Программа дополнительного образования. Кружок "Веселые ложкари"
рабочая программа (подготовительная группа)

Кабанцева Лидия Николаевна

 

Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.  Пособие включает в себя содержание программы по развитию музыкальных способностей детей посредством игры на русских народных инструментах и методические рекомендации к ней. Пособие предназначено для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, всем, кто интересуется народной музыкальной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx30.21 КБ
Файл plan_raboty_kruzhka.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

КРУЖОК

«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Подготовительная группа.

Автор разработки: музыкальный руководитель

Кабанцева Лидия Николаевна

г. Югорск

Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:

  • повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии,
  • помогает преодолевать неуверенность, робость,
  • сплачивает детский коллектив.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.

Постоянно применяя на занятиях шумовые инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные задания с деревянными ложками. Они играют на них в свободное от занятий время. Так возникла идея организовать ансамбль ложкарей.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудил меня организовать  в  детском  саду  ансамбль  русских  народных  инструментов «Веселые ложкари».

   

    Цель:  Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах

   Задачи:

  • Приобщать детей к русской национальной культуре;
  • Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  • Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному  

      осмысленному музицированию.

  • Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
  • Формировать целеустремленность, развивать чувство ансамбля, ответственность,

   дисциплинированность.

         

Формы и методы работы

  • Фронтальные занятия.
  • Беседа. Обсуждение.
  • Индивидуальные занятия
  • Занятия малыми группами.
  • Подготовительные упражнения при обучении игре на ложках.
  • Постановка рук.
  • Моделирование с помощью коротких и длинных звуков.
  • Обучение детей музыкальной грамоте.
  • Оркестровое сопровождение музыкально-ритмическим движениям, пению,

играм.

  • Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

Направления работы:

  • Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)
  • Самостоятельное исполнение произведений на русских народных
  • инструментах.
  • Развитие творческих способностей.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Основной формой работы в кружке «Веселые ложкари» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю и индивидуально в свободное и вечернее время. В год проводится 25 - 27 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут: младшая группа ансамбля 20-25 минут, старшая группа ансамбля 25-30 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и целом о русской народной культуре использую такие формы:

- беседа;

- рассматривание подлинных русских народных инструментов;

-слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной школы.

- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;

- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;

- экскурсии;

- организация фотовыставок;

- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- игры с палочками;

- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

- создание собственных приемов игры на народных инструментах.

Структура программы:

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап (средняя группа)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – младшая группа ансамбля

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.

Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – старшая группа ансамбля

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы. 

 Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.

 Например,: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения.

Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.

 Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей от 4 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».

Методы работы:

 ♦        Объяснительно-иллюстративный

            (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  ♦        Репродуктивный

          (разучивание, закрепление материала).

  ♦        Исследовательский

            (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  ♦        Метод побуждения к сопереживанию

            (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  ♦        Метод поисковых ситуаций

            (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Ожидаемый результат:

 ♦        играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

   ♦        применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных  

             инструментах;

 ♦        слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

 ♦        петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном     инструменте;

 ♦         ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;  

 ♦         понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в   ансамбле.

Критерии определения результативности программы:

♦ ритмичность выполнения всех заданий;

♦ в совершенстве владеть приемами игры на 2-х ложках;

♦ легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с пением и движением.

Способы определения результативности программы:

♦ игра на 2-х и 3-х ложках;

♦ игра на русских народных инструментах;

♦ игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);

♦ игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска и т.д.).

Работа с родителями предполагает:

Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.

Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.

♦ Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники, фольклорные праздники, развлечения и досуги, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
  2. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  3. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.
  4. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
  5. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание»
  7. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
  8. Журнал «Музыкальная палитра»
  9. Журнал «Музыкальный руководитель»
  10. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
  11. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
  12. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  13. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  14. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  15. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
  16. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
  17. Сборник «Гармошечка-говорушечка»
  18. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
  19. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.

 



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка «Веселые ложкари»

ТЕМА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

ОКТЯБРЬ

1. «В гости к ложкам - веселушкам»

Познакомить детей с инструментами, которые будут звучать в ансамбле. Побеседовать с детьми о ложках, загадать загадку о них, прочитать стихотворение «Ложкари».

Предложить послушать русскую народную музыку «Светит месяц», в исполнении оркестра русских инструментов.

Картинка с изображением ансамбля ложкарей.

Иллюстрации с разновидностями ложек. Загадка: - всех кормлю с охотой я, а сама безротая. Грамзапись.

Карточки с изображением русских народных инструментов.

Учебное пособи

«Заиграли ложкари»,

Под редакцией

 П. Синявский.

2. «Дружные лошадки»

Учить правильно, держать ложки: черенки ложек закладываются так, чтобы выпуклостями они были обращены друг к другу. Отрабатывать звук, который получается при ударе ложкой о ложку. Звук напоминает цоканье копыт.

Деревянные ложки

Методика работы с ансамблем ложкарей

Автор Г. Срибная.

 3. «Добрый жук»

Отрабатывать упражнение «Лошадка» - добиваться согласованного исполнения. Попевка «Жук» - играть, динамически отмечая короткий и длинный звук. Р - короткий, f - долгий.

Ложки

Нотный материал к попевке «Жук».

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Автор Н.Г.Кононова.

 4. «Маятник»

Познакомить с упражнением «маятник» - скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Развивать чувство ритма, прохлопать попевку «Ложки»

Ложки

«Ложки две чудеса творят, стоит в руки взять весело стучат.»

Методика работы с ансамблем ложкарей.

Автор Г. Срибная.

НОЯБРЬ

5. «Метроритм»

Формировать стремление к самостоятельной творческой активности.

Педагог ногой обозначает метроритм (сильные доли такта). На основе этого метроритма ребенок выполняет задание - точный повтор на ложках услышанного ритмического рисунка, исполненного педагогом.

Нотный материал.

Методическое пособие

«Вопросы теории и методики»

Задание №1, стр. 6

6. Музыкально - дидактическая игра

«Давай, поговорим!»

Развивать быстроту мыслительных процессов и двигательных реакций, активизировать внимание, способствовать накоплению ритмического опыта. Педагог играет, ребенок отвечает и наоборот. Играть попевку «Ложки» с динамическими оттенками.

Набор шумовых инструментов: коробочки, Баночки, кубики.Ложки.

«Вопросы теории и методики»

Задание № 2, стр.7.

7. Игра –задание

 «Замкнутый круг»

Предложить сочинить продолжение ритмического задания в заданном темпе и размере. Ребенок, получивший задание первым, должен придумать свой импровизационный ритмический ответ.

Таблица со схемой направления мелодии

«Вопросы теории и методики»

 Задание № 3, стр.7

8. Дидактическая игра «Громко - тихо»

Познакомить детей с понятием «динамические оттенки», (форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, диминуэндо). Учить показывать динамические изменения с помощью движений: Форте - высоко поднятые ложки над головой. Пиано - опущенные к самому полу. Волнообразное движение рук при исполнении ритмических заданий вверх - крещендо, вниз - диминуэндо.

Карточки со знаками обозначающие динамические оттенки. Музыкальный материал: Русская народная музыка «Ах ты, береза»,

(в оркестровом исполнении)

«Вопросы теории и методики «

Задание № 5, стр. 8

                                                                                       ДЕКАБРЬ

9. Ритмическая игра

«В гости к лошадке»

Продолжать осваивать приемы игры на двух ложках:

  • лошадка,
  • труба,
  • норка для мышки- норушки.

Ложки

Фотографии с изображением положения рук во время игры.

(схемы)

Журнал

«Дошкольное воспитание»,

стр. 110.

10. «Шофер»

Учить новому приему игры на ложках.

Зажать черпаки обеих ложек в ладонях и , разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары, попеременно открывая и закрывая у ложек резонаторы. Движения чем-то напоминают движения рук водителя автомобиля.

Ложки

Картинка с изображением приема игры.

(схемы)

«Искусство играть на ложках»,

Автор. Д. А. Рытов

11. «Ах вы, сени»

Познакомить детей с новым произведением. Побеседовать о характере. Учить играть это произведение раннее разученными приемами игры на ложках, а также на шумовых инструментах

Ложки. Трещотки.

Рубель. Бубен.

Бубенчики.

Нотный материал.

Ритмоформулы с изображением долгих и коротких звуков.

ЯНВАРЬ

12. «Рождественские

       колядки»

Музыкальное сопровождение Праздника детьми, занимающимися в ансамбле ложкарей.

Музыкальные и шумовые

инструменты, русские

народные костюмы

Фотоматериал

13.  «Звонкий - тихий

         черпачок»

Продолжать обучать приемам игры на ложках. Одна ложка находится у немного приоткрытого рта таким образом, что ее полость(черпак) и полость рта создают своеобразный резонатор.

Удар производится другой ложкой. Изменяя величину резонатора

(больше или меньше открывая, или закрывая рот), дети образуют звук разной высоты.

Ложки.

Фотография с изображением приема.

Карточки с индивидуальными заданиями

«Вопросы теории и методики»

Задание № 7, стр. 9

«Музыкальная палитра» №2.

Автор Д.А. Рытов.

14. «Игра двумя    

         ложками»

Учить держать ложки в правой руке между черенками (посередине) находится указат-ый палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу.

Удары осуществляются:

по ладони левой руки; по правой и левой ногам; по ноге и ладони, которая находится над ногой; по плечу и ладони (тремоло)

Ложки

Фотография с изображением Приема игры.

«Музыкальная палитра», №2, 2001 г.

Автор. Д. А. Рытов.

ФЕВРАЛЬ

15. « Сорока-сорока», музыкальная

 обр. Тиличеевой.

Разучивание попевки приемом тремоло. Учить ритмично выстукивать попевку, импровизировать

Иллюстрация к попевке.

Ложки.

Камушки.

Нотный материал.

16. «Подгорка», русская народна музыка.

Познакомит с новым произведением, прослушать pro в исполнении оркестра народных инструментов. Побеседовать с детьми о характере произведения. Учить играть первую часть, выстукивая сильную долю, акцентируя ее, изменяя динамику.

 Аккордеон

Ложки.

Журнал

«Дошкольное воспитание», №6,1999г.

Нотный материал.

17. «Подгорка».

русская народна музыка.

Продолжать разучивать произведение. Учить играть вторую часть произведения приемом «маятник». Играть, прислушиваясь, друг к другу. Первую часть играть с динамическими оттенками, выдерживая темп.

Ложки Ладошки.

Журнал

«Дошкольноевоспитание»,

№3, 1999г.

Нотный материал.

18. «Подгорка».

Учить играть третью часть произведения, приемом «тремоло». Четко выстукивая ритмический рисунок. Разучить партии с шумовыми инструментами.

Ложки.

Шумовые инструменты.

Журнал «Музыкальная палитра» №2, 2001г.

Нотный материал.

МАРТ

19. «Весенняя капель»

Участие ансамбля ложкарей в праздничных утренниках посвященных восьмому марта. Исполнение русской народной музыки «Подгорка».

Все инструменты, играющие в оркестре.

Костюмы.

Фотоматериал

20. «Комар и лягушка»

Познакомить с новым приемом игры на трех ложках. Познакомить с ритмической игрой «Комар и лягушка».

Ложки.

Пальчиковый театр.

«Вопросы теории и методики»

 Задание № 4, стр.4

Автор Д.А Рытов.

21. «Комар и лягушка»

Продолжать осваивать игру на трех ложках. Играть, согласовывая движения с музыкой, слышать динамические изменения музыке.

Ложки.

Карточки с динамическими оттенками

«Вопросы теории и методики»

 Задание № 5, стр.4

Автор Д.А Рытов.

22. «Колотушка».

Познакомить детей с новым приемом игры на ложках «колотушка». Ложки ставятся между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Картинка с изображением приема (положение рук)

Ложки.

Загадка.

Потешка.

Методика работы с ансамблем ложкарей. Автор, Г. Срибная.

АПРЕЛЬ

23. «Мы на луг  

                      ходили»

Разучить с детьми русскую народную песенку «Мы на луг ходили». Учить, играть песенку, приемом «колотушка». Отрабатывать игру ровными восьмыми длительностями, не опережая друг друга .

Текст песни Нотный материал. Ложки. Бубны.

« Музыка в детском саду», Средняя группа . стр .45

24. «Форшлаги»

Познакомить детей с новым приемом игры на ложках. Скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар выполняется от себя

Ложки.

Методика работы с ансамблем ложкарей.

Автор Г. Срибная, стр.112.

25. «Повтори и  

                    закрепи».

Продолжать осваивать прием игры на ложках «форшлаг».

Учить играть звонким, чистым звуком.

Ложки

Методика работы с ансамблем ложкарей.

Автор Г. Срибная, стр.114

МАЙ

26. « Вот как мы играем»

Повторение попевок: « Жук», «Ложки». Учить играть согласованно. Продолжать развивать быстроту мыслительных процессов и двигательных реакций.

Инструментальное сопровождение. Картинки с изображением попевок.

Нотный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования "Веселые ложкари"

Программа по дополнительному образованию музыкального рукововдителя "Веселые ложкари"...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...