Мультимедийное пособие "Народные традиции и праздники."
презентация для интерактивной доски по теме
Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Противоречия Формирование представления детей старшего дошкольного возраста о традициях и культурных ценностях происходит в НОД и самостоятельной практической деятельности в режимных моментах, однако недостаток детской литературы по отечественным традициям и праздникам делает этот процесс затруднительным. Формирование первичных представлений у детей 6-7 лет об отечественных традициях и праздниках возможно при условии закрепления полученных знаний в семье, но пассивная позиция родителей не позволяет создать эти условия.
Изменения в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Изменить среду, в котором ребенок растет и развивается. Педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей и родителями.
Образовательные результаты Дети стали чаще задавать познавательные вопросы. Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей. Дети активно совместно с родителями участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
Изменение условий В кадровых: курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО семинары-практикумы: «Народная игрушка», «Тряпичную куклы». В научно-методических: методические рекомендации по планированию работы разработка тематических планов, проектов. обобщение передового опыта коллег. Информационные: подключение к сети Интернета детского сада, группы. подборка номеров журналов по теме: «Отечественные традиции и праздники»; приобретение литературы по теме: «Народные традиции».
Изменение условий В организационных: использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития; совместная деятельность педагога и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые); мероприятия по теме: «Моя семья»; вечер игр «Брусничка», «Посиделки» выставки рисунков по теме: «Дымковская слобода», «Филимовские свистульки». В нормативно-правовых: - тематическое планирование.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 12.10 – 16.10.2015 г.
2 сессия: 19.10 – 23.10.2015 г.
Выполнила:
Воспитатель
Ревина Елена Евгеньевна
СП ГБОУ СОШ им. С.П Алексеева №8 г.Отрадный д/с «Кораблик детства» №7
Самарской области
Самара 2014г.
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
На современном этапе в соответствие c введением ФГОС ДО одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста.
Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни
Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.
Средства формирования первичных представлений - представляет собой элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, приобретение социального опыта, социальной информации, то есть социализация происходит через освоение многообразных ценностей.
Недостатки в результатах:
- Недостаточно дети знают отечественные праздники и их традиции;
- Недостаточно у дошкольников развито чувство принадлежности;
- Недостаточно ребёнок проявляет интерес к истории праздников , истории своей семьи и её традициям.
Недостатки в процессе:
- нет системы работы по формированию представлений об отечественных традициях и праздниках в комплексно-тематическом планирование;
- недостаточно организуется индивидуальная работа с детьми (в связи с большой наполняемостью группы);
- недостаточно используются в образовательном процессе практические приёмы (экскурсии в музеи; совместное участие в народных праздниках);
- недостаточное взаимодействие воспитателя с родителями и с другими участниками педагогического процесса (работник дополнительного образования, психолог, музыкальный работник и др.);
Недостатки в условиях:
- недостаточно наглядного материала (предметов народного быта, прикладного искусства, крестьянского труда, образцы народных костюмов, как настоящих вещей, так и имитации реальных предметов);
- недостаточно современной учебно-методической литературы;
- отсутствуют современные мультимедийные методические пособия;
- недостаточно дидактических пособий на тему: «Что как называется?», «Народные промысла», «Как жили люди на Руси» и другие;
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В соответствие с международными нормативными и законодательными документами в частности «Конвенция о правах ребёнка» ратифицированной РФ 15.09.1990г.; в соответствие с ФГОС ДО от 17.10.2013г. содержание образовательной работы должно обеспечивать возрождение народных традиций, но не сформированы единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении, отсутствуют условия реализации, но Федеральный закон РФ «Об образовании», призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведения анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности, можно обозначить следующую проблему:
Формирование единого направления в совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Проявление качества в действии и речи ребенка |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности | Формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. | Разучивают русские народные и патриотические песни, стихи. Играют в сюжетно-ролевые игры патриотического характера. Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, драматизациях по мотивам русских народных сказок, рисуют узоры по мотивам народных росписей. Игры на русских народных музыкальных инструментах (трещотки, ложки и др.) |
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | Углубление и уточнение представлений о Родине – России, знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети; закрепление знаний о флаге, гимне и гербе России. Углубление знаний о Российской армии, воспитание детей в духе патриотизма. Расширение знаний о государственных праздниках, воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны), проявление интереса к прошлому, настоящему, будущему своего города. | Когда звучит гимн все встают, мальчики снимают головные уборы. Возлагают цветы к обелискам памятников в день Победы 9 мая. Мальчики стремятся быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; девочки уважают мальчиков как будущих защитников Родины. Дети знают традиции и обычаи других народов. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для решения проблемы по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках предполагается внести изменения:
- Образовательную деятельность по развитию духовно-нравственного воспитания детей («Край в котором ты живешь», «Мир вокруг нас» и др.).
- Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло»).
- Экскурсии, целевые прогулки по городу
- Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике (рассказы о дружбе, справедливости).
- Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях), оформление наглядно-иллюстрированного материала «Мои семейные традиции». Совместные творческие работы детей и родителей.
- Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами.
- Игры драматизации по русским народным сказкам. Русские народные игры-забавы. Дидактические игры «Предметы народного быта», «Одень русскую красавицу и др.»
- Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
- Проведение совместных мероприятий детей и родителей (зимняя спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья»).
- Проведение праздников и развлечений «Новый год», «8 марта – мамин день», «Масленица», «День Победы», «23 февраля – день Защитника Отечества».
- Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в т.ч. и в виде круглого стола «Семейные традиции в современном мире», «Возрождаем народные традиции».
В рамках данной системы разработан и систематизирован методический инструментарий, перспективный план работы по следующим темам:
- - Наша Родина –Россия.
- Народное творчество
- Семейные традиции
- Праздники русского народа
- Деятельность детей организуется в НОД, самостоятельной деятельности и вне образовательной деятельности.
Организация деятельности детей.
Вид деятельности | Форма | Задачи |
Игровая | Познавательная игра «Путешествие по родной стране». | Познакомить с достопримечательностями России с целью формирования интереса к истории своей Родины, уважения к людям. |
Коммуникативная | Беседы на темы «Народная игрушка», «Праздники русского народа». | определить особенности интереса детей к русским народным игрушкам, подвижным народным играм. выявить особенности представлений детей об основных обрядовых праздниках русского народа. |
Познавательно-исследовательская | Проект «Моя родословная», организация и проведение народных праздников «Широкая масленица».. | Дать научно-достоверные знания об истории отечественных праздниках и традициях «Генеалогическое древо моей семьи» - с помощью фотографий составить генеалогический цветок. |
Восприятие художественной литературы | Стихи, поговорки, скороговорки, потешки. | Выявить особенности отношения к устному народному творчеству. |
Продуктивная | Выставка «Весёлая ярмарка» выставка работ «Народные куклы». | Научить детей любить свою Родину и беречь его красоту. |
Конструирование из различных материалов | Изготовление аппликаций | Развивать умение видеть красоту и творить своими руками. |
Изобразительная | Рисунки «Какие праздники мы знаем». | Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном. |
Музыкальная | России, гимна нашего села, Разучивание народных песен «Во поле береза», «Со вьюном я хожу». | Познакомить народными песнями. |
Двигательная | Вечер народных игр. | Познакомить с играми разных народов |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы описана в ОП ДОУ. Используется на основе пособия автора составителя Верещагиной Н.В. «Диагностика по формированию у детей дошкольного возраста представлений об отечественных праздниках».
Контроль осуществляется по следующим критериям:
- Имеет представление об отечественных праздниках и традициях
- Имеет представление о себе, своей семье, социальном мире, в котором он живет.
- Имеет представление о РФ, культурных ценностях, мире.
- Овладел основными культурными способами деятельности.
(Составитель: воспитатель Ревина.Е.Е., педагог-психолог детского сада «Кораблик Детства» СП ГБОУ СОШ №8 им. С.П. Алексеева д/с №7).
Наблюдение для определения уровня сформированности представлений об отечественных праздниках и традициях 5-6 лет.
БЕСЕДА «Народная игрушка и игры»
Цель — определить особенности интереса детей к русским народным игрушкам, подвижным народным играм.
Материал: слайды - дымковские игрушки, филимоновские игрушки, соломенная и тряпичная куклы.
Вопросы детям.
1. Назови игрушки знакомые тебе, из чего они сделаны.
2. Ты знаешь, во что играли раньше девочки и мальчики? Какие народные игрушки ты знаешь? Какие народные подвижные игры ты знаешь?
(3 балла – справился с заданием самостоятельно, 2 балла – с помощью воспитателя, 1 балл – не справился с заданием).
Высокий уровень-3 балла;
Средний уровень -2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА «Праздники русского народа» (картинки-слайды)
Цель — выявить особенности представлений детей об основных обрядовых праздниках русского народа.
Материал: картинки-слайды праздников «Пасха», «Масленица» (сжигание чучела, катание с горы, блины..., «Рождество», «Колядки», осенний праздник «Осенины», «Иван Купала», «Крещение», «Троица», «Покров», «Капустница». Ребенку предлагают рассмотреть картинки-слайды и назвать, какие события или праздники здесь изображены.
(3 балла – справился с заданием самостоятельно, 2 балла – с помощью воспитателя, 1 балл – не справился с заданием).
Высокий уровень-3 балла;
Средний уровень -2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
Итого по всем критериям:
Низкий уровень (до 12 баллов)
Средний уровень – от 13 - 22 баллов;
Высокий уровень – от 23 - 34 баллов.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
В кадровых:
- курсы повышения квалификации педагогов;
- педагогические советы на тему: «Воспитание гражданина и патриота», «Приобщение к культурно-нравственным традициям»;
- методические объединения: «Воспитание детей в традициях народной культуры»;
- семинары-практикумы: «Народная игрушка», «Тряпичная кукла»;
В научно-методических:
- методические рекомендации по планированию работы с целью формирования у детей первичных представлений о народных традициях;
- обобщение передового опыта коллег.
Информационные:
- компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми;
- подборка номеров журналов по теме: «Отечественные традиции и праздники»;
- приобретение литературы по теме: «Народные традиции».
В организационных:
- обеспечение разнообразными материалами, играми, игрушками, оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей для формирования первичных представлений об отечественных праздниках и традициях.
- мероприятия по теме: «Моя семья»; вечер игр, «Посиделки» «Праздник урожая»;
- выставки рисунков.
В нормативно-правовых:
- письменные разрешения родителей для посещения музеев, экскурсий
- договор с экскурсионным агенством для проведения экскурсий с разрешением заведующего ДОУ;
Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе, направленная на формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию, усвоить социокультурные нормы и национальности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
- «Знакомство с устным народным творчеством»: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. – сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с.. ил.
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / Владириский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. – 184с. (выпуски №1, №2)
- М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»: пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
- Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт.- сост. И.Г.Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.- 160с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование на неделю с 11. 01. 16. – 15. 01. 16. г. (подготовительная группа) Тема: «Народные традиции и праздники»
Календарно – тематическое планирование на неделю с 11. 01. 16. – 15. 01. 16. г. (подготовительная группа)Тема: «Народные традиции и праздники»...
Конспект досуга в подготовительной группе «Народные традиции-новогодний праздник на Руси»
Мы все живем в огромной стране-России и безусловно должны воспитывать в детях культуру,традиции своих предков,сохранять и чтить память...Данный досуг поможет приблизить детей к культурным традициям...
НОД в подготовительной группе «Рассказ воспитателя о народных традициях и празднике «Осенины»!
Программные задачиОбразовательныеДать детям элементарные представления о том, что такое «осенины» учить видеть и наблюдать изменение в природеУточнить представления детей о ...
Пасха. Народные традиции и праздники.
С 13.04 по 17.04 в соответствии с комплексно – тематическим планированием тема недели в нашей группе: «Пасха. Народные традиции и праздники»Народная культура – неисчерпаемый кл...
Народные традиции и праздники. "Масленица".
Масленица в христианстве – неделя, предшествующая Великому Посту, берёт своё начало в весеннем празднестве древних славян. Масленицей провожают зиму, встречают весну. Каждый день Масленой недели...
Воспитание патриотизма у дошкольнивов посредством приобщения к народным традициям и праздникам
Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы считаем основной своей задачей. Для этого мы завели различные традиции в группах и в детском саду. Традиции помогают вырабатывать общие ...
Формирование знаний у детей дошкольного возраста о народных традициях и праздниках в процессе экологического воспитания
Экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой – новый, только набирающий популярность.Цель образовательной деятельности по экологическому воспитанию в контексте с народными традици...