Проект рабочей программы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей 6-7лет через формирование чувств и положительного отношения к семье»
рабочая программа на тему
В проекте представлен материал по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabochey_programmy.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Верх- Суетский детский сад «Улей» Суетского района Алтайского края
Проект рабочей программы по теме
«Нравственно-патриотическое воспитание детей 6-7лет через формирование чувств и положительного отношения к семье»
Составитель:
Старший воспитатель МБДОУ
«Верх-Суетский детский сад «Улей»
Суетского района ,Алтайского края
Ванишвили Наталья Владимировна
Верх-Суетка
2015 г
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Пояснительная записка
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Актуальность. Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время институт семьи переживает серьезный социально-экономический кризис: сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы. В то же время не все родители компетентны в вопросах воспитания, некоторые не знают, как донести до ребенка чувство любви и привязанности к нему. Многие считают, что любовь к семье, к родителям – врожденное чувство, и не требуется прилагать усилия для его развития. Все это отрицательно влияет на полноценное развитие личности и искажает понимание ребёнком положительного образа семьи.
«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.С. Макаренко.
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания
Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовый детский сад.
Содержание программы реализуется через круглые столы, семинары-практикумы, проекты, семейные конкурсы, занятия, игры, совместные мероприятия – праздники, досуги, экскурсии, туристические походы.
Цель программы: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств и уважительных отношений к семье в процессе различных видов деятельности.
Задачи :
-разработка системы мероприятий, направленных на формирование чувств и уважительных отношений к семье;
-создание предметно-развивающего пространства для формирования нравственно-патриотических чувств и уважительных отношений к семье;
-создание благоприятных условий для сотрудничества с родителями по развитию у детей бережного отношения к семье и своим родителям.
При разработке рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки России № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10)
Целевая программа "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы"
Постановление Администрации Алтайского края от 31.05.2011 N 283 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы.
Планируемые результаты
Родители:
Осознана важность участия родителей в жизни ребенка и детского сада;
активное взаимодействие родителей и сотрудников дошкольного учреждения;
повышен уровень педагогической грамотности
появилась традиция проведения праздника ко дню семьи
Дети :
дети проявляют интерес к изучению истории своей семьи и родословной
осознана детьми роль семьи, системы родственных отношений;
определено своё места в качестве члена семьи
оформлено семейное древо
оформлен островок «Семья»
Педагоги :
проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми и родителями;
повышение компетентности педагогов, сотрудников дошкольного учреждения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
3 этап- обобщающий (май)
Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Календарно-тематический план
Месяц Тема | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность в процессе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
сентябрь | Анкетирование родителей и диагностика детей | |||
октябрь «Моя семья» | - Познаватель но-речевое направление «Моя семья» «Расскажу вам о своей семье» -Художественно-эстетическое направление (Рисование) «А у нас дружная семья!» | -Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». -Чтение сказок«Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». -Рисование: «Моя семья» -Драматизация сказки: «Репка» -Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка» | -Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Ю.Кугач «В субботу» -Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» -Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» | -Круглый стол: «Роль семьи в воспитании детей» -Мини - проект: «Герб моей семьи» Консультация -«Главные условия воспитания детей в семье» -Папка-передвижка: «Как создать семейный герб» |
ноябрь «Члены моей семьи» | - Познаватель но-речевое направление «Что я знаю о себе» «Кто живёт со мной» | - Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться» -Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». -Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». -Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». -Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» -Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы». | -Формирование фотоальбома своей семьи для группы. -Мини - проект: «Сказка на ночь» -Сочиняем и записываем Игры-драматизации: «Три поросенка» сказки вместе. -Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры» «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». | -Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» -Буклеты: «Здравствуйте, дорогие мои» -Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя» |
декабрь «Наши имена и фамилии» | - Познавательно-речевое направление «Наши имена» «Наши фамилии | -Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» -Творческая речевая деятельность: -Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» -Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко» -«Двенадцать месяцев». | Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» | Папка-передвижка: «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой» -Буклеты: «Основные заповеди «здоровой» семьи» -Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи». -Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды |
январь «Родительский дом – начало начал» | Художественно-эстетическое направление Конструктивная игра: «Нарисуй и построй» Познавательно-речевое направление «Мой день дома» . | -Беседа на тему: «История моего дома», «Мой дом - моя крепость» -Дидактические игры: «Стройка», «Разные дома» Фотовыставка: «Мой день в детском саду» -Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка». -Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». -Пальчиковая игра: «Строим дом» | Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» -Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире» | -Конкурс: «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями) -Буклеты: «Роль матери и отца в воспитании» -Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» |
Февраль «Мой папа-Защитник Отечества» | Познавательно-речевое направление «Защитники Отечества» Художественно-эстетическое направление (рисование) «Портрет моего папы» (Аппликация): «Мальчик - с - пальчик», «Наша Армия родная» - коллективная (Ручной труд): «Поздравительная открытка для папы | -Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» -Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях -Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». -Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты» -Пальчиковая игра: «Капитан» | -Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой | -Игра – викторина для родителей «Звездный час» -Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома -Изготовление семейных газет: «Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!» -Папка-передвижка: «Растим мужчину» -Буклеты: «О роли отца в семье» |
март «Моя мама» | Познавательно-речевое направление «Как аукнется, так и откликнется» Художественно-эстетическое направление (Рисование) «Портрет мамы» | -Беседа на тему: «Что любит моя мама» «Мама глазами художников» -Рисование: «Моя любимая мама» -Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» -Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ- «Моя мама красавица» | -Настольный театр: «Волк и семеро козлят» -Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки». -Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской» | -Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «На балу у Золушки» -Фотоконкурс «Самая желанная улыбка для мамы -Папка-передвижка: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» |
апрель «Профессии моих родителей» | Познавательно-речевое направление «Кто построил новый дом» Художественно-эстетическое направление (Рисование) «Все работы хороши, выбирай на вкус» | -Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?» Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд» Творческая речевая деятельность: Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа» | Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия» Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» | -Педагогическая лаборатория: «Роль семьи в нравственном воспитании детей» -Мини - проект: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии. |
май «Мы помощ- ники» | Познавательно-речевое направление «Маленький, да удаленький» «Для чего руки нужны» | -Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». -Игра имитация: «Мамины помощники» Фотоэкспозиция: «Мой день в детском саду» -Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». -Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник» | -Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искусница» -Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» | -День открытых дверей» для родителей -Презентация проекта- -Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи: «Цветок семейного счастья» -Папка-передвижка: «Домашние обязанности». -Буклеты: «Распределение обязанностей в семье» |
Мониторинг реализации программы
№ п/п | Критерии | Шифр ребенка | |
сентябрь | май | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Все выпускники обладают коммуникативными навыками, имеют целостное представление о мире и о своем месте в нем, способны анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, семейных традициях Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу Владеет элементарными нормами и правилами взаимоотношений со сверстниками и взрослым.(в семье) Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, разрешает конфликтные ситуации. Устанавливает и поддерживает дружеские отношения с разными людьми (сверстниками, взрослыми), реагирует на их эмоциональные состояния. |
Критерии оценки:
3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.
2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Методическое обеспечение
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2.Приказ Минобрнауки России № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10)
3.Целевая программа "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы"
4.Постановление Администрации Алтайского края от 31.05.2011 N 283 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы.
5.Е.В.Затеева,Л.М.Попова,Г.Н.Бойко,У.Ю.Поздняева «Деятельность педагога по осуществлению гражданско- патриотического образования детей»
6. Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002. №4.
7.Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск,1983
8.Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М.: Школьная пресса, 2000
9.Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- Минск: Народная асвета, 1991
10.Программа воспитания и обучения в детском саду / ред. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова М.: Мозаика-Синтез 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по нравственно- патриотическому воспитанию «Русские узоры»
Программа содержит тему, краткий ход занятия и предлагаемую совместную деятельность....
Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...
Рабочая программа по физичскому развитию (плавание) для детей 3-7лет
Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании», а также на основе примерной общеобразовател...
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...
Программа самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС» (2020- 2021 гг.)
Программа самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС» (2020- 2021 гг.)...
Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Растем патриотами» для детей 3-7 лет на 2021- 2025 г.г.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей 6-7лет через формирование чувств и положительного отношения к семье»
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается...