Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посещение мини-музея "Изба"
план-конспект занятия на тему
приобщение к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_dlya_roditeley.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 №Светлячок» г. о. Троиц г. Москва
Конспект НООД на тему:
«ПОСЕЩЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ « ИЗБА»»
по образовательным областям «Речевое развитие», « Познавательное развитие», « Художественно - эстетическое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила и провела: воспитатель Жукова Т.Н.
Цель: знакомство детей с жизнью и бытом русского народа,
приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта ( печь, прялка, зыбка и т.д.); с бабьим кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились : ухват, кочерга, чугунок, горшок, сито, самовар, крынка; ( познавательное развитие)
уточнить знания детей предметов русского народного костюма (панева, сарафан, рубаха, фартук) и головного убора (кокошник)
обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; (речевое развитие)
активизировать словарь детей по теме; (речевое развитие)
воспитывать интерес к истории и традициям своего народа, любознательность, расширять кругозор детей; (познавательное развитие )
Воспитывать в детях доброту, желание и умение взаимодействовать со сверстниками (социально-коммуникативное развитие)
Ход НООД.
Хозяйка избы встречает детей у входа.
- Милости просим, гости дорогие!
Приглашаю с поклоном (Дети кланяются хозяйке)
- Изба моя красивая, светлая, теплая.
- Напомните мне дети, кому отдавали поклон люди, входя в избу.
( хозяйке-выражали свое уважение , огню (печке), красному углу)
-Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)
-Как мы себя чувствуем дома?
- Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
- А где в стародавние времена люди строили свои дома?
(Строили свои дома около водоема и леса. Чтобы можно было ловить рыбу , охотиться и строить жилища. )
-Почему, избы и все в них раньше делали из дерева?
(Других материалов не было, а дерево лёгкое, прочное, хорошо сохраняет тепло: из дерева можно сделать нужные и красивые предметы. Славились своим мастерством плотники - строили избы, повозки для лошадей, деревянную мебель, посуду, деревянные игрушки.)
Пословицы и поговорки:
«Умелые руки не знают скуки».
«Недаром говорится, что дело мастера боится».
«Каков мастер, таково и дело».
«Где хотенье, там и уменье».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Всякое дело мастера боится».
Скороговорка.
«Егор шёл через двор,
Нёс Егор с собой топор-
Егор шёл чинить забор»
- Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
« Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают - глотает»
(Печь)
- Правильно. Это печь. Почему, когда входят в избу, кланяются печке?
(Печь - сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали дети и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка – деревенская кормилица.)
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
(В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.)
Динамическая пауза.
« Мы печем отличные,
Пирожки пшеничные.
Тесто в миске замесили,
Посолить мы не забыли.
Тесто скалкой раскатали.
Взяли ложку творога.
Пирожок к пирожку.
Ну-ку печка, дай пирожкам местечко!»
- Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
-Как вы думаете, где находиться у нас в избе « бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина – хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила, там же на крюке, забитом в потолок, висела зыбка ( (колыбелька) для самого маленького в семье.
- Мы громко говорили и малыша разбудили. Кто споет колыбельную песенку? (ребенок поет песню)
- А сейчас я буду загадки загадывать, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
« Выпускает жаркий пар
Древний чайник….» (самовар)
-Как можно было узнать, что хозяева ждут гостей?
(Если самовар стоит у ворот, значит, хозяин ждёт гостей)
« Хлебом, солью всех встречаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем»
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с мёдом, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
-в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже ходили со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами поиграем на ложках и попробуем потанцевать под народную музыку.
Дети, играя на ложках, выполняют танцевальные движения.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и ни когда не бился.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватить - отдаёт,
А сам в угол идет» ( ухват)
Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке.
« Черный конь скачет в огонь» (кочерга)
«Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги» (стол)
« Три братца пошли в воду купаться,
Двое купаются,
А третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли» (Вёдра и коромысло)
« Чтобы тесто раскатать,
Её нужно с полки взять.
Деревянная она
И хозяйкам всем нужна» (скалка)
Печь топится, пироги пекутся. А мы поиграем в игру «Чучело».
Наш Домовенок Митроша приготовил нам угощенье и чай.
Пословицы и поговорки о чае.
Митроша угощает детей пирогами.
- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...