Консультация – практикум «Использование метода проектов в работе по реализации регионального компонента»
консультация по теме
Я хочу поделиться своими наработками с педагогами дошкольного образования.
В консультации раскрывается актуальность реализации в дошкольной образовательной организации регионального компонента, кратко описывется метод проектов, а также представлен план работы воспитателя и этапы работы над проектом при реализации регионального компонента. Также в консультации показывается, как данная работа может осуществляться средствами музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_praktikum.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум
«Использование метода проектов в работе по реализации регионального компонента»
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. В дошкольном образовании региональный компонент введен в образовательный и воспитательный процесс ДОО.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:
– способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;
– познакомить детей с традициями и обычаями родного края;
– формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
– познакомить с именами знаменитых земляков;
– сформировать знания о живой и неживой природе Самарского региона;
– заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Уникальным средством обеспечения реализации регионального компонента является технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях.
Метод проектов позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Перед нами, педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
1) по составу участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.
2) по срокам реализации: краткосрочный - 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .
3) по доминирующему виду деятельности:
– исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;
– ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
– информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;
– творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта образовательной деятельности, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта.
Основные этапы метода проектов включают:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Проект «Колоски России» (для детей средней группы)
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
• воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
• развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
• формировать интерес к культурному наследию региона;
• воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
Участники проекта:
• дети;
• воспитатели;
• специалисты ДОО;
• родители.
Вид проекта:
по составу участников: групповой;
по срокам реализации: долгосрочный (сентябрь – май);
по доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный.
1 этап Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
• Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Составление плана работы над проектами.
3 этап. Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает»,
• сюжетно-ролевая игра «Семья»;
• оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Собери узор», «Найди матрешку»
Познавательное развитие
• игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;
• проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы: “Россия – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Тольятти!», «Семья», «Родословное древо моей семьи», «История матрешки», «Хохломская роспись», «Самовар».
Продуктивная деятельность
• виды росписи в народно-прикладном творчестве;
• народное творчество Самарской области;
• лепка «Животные и птицы нашего леса»;
• изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад»;
• оформление фотоальбома уголка.
Развитие речи
• составление творческих рассказов «Мой любимый город»;
• беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»;
Ознакомление с художественной литературой:
• чтение сказок народов мира;
• разучивание русских народных песен, потешек, частушек.
Музыка
• занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»;
• «Пришла коляда накануне Рождества»;
• «Мы играем в оркестр народных инструментов»;
• оформление музыкального уголка в русских традициях.
Формы и методы работы с родителями
• беседы с родителями о важности данной проблемы;
• оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
• изготовление семейных альбомов;
• привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами русского быта;
• словотворчество с родителями «Сочини частушку»;
• оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Самарской области”, «Хлеб – всему голова!», «Природа нашего края».
4 этап. Презентационно – завершающий
1. Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами
2. Оформление регионального уголка
3. НОД “Моя Родина! ”
4. Выставка продуктов детской деятельности.
5. Оценка этапов реализации проекта детьми.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Результат-эффект:
• У детей сформированы знания о родной стране, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
• Дети и родители стали активными участниками в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Дошкольники приобрели навыки социального общения со взрослыми.
• Дети стали проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, способны оказать им посильную помощь.
• Педагоги и родители пополнили знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
Результат-продукт: пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.
Реализация регионального компонента может осуществляться с помощью средств музейной педагогики, в частности при организации групповых мини – музеев.
Создание мини-музея будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при проведении образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Участвуя в музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Направленность музейно-педагогической деятельности ДОО должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОО должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Мини-музеи можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Рассмотрим этапы работы по созданию мини-музея в группе.
Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.
Задачи:
– расширять кругозор дошкольников;
– развивать познавательные способности и познавательную деятельность
– формировать активную жизненную позицию и развивать интегративные качества.
– активизировать работу с родителями.
Предполагаемый результат. Создание мини-музеев позволит:
– сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
– приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;
– расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
– пополнить мини –музей новыми экспозициями;
– расширить словарный запас путём подбора картотеки к экспозициям, загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
– обогатит предметно –развивающую среду группы.
По срокам реализации проект: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь)
По составу участников: групповой
По доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный
Этапы организации работы:
Первый этап – подготовительный, планирование мини-музеев».
При планировании мини – музея необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, которое дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач.
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. На этом этапе происходит определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов.
Второй этап практический, создание мини-музея.
1. Выбор темы мини-музея
2. Определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
3. Планирование экспозиций мини-музея. Мини – музей может располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов. В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.
6. Разработка форм работы с экспозициями мини – музеев в процессе организации мини – музеев.
Предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.
7. Составление каталога экспонатов и плана работы в мини-музее. Третий этап презентационный, представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра-конкурса на лучший мини-музей.
Четвертый этап деятельностный, функционирование мини-музеев. Сначала определяется место мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий для детей по плану.
Практическая значимость проекта: Экспонаты мини-музея в ДОО используются для проведения различных НОД, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Любой предмет в музее может подсказать тему для интересного разговора, для ознакомления с окружающим миром, с историей своего родного края, города с именами известных людей.
Такая форма работы, как создание мини-музея в группе является одной из эффективных форм по реализации регионального компонента, повышает интерес детей и участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОО и является доступным и привлекательным инструментом в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий
АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...
Семинар - практикум «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1 «ИКТ»
Семинар - практикум«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1«ИКТ»Цель: повышение педагогической компетенции сотруднико...
Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.
Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. ...
Консультация для педагогов "Метод проектов как способ реализации ФГОС дошкольного образования"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»
Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...
«Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»
laquo;Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».
Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.Данная консультация поможет педагогам в до...