Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования кружка "Маленькие волшебники" по курсу художественно - декоративного творчества. Рассчитана на детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы | |
«Московская международная гимназия» | |
Адрес: 111123, г. Москва, 3-я Владимирская ул., д. 5 Телефон: (495) 304-37-94, 304-37-95, 304-23-06, 303-31-50 Факс: (495) 304-36-39 ОКПО 40450865 ОГРН 1027739756340 | E-mail: gymmg@edu.mos.ru , mmg@goummg.ru |
СОГЛАСОВАНО Председатель УС ГБОУ ММГ _______________Селезнев А.В. Протокол №__от________2015г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ ММГ _______________Шкуренко Е.В. Приказ №__от__________2015г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»
срок реализации 1 год
возраст обучающихся с 5-6лет
Автор:
воспитатель
Дмитриева Валентина Андреевна
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № __от ______2015г.
Москва 2015г.
Пояснительная записка
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Основная направленность дополнительной образовательной программы
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. Ценность выражает способ существования личности. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. На основе знакомства обучающихся с декоративно – прикладным искусством у детей воспитывается понимание жизненных ценностей, включая культуру быта, коммуникативные способности, стремление к достижению взаимодействия и взаимообмена.
Приобщение к ручному труду формирует:
- представление о необходимости труда в жизни;
- трудовые навыки и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, овладение умениями работать аккуратно;
- положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда;
Воспитывает:
- личностные качества;
- положительное отношение к труду, заинтересованность в результатах труда;
- навыки организации своей и общей работы;
- желание дарить подарки, сделанные своими руками.
На занятиях дошкольники приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы во взрослой и профессиональной деятельности.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что дети узнают о характеристике природных материалов; что создавать картины можно не только карандашами и красками, но и веточками, семенами, зёрнышками и даже плодами; они научатся работать с бросовым материалом. Поделки станут замечательным подарком для друзей и близких, в нарядные картины украсят интерьер группы в детском саду.
Актуальность
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Педагогическая целесообразность
Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, терпимости. Толерантность по отношению к воспитанникам, взаимопонимания, учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, темперамента. Создание эмоциональной обстановки (доверительность, искренность, мягкость, возможность посоветоваться, откровенно поговорить). Создание атмосферы радости, удовольствия, соучастия, детей в процессе восприятия материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении практических заданий.
Цель программы
- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала,
- научить работать с цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание детей;
- развитие любви к природе. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
У детей в возрасте 5-6 лет совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что занятия по изготовлению поделок расширяют представления детей. Прежде чем приступить к работе они наблюдают, рассматривают, знакомятся с произведениями художественной литературы, совершают экскурсии и целевые прогулки. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа становится эффективным средством гармоничного развития детей.
Данная программа рассчитана на 8 месяцев. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет два раза в неделю, продолжительность занятия составляет 30 минут. Уровень усвоения программы – ознакомительный.
Программой предусмотрены следующие формы занятий: групповые.
Для достижения цели образовательной программы использовались следующие основные принципы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения воспитанники будут знать и уметь:
- назначение инструментов и материалов и правила работы с ними;
- технологию заготовки природного материала;
- технологию обработки природного материала, строения материала;
- технологию подетального способа изготовления изделий;
- порядок изготовления аппликаций из засушенных листьев;
- порядок изготовления поделок из природного и бросового материала;
- технологию изготовления объемных композиций из бумаги;
- названия плодов, ягод, семян, деревьев;
- технологию работы с бумагой разных видов;
- научатся работать индивидуально и коллективно.
Подведение итогов реализации образовательной программы
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы предусмотрена система контроля, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести необходимую корректировку в образовательный процесс.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:
- наблюдений, диагностики 2 раза в год (октябрь, май);
Для подведения результатов работы проводятся в середине и конце учебного года открытые занятия и мероприятия для родителей:
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок работ учащихся:
– в группе,
– в ОУ
- итоговая выставка.
Мониторинг образовательной деятельности детей оформляется в виде фотоотчета.
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Раздел, тема | Количество занятий |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Работа с природным материалом | 8 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 21 |
4 | Театр цилиндров | 8 |
5 | Работа с цветными нитками и пуговицами | 2 |
6 | Работа с DVD дисками | 2 |
7 | Работа с бумагой и бросовым материалом | 22 |
Итого | 64 |
Методическое обеспечение.
Название раздела | Наименование методического материала |
Вводное занятие | Теория: Знакомство с работой кружка, с его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности. Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами. |
Работа с природным материалом | Теория: Технология сбора природных материалов. Поведение в природе, техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе. Мультимедийная презентация: « Прогулки по лесу и парку». Мультимедийная презентация: «Технология заготовки природного материала. Технология обработки природных материалов». Конспекты и планы занятий. «Волшебное превращение природного материала в поделки» «Шоколадный заяц» «Вертолет» «Русалка» «Львенок» «Индюшка» |
Работа с бумагой и картоном | Конспекты и планы занятий. «Гусеница» «Веселый паучок» «Лягушонок» «Ангелочек» «Кленовый листок» «Бабочка» Игры «Волшебные полоски», «Волшебные комочки» Мультимедийная презентация «Как появилась бумага» |
Театр цилиндров | Конспекты и планы занятий. «Пингвин» «Мышонок» «Львенок» «Совенок» Подборка стихов и загадок. |
Работа с цветными нитками и пуговицами | Теория по технике безопасности. Конспекты и планы занятий. «Чудо дерево» Мультимедийная презентация «История маленькой пуговки» |
Работа с DVD дисками | Конспекты и планы занятий. «Рыбка» «Часики» «Солнышко» |
Работа с бумагой и бросовым материалом | Конспекты и планы занятий. «Медузы» «Пчелка» «Жучки» «Воздушные шары» |
Рекомендательный список музеев, выставок Москвы к образовательным программам по изобразительному и художественно – прикладному творчеству |
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Вводные занятия
«Знакомство» - диагностика детей с целью выявления заинтересованности и навыков детей.
Работа с природным материалом
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
Работа с бумагой и картоном
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
Театр из цилиндров
Форма цилиндра. Закручивание прямоугольника в цилиндр (низкий и высокий).
Изготовление поделок из бросового материала
Выкладывание и оклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.
Работа с DVD дисками
Изготовление поделок из DVD дисков.
Построение занятий.
Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям и физическим возможностям занимающихся.
Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.
Формы и методы проведения занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Материально-техническое обеспечение.
Для организации работы необходимо иметь оборудованное помещение, наглядно информационные материалы, наличие необходимых инструментов и материалов.
- помещение;
- столы и стулья;
- раковина с водой;
- качественное освещение
Инструменты:
- ножницы
- карандаши
- стеки
- зубочистки
- кисти
Материалы:
- природный материал;
- бросовый материал;
- клей ПВА, клей карандаш;
- пластилин;
- картон;
- гофрированная бумага;
- ватные палочки;
- ватные диски;
-фольга пищевая;
- трубочки для коктейлей
Список литературы
Нормативно – правовые документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
3. Государственная Программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг.
4. Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Концепция развития дополнительного образования детей» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
6. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р.
7. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
8. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы (ʺСтоличное образованиеʺ)» от 27.09.2011 № 450-ПП (ред. от 8.04.2015)
9. Приказ Департамента образования № 922 от 17.12.2014г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году»
10. Приказ Департамента образования №1308 от 07.08.2015г. «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. №922»
11. Приказ Департамента образования № 2074 от 08.09.2015г. «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. №922»
Для педагога:
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова.
2.Программа «Шаг в искусство» С.Погодина
Программа «Истоки» Л.Парамонова
«Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева
«Объёмная аппликация» И.М.Петрова
«Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова
«Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева
«Занятия аппликацией в детском саду» З.А.Богатеева
«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
«Конструирование из бумаги в детском саду» И.В.Новикова
Н. С. Ворончихин «Сделай сам из бумаги»
Т. М. Геронимус «Работаем с удовольствием»
С. И. Гудилина «Чудеса своими руками»
М. А. Гусакова «Аппликация»
М. А. Гусакова «Подарки и игрушки своими руками»
Н. Докучаева «Сказки из даров природы»
Н. М. Конышева «Умелые руки»
М. И. Нагибина «Природные дары для поделок и игры»
Международная сеть интернет.
Для родителей:
Л. Куцакова «Творим и мастерим». Ручной труд в детском саду и дома.
Наталья Цирулик, Софья Хлебникова «Умейка»
С. И. Мусиенко Школа волшебников. Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста.
Н. М. Конышева «Умелые руки»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей «Дополнительное образование в детском саду».
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Ф.И. ребёнка __________________________________________________________________
2. Дата рождения ________________
3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)на общее развитие на подготовку к школе по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)на приобщение к русской национальной культуре на воспитание экологической культуры4. Какие кружки, клубы хотел бы посещать Ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду музыкально-танцевальныехудожественно-эстетическиеспортивно-развивающиенаучно-познавательныедругое____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
5. Посещает ли Ваш ребенок какие-либо кружки, секции, клубы в свободное время? Укажите какие: ________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
№ п/п | Задания, вопросы. | Используемый материал при выполнении задания. | Знания, умения, навыки. Сформированы. На стадии формирования. | |
1 | Узнай и назови вид материала и его свойства. | Природный материал (шишки желуди, каштаны, семена и т.д.), бумага, картон, бросовый материал, пластилин. | Знает и называет не менее 5 видов материала и их свойств. | Знает и называет менее 5 видов материала и их свойств. |
2 | Овладение приемами работы с материалами. | Ножницы, степлер, клей карандаш, клей ПВА. | Владеет всеми приемами. | Владеет несколькими приемами. |
3 | Развитие конструированных способностей и художественного вкуса. | Природный, бросовый и вспомогательный материал. | Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее. | Делает работу с помощью взрослого или ребенка. |
4 | Мелкая моторика рук. | Мелкие вспомогательные. детали, мозаика. | Прочно скрепляет детали. самостоятельно. | Пытается скреплять. самостоятельно или с помощью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Юные волшебники» для детей 4 – 5 лет
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активн...
Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
Цель программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Формировать художественное мышление и н...
Программа дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
: ЦельЦелью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами апп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...
Программа дополнительного образования детей 4-5 лет "Маленькие волшебники"
Программа дополнительного образования детей 4-5 лет "Маленькие волшебники" (Художественно-эстетическое направление развития детей посредствам нетрадиционных техник рисовани...
Программа дополнительного образования по художественному и ручному труду "Волшебники"
Программа ориентирована на реализацию творческого потенциала детей 4-7 лет, развитие их воображения, фантазии. Разработана с учетом возрастных особенностей детей....
Рабочая программа дополнительного образования «Юные волшебники»
Рабочая программа дополнительного образования «Юные волшебники»...