Воспитание патриотизма у дошкольнивов посредством приобщения к народным традициям и праздникам
статья
Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы считаем основной своей задачей. Для этого мы завели различные традиции в группах и в детском саду. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции можно выделить большие и малые. Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_prazdniki.docx | 554.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Традиционные праздники и другие мероприятия нашего детского сада
Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы считаем основной своей задачей. Для этого мы завели различные традиции в группах и в детском саду. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции можно выделить большие и малые. Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.
Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение традиций в жизнедеятельность детского сада.
Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.
- Личное приветствие каждого ребенка и родителей.
Воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Говорит ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети.
Цель: осознание ребенком собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата.
- Поздравление именинников.
В каждой группе принято поздравлять именинников. Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки от детей. Именинники в ответ готовят угощение.
Эта традиция носит воспитательный характер: учат детей находить хорошее в каждом человеке, подбирать подарки, дарить и принимать их. Благодаря этой традиции дети учатся принимать и занимать гостей, усваивают правила этикета.
- Проведение календарных и народных праздников.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Народные праздники также всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни.
В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения.
Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, наши педагоги формируют у ребят основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.
Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; тесно связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.
- Взаимодействие детского сада и семьи.
Взаимодействие детского сада и семьи это одно из главных направлений педагогического процесса. Существует немало форм организации совместной работы детского сада и родителей. Мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.
Цель: расширение контакта между педагогом и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
- Выставки совместного творчества детей и родителей.
Участие родителей и детей детского сада в делах всего дошкольного учреждения (уборка, озеленение, благоустройство участка группы, экскурсии и походы, участие в праздниках, соревнованиях, конкурсах)
Цель: развитие чувства сопричастности с коллективом детского сада (дети, родители, сотрудники).
- Взаимодействие детского сада и общества.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом. Детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребёнка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Цель: Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
При проектировании системы праздничных и других мероприятий на учебный год следует опираться на свой опыт и устоявшиеся традиции, календарь праздничных и памятных дат, народный календарь, а также учитываем интересы и возможности участников образовательного процесса.
Примерный план воспитательной работы детского сада на 2021/22 год
Мероприятия | Возраст воспитанников | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Досуги и развлечения | |||
День знаний | 3-7 лет | 1 сентября | Муз.руководитель |
День народного единства | 4-7 лет | 4 ноября | Воспитатели групп |
День матери | 3-7 лет | Четвертая неделя ноября | Муз.руководитель |
Коляда | 4-7 лет | Вторая неделя января | Муз.руководитель, ст.воспитатель, методист |
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | 5-7 лет | 27 января | Муз.руководитель, воспитатели групп |
Веселые старты | 5-7 лет | Четвертая неделя февраля | Инструктор по физической культуре |
Масленица | 3-7 лет | Первая неделя марта | Муз.руководитель, ст.воспитатель, методист |
День смеха | 3-7 лет | 1 апреля | Воспитатели групп |
День Космонавтики | 5-7 лет | 12 апреля | Воспитатели групп |
День Победы | 5-7 лет | Первая неделя мая | Муз.руководитель, воспитатели групп |
День города | 4-7 лет | Четвертая неделя мая | Муз.руководитель, воспитатели групп |
День защиты детей | 3-7 лет | 1 июня | Муз.руководитель, воспитатели групп |
День России | 3-7 лет | 12 июня | Муз.руководитель, воспитатели групп |
Творческие мероприятия | |||
Выставка работ из природного материала «Осенние поделки» | 3-7 лет | октябрь | Воспитатели групп, ст.воспитатель |
Выставка творческих работ «Моя мама-мастерица» | 3-7 лет | ноябрь | Воспитатели групп, ст.воспитатель |
Выставка семейных поделок «Мастерская Деда Мороза» | 3-7 лет | декабрь | Воспитатели групп, ст.воспитатель |
Конкурс чтецов «Современные детские поэты нашего города» | 4-7 лет | декабрь | Воспитатели групп, ст.воспитатель |
Выставка детских рисунков «Весенняя капель» | 4-7 лет | март | Воспитатели групп |
Выставка детских рисунков «Космос глазами детей» | 5-7 лет | 12 апреля | Воспитатели групп |
Выставка детских рисунков «Салют Победы» | 6-7 лет | Первая неделя мая | Воспитатели групп |
Выставка детских рисунков «Мой город Санкт-Петербург» | 4-7 лет | Четвертая неделя мая | Воспитатели групп |
Праздники | |||
Праздник осени | 3-7 лет | октябрь | Муз.руководитель, воспитатели групп |
Новогодние утренники | 3-7 лет | Вторая половина декабря | Муз.руководитель, воспитатели групп |
Утренники посвященные 8 марта | 3-7 лет | Первая неделя марта | Муз.руководитель, воспитатели групп |
Выпускные у подготовительных групп | 6-7 лет | Последняя неделя мая | Муз.руководитель, воспитатели групп |
Совместные мероприятия | |||
Субботники | Апрель, октябрь | ||
Экскурсии | 5-7 лет | В течение года | Воспитатели групп, ст.воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – личностное развитие дошкольников посредством приобщения к народным традициям
Приобщение детей к народным традициям в социально – личностном развитии дошкольников. Формирование первоначального представления о культуре, истории и жизни русского народа....
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре»
laquo;Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре» ...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...
презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре
Актуальность: В настоящее время можно с радостью отметить рост ...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям
В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, к своим традициям.На...