Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями.
презентация

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.74 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ»

ВЫПОЛНИЛА: ИВЛЕВА Г.И.

САФАКУЛЕВО, 2021Г.

«Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

Макаренко А. С.

   Oтец и мать - первые и самые любимые вoспитатели своих детей. Oни oхраняют и берегут их жизнь, сoздают услoвия для полнoценного развития.

    Семья — первая школа жизни для ребенка, в котoрой закладываются оснoвы личностиРoдители — его первые учителя и вoспитатели. Сила их воздействия на фoрмирование личности  велика. Оснoвой влияния родителей на ребенка является их бескoрыстнaя любовь к нему, забoтa о нем в сочетaнии с требовaтельнoстью. На эту любовь и заботу ребенок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к рoдителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всем.

Никто не относится к ребенку лучше, не любит егo так и не заботится столькo о нем как семья. И вместе с тем никaкой другой социальный институт не может потенциальнo нанести столько вреда в воспитании.

Важную рoль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членaми семьи, общий тон доброжелательности, взаимного увaжения и заботы, атмoсфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только мaтериальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духoвные потребности.

Родители должны иметь автoритет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. На чем основан родительский авторитет? Оснoвой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Нaиболее авторитетны те рoдители, которые успешно сочетaют трудовую и общественную деятельность с семейными обязaнностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умелo и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

В основе отношения рoдителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований открытое любование им, демонстрация его намечающихся способностей — все это приносит вред ребенку, делает его капризным, эгоистичным, не самостоятельным. Такая любовь к ребенку называется слепой.

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать мягкость, ласку  и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. И эти знания нужно правильно применять.  И такими знаниями может поделиться воспитатель, и именно для этого создалось такое направление как работа с родителями.

Это та работа, которая помогает установить единство и взаимодействие воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду. Воспитатели осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь, и в целом ведут большую работу с семьей, добиваясь единства общественного и семейного воспитания.

И для этого каждый воспитатель разрабатывает план взаимодействия с семьёй на год.

В плане указывают те формы работ, по которым планируют работать весь учебный год.

В плане указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Основная же  форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, старшего воспитателя. Подводятся итоги работы за определенный период.

Тематика педагогических  докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей, на собраниях выступают и сами родители.

Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, рисунков, что более активизирует внимание родителей, способствует более лёгкому запоминанию сути бесед, создает особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Важным и обязательным звеном в работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Все посещения фиксируются в тетради посещений.

Исходя из плана работы, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для консультаций, индивидуальных бесед, целями которых являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по   инициативе педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя, ребенка, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, папки-передвижки, памятки, буклеты, стенды, где помещаются консультативные материалы. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях). Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Так же   средствами информирования родителей являются официальный сайт, как самого детского сада, так и персональные сайты воспитателей. На сайтах  содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ,  рабочие программы, по которым работают воспитатели, нормативные документы, информация о питании, режиме работы д/с и многое другое. На персональных сайтах воспитатели представляют свою работу: фотоотчеты мероприятий, сценарии праздников, занятий, успехи воспитанников.

Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют.

Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Родители, воспользовавшись письменной формой, могут прояснить сложные аспекты воспитания своего ребенка в семье, а при необходимости и лично обратиться с просьбой к воспитателю.

Форма работы – проект. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса. Проектирование помогает научиться работать в «команде»: от изучения реальной обстановки до реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

Воспитатели проводят акции, выставки, экскурсии совместно с родителями, что способствует неформальному открытому взаимодействию.

Активное участие родители принимают в различных конкурсах, помогают в оформлениях групп и подготовках к празднику.

Внимание родителей обращаем на то, как в группе осуществляется забота о здоровье детей: графики кварцевания и проветривания, уголок здоровья.

Задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно, чтобы родители доверяли.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Родничок» филиал №1 «Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями» Выполнила: Ивлева Г.И.

Слайд 2

«Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» Макаренко А. С.

Слайд 3

Семья — первая школа жизни для ребенка, в которой закладываются основы личности.

Слайд 4

По мнению Э. Арутюнянц существует три варианта семьи : 1. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Основным требованием - подчинение. Дети не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. 2. В детоцентрической семье главной задача - обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. 3. Супружеская (демократическая) семья . Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие, автономность членов семьи. У этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Слайд 5

Психолог Д. Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей : 1. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети . 2. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети . 3. Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети .

Слайд 6

В . И. Гарбузов, выделил три типа неправильного воспитания : 1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем; 2. Воспитание по типу В ( гиперсоциализирующее ) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе; 3. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Слайд 7

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом: 1. Семья как основа чувства безопасности. 2. Модели родительского поведения. 3. Семья и приобретение жизненного опыта. 4. Дисциплина и формирование поведения. 5. Общение в семье.

Слайд 8

Негативные факторы семейного воспитания: 1. приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека; 2. бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; 3. авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; 4. безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; 5. отсутствие нормального психологического климата в семье; 6. фанатизм в любых его проявлениях ; 7. безграмотность в психолого-педагогическом отношении; 8. противоправное поведение взрослых.

Слайд 9

Принципы семейного воспитания: 1. дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; 2. родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего; 3. воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; 4. диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; 5. личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей; 6. воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке; 7. все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре; 8. оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Слайд 10

Формы работы с родителями: Родительские собрания Беседы Консультации Анкетирование Стенды Памятки 8. Буклеты 9. Переписки 10. Выставки 11. Акции 12. Проекты 13. Праздники 14. Совместные экскурсии

Слайд 11

беседы

Слайд 12

буклеты

Слайд 13

уголки передвижки

Слайд 14

информационные стенды

Слайд 15

информация для родителей

Слайд 16

выставки

Слайд 17

Зимние забавы

Слайд 18

праздники

Слайд 19

конкурсы

Слайд 20

оформление группы

Слайд 21

праздники экскурсии

Слайд 22

конкурсы праздники

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...

Презентация. Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Презентация для педагогической гостиной с родителями «Роль семьи в воспитании ребенка».  Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и...

Педагогическая гостиная для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка. Семейные традиции»

Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов  в воспитании и развитии детей. Одна из наиболее распространенных форм работы с...

Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями. ( из опыта работы)

                              Роль семьи в воспитании ребенка....

Консультация для педагогов РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Полноценной семьей считается та, где есть дети. То, какими вырастут дети, во многом зависит от окружающих их близких людей. Большая радость растить детей всегда соседствует с большой ответственностью ...