Индивидуальный образовательный маршрут
рабочая программа по теме

Алещенко Илона Николаевна

Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по образовательной программе ДОУ и реальными возможностями ребенка и его познавательными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

Иванова Артема

воспитанника старшей группы МБДОУ       д/с № 11 комбинированного вида ст.Новощербиновская

2015 г.

Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по образовательной программе ДОУ и реальными возможностями ребенка и его познавательными потребностями.

Учитывая, что 5 лет – является сенситивным периодом к обучению, и, основываясь на наблюдения (у ребенка не задержка психического развития, а соц.-пед.-запущенность), планируется провести работу по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках Артема по индивидуальному маршруту.

После предварительных наблюдений во время адаптационного периода педагоги отметили хорошую память у ребенка. Он легко пересказывал художественные произведения, которые читали воспитатели, развернуто отвечал на вопросы и иногда задавал уточняющие вопросы по деталям, заинтересовавшим его в содержании произведения. Легко запоминал материал, полученный на занятиях, и применял эти знания на практике. Вызывает опаску повышенная агрессивность и гиперактивность ребенка, неумение контактировать со сверстниками. Но, учитывая условия, в которых ребенок рос до 5 лет, ожидать от него другого поведения было бы не логично.

Индивидуальная программа  направлена не только на устранение пробелов в знаниях, но и на социализацию.

Программа рассчитана на 7 месяцев (ноябрь-май), но может быть скорректирована в зависимости от успешности воспитательно-образовательного процесса в большую или меньшую сторону. В процессе обучения ребенок не отстраняется от занятий с основной группой детей. Он присутствует на всех основных занятиях и во второй половине дня занимается с педагогами по индивидуальной программе. Дополнительно с ребенком будет заниматься учитель-логопед над постановкой звуков.

Этапы реализации программы.

  1. Мониторинг развития ребенка.
  2. Планирование и проведение индивидуальных занятий для устранения пробелов в знаниях 5-летнего Артема.
  3. Создание благоприятной обстановки для более быстрой и успешной социализации ребенка.
  4. Планирование и поведение бесед с опекуном Чайко Е.В. по вопросам воспитания и развития.
  5. Проведения промежуточного мониторинга для коррекции образовательного маршрута.
  6. Привлечение специалистов для решения проблем в воспитании и развитии Артема (учитель-логопед, психолог).
  7. Проведение итогового мониторинга в конце года.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

Окружающий мир

Первичный мониторинг

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Итоговый мониторинг

Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый). 

Внимание

Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).

Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Повторять узор или движение.

Математика

сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).

разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?)

Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).

Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Складывать пазлы без помощи взрослых.

Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Память

Запоминать 7-8 картинок.

Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).

Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Лепить из пластилина мелкие фигурки.

Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

Составлять сложные предложения разных видов.

Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

Составлять рассказы по картинкам.

Выразительно рассказывать стихи.

Различать гласные и согласные буквы.

При проверке знаний выставляются баллы:

3 - знает, умеет в совершенстве;

2 – отвечает, выполняет с подсказкой;

1 - отвечает, выполняет с помощью педагога;

- не знает, не умеет.

Первичный мониторинг: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ноябрь: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Декабрь:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Январь:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Февраль:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Апрель:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый мониторинг (май):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планирование занятий:

Тема

Источник, педагог

Начальная привязка к календарю

Расширение и уточнение знаний

Закрепление материала

1

Счет предметов. Величина. Стрекоза из природного материала

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.30, воспитатель группы

1-я неделя ноября

2

Количественный состав чисел. Форма предметов. Конструирование многоэтажного дома.

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.40, воспитатель группы

3

Русская народная культура. Рисование «Укрась платочек».

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.49, воспитатель группы

2-я неделя ноября

4

История достопримечательностей моей станицы. Рассматривание и описание картины И.Шишкина «Рожь»

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.88

5

Домашние животные. Рисование по образцу «Автобус с флажками едет по улице»

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.103, воспитатель группы

3-я неделя ноября

6

Рассказывание на тему «Растения огорода». Рисование «Грузовая машина».

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.105, воспитатель группы

7

Виды транспорта: наземный, воздушный, водный. Составление рассказа-описания «Лиса».

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.106, воспитатель группы

4-я неделя ноября

8

Профессии людей. Составление рассказа по теме «Дары природы»

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.114, воспитатель группы

9

Страна моя родная. Природа России

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.123, воспитатель группы

1-я неделя декабря

10

Порядковый счет. Конструирование робота

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.141, воспитатель группы

11

Предметы быта. Рассказывание из личного опыта «Мой любимец».

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.194, воспитатель группы

2-я неделя декабря

12

Понятие «мерка». Буратино из природного материала.

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.208, воспитатель группы

13

Военные профессии. Беседа по вопросам.

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.215, воспитатель группы

3-я неделя декабря

14

Составление рассказа-рассуждения «Как можно пожалеть». Рисование на тему: «Удивительный день в саду»

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.230, воспитатель группы

15

Стихотворения о маме. Декоративное рисование

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.239, воспитатель группы

январь

16

Геометрические фигуры. Поделка по замыслу из природного материала.

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.242, воспитатель группы

17

Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». Знакомство с гжельской росписью

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.259, воспитатель группы

18

Составление узоров из геометрических фигур. Слон из спичечных коробков.

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.264, воспитатель группы

1-я неделя февраля

19

Домашние птицы и их детеныши. Рисование с элементами аппликации: панно «Красивые цветы».

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.266, воспитатель группы

2-я неделя февраля

20

Государственная символика России. Инсценировка р.н.с. «Маша и медведь».

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр. 286, воспитатель группы

21

Звуковая культура речи.

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.294, воспитатель группы

22

Части суток. Краб из природного материала.

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.308, воспитатель группы

3-я неделя февраля

23

Использование понятий «сначала», «потом», «раньше», «позже»

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.318, воспитатель группы

24

Различение гласных и согласных звуков

«Комплексные занятия в ДОУ» старшая группа по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, стр.344, воспитатель группы

25

Постановка звуков

«Коррекция нарушений речи», учитель-логопед

В течение всего периода обучения

БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

ИВАНОВА АРТЕМА

Сентябрь

  1. Памятка «Режим дня ребёнка».
  2. Беседа с родителями о роли семейного воспитания.

Октябрь

  1. Беседа «Старший дошкольный возраст, какой он?»
  2. Оформление буклета «Ты не один» (список телефонов и адресов куда можно обратиться родителям в проблемных ситуациях).

Ноябрь

  1. Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения.
  2. Индивидуальные советы «О чем говорить с ребенком дома?»

Декабрь

  1. Консультация для родителей «Характер ребёнка зависит от Вас».
  2. Анкетирование родителей «Особенности общения вашего ребёнка».
  3. Консультация для родителей «Нервный ребёнок».
  4. Рекомендация для родителей «Оздоровление воздуха с помощью растений».

Январь

  1. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»
  2. Беседа с родителями «Воскресный день».
  3. Пополнение материала к папке-передвижке «Мудрые мысли о воспитании».

Февраль

  1. Памятка для родителей «Упражнения артикуляционной гимнастики».
  2. Рекомендация для родителей «Коррекционные игры по звукопроизношению».
  3. Анкетирование «Знаете ли Вы своего ребенка?».

Март

  1. Беседа с группой родителей «Игрушка - надёжный помощник в воспитании ребенка».
  2. Консультация для родителей «Детские интересы. Как их развивать?»

Апрель

  1. Родительское собрание «Наши успехи».
  2. Буклет «В царстве вежливых наук».
  3. Информация к размышлению «Жестокое обращение с детьми».

Тематика  бесед с ребенком.

  1. Цикл бесед о здоровом образе жизни.
  2. Цикл бесед на нравственную тематику («Дружба», «Моя Родина – Россия», «Не драться!», «Мы – друзья!», «Старость надо уважать», «Мы – патриоты России!».
  3. Цикл бесед о поведении в детском коллективе.
  4. Цикл бесед о поведении в природе.
  5. Цикл бесед по безопасности.

Ожидаемый результат.

При выполнении всех задач и условий образовательного маршрута планируется ликвидировать пробелы в знаниях ребенка, его социализации в детском коллективе.

Знания, умения и навыки ребенка должны выровняться минимум на средний уровень согласно требованиям общеобразовательной программы ДОУ.

К концу учебного года у ребенка должны сформироваться такие интегративные качества:

№ п/п

Интегративные качества

Результаты освоения   Программы

1.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

1.Сформированность и автоматизация основных культурно-гигиенических навыков: застёгивает и расстёгивает пуговицы, ухаживает за одеждой, укладывается спать, принимает пищу.

2.Создаёт  и контролирует  условия качественного выполнения гигиенических процедур.

3.Сформированность основных движений и физических качеств:

сформированы мелкомоторные движения;

координированно выполняет  движения;

создаёт творческое сочетание движений;

передаёт заданный ритм, темп, направление;

выделяет ведущую руку; дифференцирует движения правой-левой рук.

4.Сформированность потребности в двигательной активности:  целесообразно организует свою двигательную активность;

осознанно выполняет все виды движений, следя за их качеством.

5.Сформированность представлений (чёткие, осознанные, начальные) о здоровом образе жизни:

осознанные начальные представления о здоровье, значении гигиенических процедур, важности правильного питания, прогулок.

6.  Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни  (выполняет самостоятельно, при минимальном контроле взрослого).

2.

Любознательный, активный;

1. Познавательные интересы.

2.Познавательные вопросы:

вопросы, направлены на установление  причинно-следственных связей.

3.Познавательное экспериментирование.

4.Самостоятельность.

5.Обращение за помощью к взрослым.

6.Участие в образовательном процессе.

3.

Эмоциональ-но отзывчивый;

1. Отклик на эмоции близких людей и друзей.

2. Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов.

3.Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

4.Эмоциональное реагирование на мир природы.

5.Представления об эмоциональных состояниях.

6.Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

4.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

1.Использование вербальных и невербальных средств общения.

2. Владение диалогической речью.

3. Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

4. Форма общения со взрослым.

5.Форма общения со сверстниками.

6.Владение культурой общения.

5.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

1.Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения.

2.Осознание своей жизнедеятельности.

3.Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений.

4.Способность к волевому усилию.

5.Соподчинение мотивов:

соподчинение мотивов возникает часто, протекает осознанно;

роль взрослого необходима в особо трудных случаях, когда значимость мотивов примерно одинакова.

6.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

1.Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком.

2.Проблемность как качество ума.

3. Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

7.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

1.Имеющий первичные представления (общая осведомлённость):

о себе, о семье, об обществе и государстве, о мире, о природе, о культуре.

8.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

1.Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции:

-наглядный образец;

-словесный образец.

2.Самоконтроль:

-наглядный образец;

-словесный образец.

3.Самооценка:

-наглядный образец;

-словесный образец.

9.

Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности

1.Способный  предложить и воплотить собственный замысел в:

рисовании,

конструировании

 речевом творчестве.

Итоговая характеристика Бруяка Артема.

Антропологические данные Бруяка Артема соответствуют  уровню  развития. Ребенок физически развит, активен. Нарушение движений, параличи не наблюдаются. Чувство равновесия и правильная осанка соблюдаются. Мелкая моторика развита  по возрасту: присутствует  согласованность действий рук, точность движений.

 Ведущая рука – правая. Работа на листе бумаги  не вызывает затруднения. Артем ориентируется на листе бумаги: знает положения «вверху листа», «внизу листа», «в центре листа», «слева», «справа».
У Артёма познавательные интересы, любознательность сформированы.                                                                                                Внимание легко привлекается, но неустойчивое из-за гиперактивности, не всегда легко переключается с одного вида деятельности на другой.                                                    Уровень зрительного, целостного восприятия, практической ориентировки на форму в  норме. Наглядно-образное мышление в норме.  Умение сравнивать и  понимать  динамические  изменения  событий  сформированны. Зрительная память развита. Ситуации со скрытым смыслом (пословицы, юмор) объясняет.

 За помощью к взрослому  обращается. Ребенок  всегда понимает обращенную к нему речь. Допускает ошибки в согласовании рода, числа, падежа.

 Словарный запас  достаточный. Свободно пользуется предложениями.  Речь быстрая, громкая, эмоциональная. Легко пересказывает художественные произведения и отвечает на вопросы по содержанию этих произведений.

Восприятие величины, цвета и формы  не  нарушено. Из множества выделяет заданное количество предметов. Понятия «один - много», «большой - маленький», «больше - меньше» доступны. Умеет выполнять простейшие арифметические действия.

Представления ребенка о ближайшем окружении сформированы: знания о себе, своей семье, о родственниках.

Временные  представления  сформированы.  

Проявляет стойкий интерес к новой игрушке или игре, не всегда адекватно использует игрушку. Умеет  использовать  предметы- заместители.

Вступая в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их.

В играх  старается  занять  ведущую  роль, любит быть лидером. Не всегда подчиняется игровым правилам.

Проявляет интерес к конструктивной деятельности. На замечания, одобрения  реагирует  адекватно.

 В различных ситуациях может проявлять агрессию к сверстникам, как защитную реакцию или несправедливое отношение к себе.

 Навыки самообслуживания сформированы. Трудовые поручения выполняет с интересом.

За время нахождения в ДОУ с октября 2014 года по сегодняшний день у ребенка заметен скачок в развитии. Артем усваивает программу на уровне сверстников, посещавших детский сад. Заметно снизилась тревожность и напряженность. Стал более терпим к сверстникам, хотя, как отмечалось ранее, иногда может решить вопрос с помощью кулаков. Ребенок соблюдает требования педагогов и подчиняется правилам общежития в детском коллективе. Уровень развития и усвоения программы ДОУ выше среднего. В разделах, где необходима механическая память – отмечается высокий уровень освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....