«Преемственность работы ДОУ и семьи в воспитании ребенка»
статья на тему
В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования вопрос организации жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития, корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов, ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка являются важными условиями интеграции. Задача ДОУ правильно, интересно скорректировать работу, которая поможет искоренить ошибки, допущенные в воспитании детей родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы с семьей | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пилипенко Светлана Валентиновна
воспитатель
МКДОУ Краснозерский детский сад № 5
Новосибирская область
р. п. Краснозерское
«Преемственность работы ДОУ и семьи в воспитании ребенка»
« Что посеешь, то и пожнешь» - так гласит народная мудрость. Но несмотря на простату этих слов, они являются актуальными в настоящее время и имеют под собой огромный научный потенциал: образы, поведения, вынесенные из взаимоотношений с близкими, из семьи влияют на дальнейшую жизнь ребенка.
В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования вопрос организации жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития, корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов, ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка и являются важными условиями интеграции. Интеграция образовательных областей приводит к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение. И как отметил А.В. Запорожец, позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, повышает уверенность в собственных силах и формируется положительное отношение к социальному миру.
Когда ребенка приводят в детский сад, он попадает в другой микроклимат, где свои правила и взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И от того, как мы качественно построим воспитательно-образовательный процесс, зависит дальнейшее развитие ребенка. Задача ДОУ правильно, интересно скорректировать работу, которая поможет искоренить ошибки, допущенные в воспитании детей родителями. Содержание работы будет, зависит от результатов исследования воспитания в семье, от уровня педагогической культуры родителей, возрастных особенностей детей.
Мы выделили следующие Основные направления работы ДОУ с родителями:
1.Организационно – посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, участие в работе педагогического совета, родительских комитетов, взаимодействие с общественными организациями….)
2.Информационно – просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ, организация работы с коллективом родителей, индивидуальная педагогическая помощь, использование разнообразных средств актуальной информации для родителей)
3. Организационно – педагогическое (вовлечение родителей в совместную с детьми педагогическую деятельность, участие в досуговых и оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ)
Я остановлюсь более подробно на третьем направлении работы с родителями, т.е. расскажу, как в моей группе ведется педагогическое просвещение родителей, как сотрудничество с семьей воспитанников повысило нравственное качество воспитания, обучения и развития детей.
Всю работу я разделила на этапы:
- Знакомство с семьей с целью выявления типа семьи, влияния семьи на воспитание, условия формирования нравственных качеств, методы и формы воспитания, ошибки семейного воспитания.
- Составление « Социального портрета семьи»
- Тестирование и диагностирование родителей и детей
- Составление совместного плана работы.
- Результативность
Начинаю работу с посещения семьи и составления «Социального портрета семьи», где собраны все сведения о ребенке, родителях и других членах семьи проживающих с ребенком. Заполнение данного плана происходит постепенно, по мере накопления материала, некоторые сведения устаревают, изменяются. А такой пункт как «Отношения в семье» занимает длительный промежуток времени.
Для выявления педагогических и психологических знаний о нравственном воспитании у детей с родителями проводили социальный опрос « Почему Вы отдаете ребенка в ДОУ? »
Результат его показал, что 76% родителей предпочитают по достижении ребенком 1,5 – 2 лет воспитывать его в детском саду по экономическим мотивам и лишь 24% родителей выбирают детский сад, чтобы создать благоприятную ситуацию для развития ребенка, как личности.
Предлагая родителям тест, « Какой Вы родитель» я ставила перед собой цель определить умения родителей давать адекватную оценку развития своих детей. Надо сказать, что из 20 семей наиболее благоприятная ситуация в 14семьях, 4-ролителей предпочли не отвечать на предложенный тест, а у 2 –общения с ребенком непосредственны. Их развитие подвергается влиянию случайных обстоятельств.
Практика показывает, что на начала года уровень активности у родителей достаточно низкий и составляет 25- 30%. Зная это и опираясь на результаты тестирования, я обращаю наибольшее внимания на пассивную часть родителей и использую следующие Формы работы с родителями:
- Наглядная педагогическая пропаганда
(информационный стенд «Визитная карточка группы», тематическая выставка « Уголок детского творчества», стенд «Это актуально», «Семейное чтение», текущая информация, интернет общение, электронный ящик и др.)
- Практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
- Родительские собрания
- Выявление передового опыта семейного воспитания.
- Совместные отрытые занятия.
- Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
- День открытых дверей
- Беседы, тестирования.
- Совместные праздники, походы, экскурсии
Сотрудничая с родителями, я соглашусь с высказываниями К. Д. Ушинского «…одними моральными наставлениями нельзя обогатить сердце и волю ребенка…», «…нужно участие и совместный труд с каждым ребенком…»
Практика показала, проводимое мною сотрудничество: родителей, детей и воспитателей дало качественные результаты совершенствования личности ребенка, его воспитание и обучение. В то же время и взрослые участники данного процесса имеют свои положительные результаты.
Среди педагогов:
- Улучшилось качество работы
- Укрепилась связь педагогов с семьей
- Способствует эффективному выявлению и распространению передового опыта семейного воспитания.
Среди родителей:
- Повысился процент посещаемости родителями собраний, совместных мероприятий до 80%.
- Увеличилась педагогическая культура и педагогический интерес родителей к деятельности ДОУ.
- Сформировались доверительные отношения между родителями и педагогами.
Среди детей:
- Развился основной нравственный мотив – положительное представление о себе.
- Повысился интеллектуальный потенциал
- Понимание среди окружающих сверстников, педагогов и своих родителей.
Теперь с уверенностью можем сказать, что в нашем ДОУ сложилась более тесная триада: Педагог – Ребенок – Родитель.
Список литературы:
1.Митрофанова О.Н. Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи//Журнал «Справочник старшего воспитателя».-2011г.
2.Евдокимова Е.С. педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника//- М.: Сфера , 2008г
3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обощение опыта по работе ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка (МБДОУ г.Астрахани № 63,воспитатель Корастелева Н.И.)
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей,но и от условий жизни в семье,санитарной грамотности и гигиенической культуры населения,уровня развития здравоохранения и образования.соц...
Доклад по теме: «Преемственность детского сада и семьи в подготовке ребенка к предстоящему школьному обучению».
«Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: . . . взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической ...
Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании ребенка
Человек живет в обществе и ему нельзя быть отдельным от общества, ему необходимо общение с людьми, причем не только общение, но и понимание и сопереживание окружающих его людей. Основной при...
Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями.
Консультация для воспитателей...
Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями. ( из опыта работы)
Роль семьи в воспитании ребенка....
Консультация для родителей: "Преемственность детского сада и семьи в воспитании детей"
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает ...