НОД в подготовительной группе «Рассказ воспитателя о народных традициях и празднике «Осенины»!
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Минаева Ирина Михайловна

Программные задачи

Образовательные

  • Дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины» учить видеть и наблюдать изменение в природе
  • Уточнить представления детей о признаках осени, ее периодах, сезонных изменениях в неживой природе, в жизни животных,растений
  • Закрепить знание осенних месяцев
  • Углублять знания детей о грибах, птицах, овощах

 

Развивающие:

  • Развивать речь детей
  • Обогащать активный словарь при помощи использования малых фольклорных жанров УНТ (пословиц, поговорок,примет)
  • Продолжать активизировать познавательную активность детей
  • . Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать умение видеть красоту родной природы, времен года на примере осени
  • Прививать любовь к русской культуре, народу, языку, традициям и обычаям
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgot_gr_oseniny.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в подготовительной группе «Рассказ воспитателя о народных традициях и празднике  «Осенины»!

Программные задачи

Образовательные

  • Дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины» учить видеть и наблюдать изменение в природе
  • Уточнить представления детей о признаках осени, ее периодах, сезонных изменениях в неживой природе, в жизни животных,растений
  • Закрепить знание осенних месяцев
  • Углублять знания детей о грибах, птицах, овощах

Развивающие:

  • Развивать речь детей
  • Обогащать активный словарь при помощи использования малых фольклорных жанров УНТ (пословиц, поговорок,примет)
  • Продолжать активизировать познавательную активность детей
  • . Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение видеть красоту родной природы, времен года на примере осени
  • Прививать любовь к русской культуре, народу, языку, традициям и обычаям
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Ход: 

Что такое Родина? Назовите символы нашей Родины: флаг, герб, береза, матрешка, балалайка. Столица нашей Родины?  Ф.И.О. президента? Малая Родина – родной город, область? Герб, флаг. Ф.И.О. главы администрации? Области?

 - Родина - это русские леса, поля, моря и реки.

- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

 - Родина – это место, где стоит наш детский сад.

 - Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка.

 -Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях: весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.

 После уборки урожая наступала пора праздника « Осенины» -Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары.

Встреча осени всегда сопровождалась особыми обрядами, которые должны были обеспечить благополучие и хороший урожай на следующий год. Соблюдение исконных ритуалов и в нынешнее время может способствовать процветанию вашего дома.

             По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

Начинался праздник 14 сентября  -первые Осенины (начало бабьего лета.  Оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки, бабы (женщины, молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.  К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.

♦ За что люди благодарят осень?

Осень — пора щедрая, богатая, хлебосольная! На грядках в огороде созрели овощи, в полях — хлеба, в лесах — орехи и поздние ягоды и грибы.

Встреча осени традиционно начинается с ритуала обновления огня. В ночь на Осенины во всех домах тушили источники света. Огонь необходимо было погасить даже в лампадах — он мог гореть только в церковных божницах. После этого зажигали новый огонь, причем искры, из которых он должен родиться, высекали из кремня или добывали при помощи трения двух кусков дерева.

Считалось, что пламя, зажженное в ночь на Осенины, способствует обновлению всего окружающего, дает людям и животным новые силы. Поэтому с зажженным огнем обходили дом, от него зажигали поленья в печи. Дымом от нового огня окуривали скот для предупреждения заболеваний и других угроз.

Если живое пламя обычно добывали мужчины, то в ритуале встречи Осенин у воды принимали участие исключительно женщины.

Женщины выходили к воде — к берегам рек, озер и прудов. Старшая из женщин держала овсяный каравай, испеченный из муки свежего помола и кисель. Вокруг нее молодые девушки водили хороводы, пели песни, славили щедрость земли, ее дары. Затем каравай хлеба делили на всех, ели его и кормили им домашний скот.

Крестьяне благодарили матушку-землю за добрый урожай, царицу-водицу — за богатые уловы рыбы, солнце — за тепло, а верных животных — за помощь и труд.

Послушайте стихотворение.

Осенины

Гроздья алые калина

Наклонила над водой,

Нынче праздник — Осенины,

День прозрачный, золотой.

Нашей матушке-землице

Низкий отдадим поклон,

И речной воде-быстрице

Мы поклонимся потом.

Солнце, что вставало рано,

Хвалим мы за урожай,

Из муки печем овсяной

Сдобный, пышный каравай.

Угостим мы караваем

И коровок и коней,

Ведь они нам помогали

И трудились много дней!

Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.

27 сентября праздновали третьи Осенины. 

На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

 Иногда в течение недели ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

                       Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует.

В старину были ребята вот такие праздники.

              -А как вы думаете, как люди одевались на праздники? -Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны

-Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

( дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышив-кой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

 (дети: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Воспит: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар поставила на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворога, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. А как вы думаете, где хранилась одежда? ( в сундуке)

Праздничные традиции и приметы

Двадцать первое сентября завершает период бабьего лета, которое длится от Семенова дня. Осень окончательно вступает в свои права, потому про этот день говорят: «Всякому лету аминь».

Распространена была традиция ходить в этот день в гости к новобрачным. Молодая невеста должна была устроить богатый обед для родных и близких, а затем показать им, как молодая семья обустроила свой быт в доме. Хозяин показывал двор, открывал двери в амбар и сараи. Гости по обычаю должны были внимательно осмотреть все, что им показали молодые, похвалить их, но и не забыть дать им полезный совет — «поучить уму-разуму».

Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Небесную Царицу защитить их ребенка, оградить его от людского зла, жизненных невзгод и болезней. Бездетные женщины молили Богородицу о том, чтобы она послала им дитя. Существует обычай, согласно которому женщина, желающая родить ребенка, накрывала в этот день стол и созывала на обед всех нищих с просьбами помолиться за ее детей.

«Игра ДА или НЕТ» — Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да», то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», то положить руки на пояс.

Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

 задание «Собери урожай». Давайте вспомним, где растут овощи. А где фрукты?

Ребята, вам надо сложить фрукты в корзину, а овощи – в ящик.

-Ребята,а что можно приготовить из ягод (варенье,желе,компот,морс,кисель)

Варенье из черники какое?-черничное

Морс, кисель из клюквы какой? –клюквенный

Желе из смородины?-Смородиновое

Компот из малины, вишни? –малиновый, вишневый и т. д.

Что делают с овощами,как их готовят (отваривают,тушат, варят

суп,делают салаты, винегрет,заготавливают на зиму,засаливают

Что делают из фруктов? - сок, джем, варенье,пюре

Сок, апельсин – апельсиновый сок

Джем, слива – сливовый джем

Пирог, яблоко – яблочный пирог

Банан,пюре – банановое пюре

Варенье,абрикос – абрикосовое варенье и т. д.

- У нас с вами сегодня гости, дочки осени!

О первом осеннем месяце расскажет Сентябринка:

Я, ребята, Сентябринка,

Паутинка – серебринка.

Листья крашу в красный цвет,

Лучше в мире красок нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябринка: - Ребята, а вы знаете, как мой месяц в народе называют?

Хмурень-Часто бывают пасмурные, дождливые дни, ходят по небу серые тучи.

Подскажите еще названия моего месяца- сентября: Ревун (сильные осенние ветры ревут, завывают)

А еще называют в народе сентябрь – заревник (в яркие, погожие дни на небе пылают яркие закаты)

В.:-Ребята,а напомните, какое название в народе у периода теплых,солнечных дней в сентябре (Бабье лето)

Сентябринка: – Спасибо, ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о сентябре?

Холоден батюшка сентябрь, да сыт.

В сентябре и у воробья пир, и вороне копна.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

В.:Ребята,а про второй месяц осени –октябрь нам расскажет средняя дочка

Осени- Октябринка.

Октябринка

Листьям время опадать,

Птицам – время улетать

Я, ребята, Октябринка,

Золотинка и дождинка!

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору,

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Мой месяц в народе называют Грязник – дома тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда и грязник. Кто из вас знает, какие еще названия давал октябрю народ (Листопад,листобой,позимник)

- Ребята, кто знает пословицы и поговорки, народные приметы об октябре?

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Октябрь землю покроет где листком, а где снежком.

Сентябрь пахнет яблоками,а октябрь капустой.

В.:-Ребята,еще в народе октябрь называли Свадебник –месяц ненастья –

начало семейного счастья. Закончены работы в поле,собран богатый урожай-

можно и свадьбы играть,гостей созывать.

Октябрь – месяц не простой,

Стол осенний не пустой,

Урожай в полях собрали,

Свадьбы весело играли.

Про последний месяц осени нам расскажет третья дочка осени – Ноябринка.

Ноябринка:

Я, ребята, Ноябринка,

Холодинка и снежинка!

Задремали лес,поляны,

На луга легли туманы.

Звери стали засыпать,

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать!

Мой месяц в народе называют «Ворота зимы»

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын,зиме – родной батюшка.

-А какие вы знаете народные названия моего месяца?

Листогной – опавшие листья от дождя чернеют,перегнивают,от этого

И еще одно название – Чернотроп.

Грудень – земля замерзает большими комками – грудами.

Сумерки года – самый темный месяц в году, очень мало солнечных дней.

Еще говорят: Ноябрь солнышко за пазуху прячет.

Полузимник,предзимник- зима с осенью борются.

Пегий – то снег,то оттепель,нет ярких красок.

Игра «С какого дерева листок?»

Игра «Витамины»

Игра «Найди лишнее животное - 4-й лишний» ( как животные готовятся к зиме; куда и какие птицы улетают на юг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на неделю.Тема: "Народная культура и традиции"

Планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе на неделю....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Рассказ воспитателя детям подготовительной группы на тему «Татарское народное жилище.»

Задачи:Познакомить детей с избой. Продолжить знакомить с жилищем  старины; объясняя детям назначение его составных частей.Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.Познакомить детей с...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе . Подготовила воспитатель Корецкая Н.П. Тема: «Составление творческого рассказа из личного опыта - Как я готовлюсь к Новому году

Развитие связной монологической речи.Задачи:- развивающие:развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение, память, логическое мышление, умение составлять творческие рассказы;- ...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в подготовительной группе на неделю. Тема: «Народные праздники на Руси: традиции, игры».

Планирование воспитательно – образовательной работы  на неделю.    Тема: «Народные праздники на Руси: традиции, игры»....

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...