Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления, через использование развивающих игр»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
№ 11 «Чебурашка»
Опыт работы
«Формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления, через использование развивающих игр»
Автор: Павлова Наталья Викторовна
Дата: 24.02.2017
Моршанск
2017
Актуальность. (Слайд 1)
Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. Работая с детьми обратила внимание, на то, что дети часто допускают ошибки в счете, слабо знают основные цвета спектра, путают синий цвет с зеленым, многие не могут назвать геометрические фигуры. Во время непосредственной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.
Цель. (Слайд 2)
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать развивающие игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.
Поэтому цель моей работы: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через использование авторских методик.
Задачи. (Слайд 3)
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении развивающих игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.
Для решения поставленных задач бала проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);
• составлена картотека логико-математических игр;
• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.
Условия. (слайд 4)
При подборе и проведении развивающих игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации,
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Технологии. (Слайд 5,6)
В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, Дьениша, Кюизенера, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
• В основу технологии В. Воскобовича (Слайд 7) положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени (Слайд 8)
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.
• Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина
(Слайд 9)ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей. Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку, организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание детей к играм собственным примером, и в процессе игры взрослый выступает в роли консультанта, создавая ситуацию непринужденного общения по поводу заданий, проблемных ситуаций, предлагаемых в игре.
(Слайд 10) Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, (Слайд 11) ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.
( Слайд 12) Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер ( разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Позволяют решать следующие задачи: Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету); Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов); Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда; Освоение прямого и обратного счета; Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших); Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..) Познакомить со свойствами геометрических фигур; Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику. (Слайд 13)
(Слайд 14) Игры В. Воскобовича, Б. П. Никитина «Геоконт», «Квадрат», «Сложи узор», «Кубики», блоки Дьениша, палочки Кюизнера предлагаю детям во время самостоятельной деятельности, и а также использую их при индивидуальной работе и в непосредственно- образовательной деятельности.
Работа с родителями
(Слайд 15) Свою работу по данной теме осуществляю в тесном контакте с родителями. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Задача педагога по данной проблеме –донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.
Для решения данной проблемы я знакомлю родителей с математической игротекой, провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, оформляю папки – передвижки, привлекаю родителей к пополнению центра «занимательная математика»
Мной были проведены следующие мероприятия:
• Консультации
• Родительские собрания
• Оформление папок – передвижек
• Презентации
• Мастер – класс
• Математическая игротека
• Дни открытых дверей
Работа с педагогами. (Слайд 16)
В работе с педагогами были использованы следующие работы:
• Консультации
•Создание картотеки математических игр
•Участие в совещаниях, семинарах
• Проведение открытых занятий.
Результаты (Слайд 17)
Работу по развитию логического мышления через формирование элементарных математических представлений я начала во второй младшей группе. В ноябре, после адаптации, была проведена диагностика по выявлению знаний, умений и навыков по развитию элементарных математических представлений, дети показали следующие результаты: на низком уровне 50% детей, на среднем – 36%, на высоком – 14%. В конце года, в мае была проведена повторная диагностика: на низком -29%, на среднем 50%, на высоком – 21%, как видим уже к концу второй младшей группы дети показали неплохие результаты. Эту работу я продолжила и в средней группе. С помощью специально подобранных развивающих игр, включённых в воспитательно-образовательный процесс, развивается логико-математическое мышление дошкольников, что подтверждает положительная динамика уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием авторских развивающих игр способствует более успешному развитию у детей основных приёмов логического мышления, математических способностей.
Буду и дальше работать по данной теме в следующем году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....
Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.
Развивающие дидактические игры порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям, снимают проблемы мотивационного плана. Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образователь...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...
Презентация «Формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления, через использование развивающих игр»
Презентация к опыту работы...
ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием развивающих игр Воскобовича «Математическое путешествие в страну Знаний»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группыс использованием развивающих игр Воскобовича«Математ...
- Мне нравится (1)