«Принципы планирования НОД в речевом развитии».
консультация (старшая группа) на тему
Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования, которое является проектированием становления и развития речи каждого ребенка, прогнозированием динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
города Балашова Саратовской области»
Обмен опытом
«Принципы планирования НОД в речевом развитии».
Выполнила:
Учитель-логопед
Пирожкова Н.В.
2016 г.
Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования, которое является проектированием становления и развития речи каждого ребенка, прогнозированием динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
В методике сложились принципы планирования работы по развитию речи, отражающие объективно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы.
1.Решение задач всестороннего развития ребенка, взаимосвязь речевой работы со всеми другими разделами воспитательно-образовательного процесса.
2. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи.
В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития:
- воспитание звуковой культуры речи,
- формирование словаря и грамматического строя речи,
- развитие связной речи,
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи,
- ознакомление с художественной литературой.
Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка как системы использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.
3. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.
4.Отбор содержания и методов работы на основе учета возрастных особенностей детей, учета уже достигнутого уровня детской речи.
5.Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
6.Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что каждый ребенок уникален. Процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других - медленнее. По - разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.
7.Учет конкретных условий. K конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект ит. д.), условия детского дошкольного учреждения.
8. Систематичность педагогического воздействия на речь, выражающаяся в еженедельном охвате всех основных задач развития речи, в упорядоченном распределении содержания и форм работы с детьми в течение недели, месяца; в отсутствии длительных интервалов в формировании речевых навыков.
Названные принципы в совокупности с общедидактическими определяют характер планирования НОД в речевом развитии.
Виды планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Они не должны быть громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.
Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи; предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.
Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи и работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в неделю, месяц, квартал, их последовательность. Система занятий В.В.Гербовой. В основе занятий, разработанных коллективом под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, лежит принцип комплексности решения задач речевого развития. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи.
Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми (индивидуальные программы развития). На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми и т. д.).
Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
Удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. При планировании индивидуальной работы имена детей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным видом и формами индивидуальной работы.
Если задачи в конце месяца реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
Заблаговременное определение последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования.
На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры с детьми с целью формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; работу по ознакомлению, с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию); дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.
Требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать:
а) название занятия;
б) задачи, которые предстоит решить (содержание главной речевой задачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, перечень слов для введения в словарь или перечень звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);
в) дидактический материал;
г) последовательный ход занятий;
д) способ организации детей (работа с группой, подгруппой, определенными детьми; за столами, на ковре, со сменой места, расположения детей).
В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками.
Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми.
По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня. Работа по развитию речи вне занятий должна предлагаться ненавязчиво, проходить непринужденно, не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей.
Педагогическая работа требует постоянного анализа, который должен быть направлен на выявление причин, определивших результат. Результаты анализа могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей.
В конце квартала (года) педагог может подвести итоги работы по разделам, сравнить их с данными учетно-проверочных занятий, с материалами специального обследования речевого развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию детей группы раннего возраста
Я предлагаю изучить данное перспективное планирование, расчитанное на один год для детей раннего возраста....
Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы...
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)
Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...
Календарно - тематическое планирование Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи) Подготовительная группа
МесяцТема НОДПрограммное содержаниеИсточник1-я неделя сентября «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел».Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, ин...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОС...
Календарно - тематическое планирование. Образовательная область «Речевое развитие». «Развитие речи». Вторая группа раннего возраста.
Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования. Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками норма...
Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников
Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эфф...