Самообразование. «Условия управленения проектной деятельностью педагогов в детском саду ».
статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Результаты работы по самообразованию заведующей детским садом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Результаты работы по самообразованию заведующей детским садом | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
«УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».
Основной вид экономической деятельности учреждения – дошкольное образование.
В связи с введением ФГОС наш детский сад, как и все образовательные учреждения должен перейти на новый государственный стандарт в обучении. Кардинально поменять структуру учебного процесса. Педагоги готовы изучать новые требования, но не все готовы заниматься введением инноваций в образовательный процесс на практике ( кто то дорабатывает до пенсии, кто то до окончания ребенком детского сада, у кого то не хватает квалификации освоить новый материал самостоятельно и нет желания учиться и т. д.).
За последние 5 лет коллектив детского сада сменился на 10 %: смена места жительства, рождение детей. Обслуживающий персонал работает стабильно. Средний возраст сотрудников : 40 лет.
Формированием групп и приемом кадров, организацией методической и консультативной работы с педагогами, поставкой продуктов занимается непосредственно заведующий.
Включение родителей в образовательный процесс дошкольников через проекты стало основой формирования единой воспитывающей среды «образовательное учреждение-дом (семья) ребенка». Участие семьи в проектной деятельности детей является лучшим достижением всего педагогического коллектива.
Именно непосредственное участие родителей в проектах побудило нас к поиску новых форм сотрудничества с семьей.
Руководитель должен играть координирующую роль в изучение и проведении анализа мнений, пожеланий и идей родителей. Определять тематику и проблематику проектов, в которых примут участие семьи наших воспитанников. Мы понимаем, что привлечение даже 2-3 родителей к разработке проектов будет большой удачей, ведь в таком случае им будет принадлежать инициатива придумывания замысла, выбор содержания и путей осуществления проекта. Каждая группа совместно с семьями разрабатывают и представляют сценарии увлекательных и познавательных мероприятий для детей и родителей, защищают авторские наглядные методические пособия.
В детском саду создано профессиональное сообщество, в котором все творческие начинания педагогов принимаются и поддерживаются. Ведь ни один проект не может состояться, если его участники не обладают инициативой, самостоятельностью, творчеством.
Творческие проекты заняли свое место в образовательном процессе нашего детского сада, они являются своеобразной визиткой детского сада, придают ему неповторимый облик.
Наиболее яркими и запоминающимися стали проекты:
· Подготовительная группа №1 воспитатель Берова М. А.· «Моя семья »;
· Учитель - логопед Хортиева М. А."Нас сказка учит говорить".
Средняя группа №1воспитатель Шерстукова Н. Н." Здравствуй сказка".
Вторая младшая группа №2 воспитатель Кокова Ф. Ю."Домашние животные"
Подготовительная логопедическая группа воспитатель Безрокова М.Д.
Управленческая деятельность по развитию проектной деятельности в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, организации отношений с воспитанниками и их родителями.
В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир – является исследователем. Реализация проектного метода в дошкольном учреждении помогает развивать логическое мышление дошкольников, систематизировать накапливаемые ими знания.
Передо мной как руководителем встает задача управления проектной деятельностью педагогов для достижения общей цели, реализации ФГОС в учреждении. Привлечение родителей будет способствовать активному восприятию и пониманию происходящих процессов. Родители учатся взаимодействовать с детьми не только с позиции взрослый и ребёнок, но и как равноправные партнёры.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив детского сада пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Введение в работу метода проектов помогает приобщить родителей к жизни детского сада и не забывать о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Выяснение потребностей родителей коллектив осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих детский сада№3. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности по удовлетворению запросов родителей:
Интеллектуальное развитие детей.
Физическое развитие.
Художественно-эстетическое.
В ходе исследования постановки проблемы управления проектной деятельностью педагогов составлен социальный паспорт МКОУ СОШ№27 (Детский сад №3), это помогло определиться с выбором способов и методов работы с семей воспитанников в организацию проектной деятельности в детском саду. (Таблица 1).
Таблица 1. Социальный паспорт МКОУ СОШ№27 (Детский сад №3).
№ п/п | Критерии |
Кол-во | 327 |
1. | Всего детей:327 |
Из них: сирот | 7 |
инвалидов | 5 |
2. | Всего семей: 268 |
Из них: полных | 259 |
неполных | 9 |
многодетных | 3 |
инвалидов (родителей) | 6 |
опекунство | 1 |
участники локальных войн | - |
малообеспеченные | 5 |
3. | Социальный состав: |
служащие | 103 |
рабочие | 246 |
предприниматели | 68 |
неработающие | 210 |
4. | Образовательный ценз: |
172 | |
среднее -специальное | 200 |
Среднее (общее) | 255 |
14 | |
Национальный состав | |
Кабардинцы | 263 |
Балкарцы | 23 |
Русские | 20 |
Другие. | 21 |
Дошкольники | |
Мальчики | 175 |
Девочки | 152 |
Сотрудничество с родителями осуществляется на основе договора, заключенного при поступлении ребенка в детский сад до выпуска ребенка в школу.
Изучение запросов родителей на образовательные услуги обнаружило ряд фактов:
- Семья практически полностью доверяет педагогам в определении того, какие знания и навыки должны получить воспитанники. Единственным требованием, выдвигаемым родителями, является качественная подготовка к школе. При этом представление о качестве образования выражается лишь в том, чтобы дети могли читать. Проявляется некомпетентность некоторых родителей в познании своего ребенка, его возможностей и особенностей.
Проведены консультации, беседы где были изучены теоретические основы проектного метода и показаны преимущества.
С введением ФГОС изменились и требования, предъявляемые к выпускникам детского сада при поступлении в школу. В настоящее время акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т. п.;
В этой связи в управлении важно решать проблемы, чтобы
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
- Часть родителей, не обращая внимания на здоровье детей, их интересы и склонности, пытается насытить жизнь посещением многообразных секций, кружков, воскресных школ. Другие же требуют, чтоб в детском саду ребенка обучали хореографии, иностранным языкам, предоставляли услуги логопеда и т. д. Учет данного факта ставит перед детским садом задачу расширения образовательных услуг, безусловно, с учетом возможностей детей и не в ущерб их здоровью и познавательному интересу.
В детском саду№3 организована кружковая работа. Стабильно проводятся занятия по четырем направлениям:
1. Патриотическое воспитание-кружок национальных танцев учитель кабардиского языка Катханова Ж. А.;
2 Художественно-эстетическое развитие-кружок изобразительного творчества "Карандашик "воспитатель первой категории Шерстукова Н.Н.;
3 Физическое развитие –кружок "Крепыш" инструктор по физической культуре Бжедугова О. В.
4 Музыкальная деятельность – кружок театральной студии "Сказка" музыкальный руководитель Лукьяненко Л. Е.
Отказ от учебной модели в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Использование проектного метода в работе помогло безболезненно поделить детей по интересам, в то же время вести коррекционную работу с воспитанниками.
Занятия в «Театральной студии» играют важную роль в подготовке ребенка к школе: постановка звуков, формирование выразительности речи и т. д.
Занятия в кружках «Карандашик», «Тесто пластика» играют важную роль в развитии мелкой моторики воспитанников.
Вместе с тем, имеется немало родителей, которые обеспокоены лишь тем, чтоб ребенок был накормлен и одет.
Отсутствие в семье эмоционального благополучия и позитивного взаимодействия, нормальных детско-родительских отношений влияет на психическое состояние детей и вызывает различные негативные проявления в поведении.
Исходя из этого, педагогическому коллективу необходимо осуществлять успешное сотрудничество с различными категориями семей, дифференцированно по их проблеме и индивидуальному запросу на образовательные услуги.
В образовательной программе особое внимание выделено на взаимодействие с семьями воспитанников. Определено время педагога в режиме дня для общения с родителями. В содержании образовательной деятельности, во всех образовательных областях предусмотрены разнообразные формы интерактивного сотрудничества и преемственности дошкольного и семейного воспитания. Последнее достигается введением в образовательный процесс проектной деятельности и активным участием родителей.
Анализируя достигнутые результаты педагогического коллектива по внедрению метода проектов в работу педагогический коллектив поставил перед собой задачу: изучить имеющийся педагогический опыт и привести использование проектного метода в систему, выявить условия, влияющие на управление проектной деятельности педагогов.
Использование этого метода в детском саду имеет локальный характер, происходит системно.
Происходящие в последнее время стремительные перемены в жизни нашей страны и связанная с ними объективная необходимость освоения каждым учебным заведением нового социального, экономического и правового статуса, а также беспрецедентное в истории российского образования расширение потока педагогических и управленческих инноваций поставили руководителей дошкольных образовательных учреждений перед необходимостью использования проектного метод педагогами и управления инновационной деятельностью.
Это требует переосмысления предназначения системы управления дошкольного образовательного учреждения вообще и каждой из ее подсистем (в том числе и подсистемы управления развитием инновационной деятельности педагогов) в частности.
В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении.
Прежде всего, приходится отметить, что педагогический коллектив МКОУ СОШ№27 (Детский сад №3) находится на достаточно высоком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям:
· хорошо развита мотивационная готовность к освоению нового;
· знания педагогов в области педагогических инноваций характеризуются как системные.
Используя методы эмпирического анализа: интервью и опрос, проведено исследование педагогического коллектива с целью выявления мотивов участия педагогов в процессе введения инноваций в работу, в частности использовании метода проектов, а также определению управленческих условий, на которые необходимо обратить внимание.
В ходе исследования (опрос педагогов) выявлено, что я, как руководитель должна создать в учреждении атмосферу способствующую:
- Ориентации педагогов на повышение уровня образования, квалификации, развития профессиональных компетенций;
- Формированию положительного отношения к инновационной деятельности;
- Участие персонала в процессе изменений (освоению метода проектов, отойти от стандартной организации воспитательно-образовательного процесса ).
Качество воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении зависит от того, насколько быстро и качественно педагогический коллектив реагирует на изменения системы воспитания, введение инноваций в работу.
Выявлены характеристики профессиональных ориентаций педагогов:
1. Мотивы выбора профессии;
2. Цели воспитательной деятельности.
Мотивы выбора профессии воспитателя:
- Социальная значимость деятельности воспитателя («считаю работу воспитателя важным, нужным и благородным делом»);
- Личностная самореализация («возможность реализовать профессиональные умения и навыки», «творческий характер труда», «полученное профессиональное образование»);
- Прагматические мотивы («свободное время», «территориальная близость к дому», «возможность устроить своего ребенка в детский сад», «уровень оплаты труда»).
Особенность кадрового обеспечения детских садов заключается в том, что система дошкольного образования открыта для воспитателей с педагогическим образованием, но не дошкольным, т. е. допустимо отсутствие специального дошкольного педагогического образования. В зависимости от уровня и типа образования воспитателей можно разделить четыре группы (Таблица 2). Преобладающую группу составляют педагоги, имеющие педагогическое образование, однако наряду с этим в ДОУ работают педагоги, еще не получившие педагогическую подготовку воспитателя дошкольного учреждения.
Таблица 2 - Распределение педагогов по уровню профессиональной подготовки (%).
Высшее педагогическое образование | Среднее педагогическое (дошкольное) образование | педагогическое (дошкольное) образование (младшие воспитатели) | Среднее образование |
59 | 41 | 1 | 11 |
В связи с этим возникает вопрос: насколько тип и уровень образования влияет на развитие профессиональных компетенций воспитателей детских садов? Полученные данные позволяют зафиксировать существенные различия в ответах с разным типом образования по поводу мотивов выбора профессии. Так если для воспитателя с высшим педагогическим « не дошкольным образованием», без образования решающим оказывается такой прагматический мотив, как возможность устроить ребенка в садик, то среди воспитателей с педагогическим (дошкольным) образованием такой мотив отсутствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проектной деятельности во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников
Создание единого образовательного пространства семьи и ДОУ....
Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4
Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4. Материал для выступления на IV муниципальных педагогических чтениях....
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на площадке детского сада «Зимние забавы»
Детский сад сегодня — это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно — оздоровительное, познавательно — речевое, художественно — эстетическое, социально — ли...
Семинар для педагогов "Проектная деятельность педагога в детском саду"
Современные подходы к организации проектной деятельности с дошкольниками в детском саду....
Проектная деятельность в семейном детском саду: «незабываемое лето»- идеи совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Cемейные детские сады и проектирование. С чего начать? Проектирование помогает научиться работать с семьей, работать в «команде». Начиная от изучения вопроса до реализации прое...
Консультация для педагогов "Проектная деятельность в современном детском саду" (сообщение с вебинара)
Консультация для педагогов "Проектная деятельность в современном детском саду" (сообщение с вебинара)...