30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:
- беседа;
- рассматривание подлинных русских народных инструментов;
-слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы.
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;
- экскурсии;
- организация фотовыставок;
- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- соревнования между подгруппами;
- создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Структура программы:
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – подготовительный этап (средняя группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 ступень – младшая группа ансамбля
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.
Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.
3 ступень – старшая группа ансамбля
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.
Например,: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения.
Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей от 4 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».
Методы работы:
♦ Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
♦ Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
♦ Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
♦ Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
♦ Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Ожидаемый результат:
♦ играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
♦ применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных
инструментах;
♦ слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
♦ петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
♦ ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
♦ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Критерии определения результативности программы:
♦ ритмичность выполнения всех заданий;
♦ в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках;
♦ легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.
Способы определения результативности программы:
♦ игра на 2-х и 3-х ложках;
♦ игра на русских народных инструментах;
♦ игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);
♦ игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.).
Работа с родителями предполагает:
Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.
Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.
♦ Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники, фольклорные праздники, развлечения и досуги, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Приемы игры на двух ложках
Ударяют одной ложкой о другую.
Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;
«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
- Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
- Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.
- Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
- Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание»
- Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
- Журнал «Музыкальная палитра»
- Журнал «Музыкальный руководитель»
- Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
- Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
- Мельников «Русский детский фольклор», 1987
- Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
- Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
- Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
- Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
- Сборник «Гармошечка-говорушечка»
- Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
- Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы кружка «Веселые ложкари»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-635891-1728292848.jpg)
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/30/picture-1270311-1630343904.jpg)
Программа дополнительного образования "Веселые ложкари"
Программа по дополнительному образованию музыкального рукововдителя "Веселые ложкари"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1391500-1647342211.jpg)
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-1177683-1571575324.jpg)
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/14/picture-1512316-1707900648.jpg)
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...