Консультация – практикум «Использование метода проектов в работе по реализации регионального компонента»
консультация по теме

Я хочу поделиться своими наработками с педагогами дошкольного образования.

В консультации раскрывается актуальность реализации в дошкольной образовательной организации регионального компонента, кратко описывется метод проектов, а также представлен план работы воспитателя и этапы работы над проектом при реализации регионального компонента. Также в консультации показывается, как данная работа может осуществляться средствами музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_praktikum.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум

«Использование метода проектов в  работе по реализации регионального компонента»

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. В дошкольном образовании региональный компонент введен в образовательный и воспитательный процесс ДОО.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

– способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;

– познакомить детей с  традициями и обычаями родного края;

– формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

– познакомить с именами знаменитых земляков;

– сформировать знания о живой и неживой природе Самарского региона;

– заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Уникальным средством обеспечения реализации регионального компонента является технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях.

Метод проектов позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой   и   исследовательской   деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Перед нами, педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков  в играх и практической деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.   

       Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

    В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

1) по составу участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

2) по срокам реализации: краткосрочный - 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .

3) по доминирующему виду деятельности:

– исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;

– ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

– информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

– творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта образовательной деятельности, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта.

Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Проект «Колоски России»  (для детей средней группы)

          Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.

          Задачи:

•        воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

•        развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;

•        формировать интерес к культурному наследию региона;

•        воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

•        повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.

Участники проекта:

•        дети;

•        воспитатели;

•        специалисты ДОО;

•        родители.

Вид проекта:

по составу участников: групповой;

по срокам реализации: долгосрочный (сентябрь – май);

по доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный.

1 этап  Информационно-накопительный:

•        Изучение интереса детей для определения целей проекта.

•        Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

•        Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

1.        Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2.        Составление плана работы над проектами.

3 этап.   Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

•        дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает»,

•        сюжетно-ролевая игра «Семья»;

•        оформление дидактических игр по краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Собери узор», «Найди матрешку»

Познавательное развитие

•        игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;

•        проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы: “Россия – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Тольятти!»,  «Семья»,  «Родословное древо моей семьи», «История матрешки», «Хохломская роспись», «Самовар».

Продуктивная деятельность

•        виды  росписи в народно-прикладном творчестве;

•        народное творчество Самарской области;

•        лепка «Животные и птицы нашего леса»;

•        изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад»;

•        оформление фотоальбома уголка.

Развитие речи

•        составление творческих рассказов «Мой любимый город»;

•        беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»;

Ознакомление с художественной литературой:

•        чтение сказок народов мира;

•        разучивание русских народных песен, потешек, частушек.

Музыка

•        занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»;

•        «Пришла коляда накануне Рождества»;

•        «Мы играем в оркестр народных инструментов»;

•        оформление музыкального уголка в русских традициях.

Формы и методы работы с родителями

•        беседы с родителями о важности данной проблемы;

•        оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

•        изготовление семейных альбомов;

•        привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами русского быта;

•        словотворчество с родителями «Сочини частушку»;

•        оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Самарской области”, «Хлеб – всему голова!», «Природа нашего края».

4 этап.   Презентационно – завершающий

1.        Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами

2.        Оформление  регионального уголка

3.        НОД “Моя Родина! ”

4.        Выставка продуктов детской деятельности.

5.        Оценка этапов реализации проекта детьми.

5 этап. Контрольно-рефлексивный

1.        Подведение итогов.

2.        Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Результат-эффект:

•        У детей сформированы знания о родной стране, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.

•        Дети и родители стали активными участниками в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

•        Дошкольники приобрели навыки социального общения со взрослыми.

•        Дети стали проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, способны оказать им  посильную помощь.

•        Педагоги и родители пополнили знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.

Результат-продукт: пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.

Реализация регионального компонента может осуществляться с помощью средств музейной педагогики, в частности при организации групповых мини – музеев.

Создание мини-музея будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при проведении образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Участвуя в музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Направленность музейно-педагогической деятельности ДОО должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОО должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Мини-музеи можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Рассмотрим этапы работы по созданию мини-музея в группе.

 Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.

Задачи:

– расширять кругозор дошкольников;

– развивать познавательные способности и познавательную деятельность

– формировать активную жизненную позицию и развивать интегративные качества.

– активизировать работу с родителями.

Предполагаемый результат. Создание мини-музеев позволит:

– сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

– приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;

– расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

– пополнить мини –музей новыми экспозициями;

– расширить словарный запас путём подбора картотеки к экспозициям, загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

– обогатит предметно –развивающую среду группы.

По срокам реализации проект: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь)

По составу участников: групповой

По доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный

 Этапы организации работы:

Первый этап – подготовительный, планирование мини-музеев».

При планировании мини – музея необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, которое дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач.

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. На этом этапе происходит определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов.

Второй этап практический, создание мини-музея.

1.        Выбор темы мини-музея

2. Определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.

3. Планирование экспозиций мини-музея. Мини – музей может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов. В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Разработка форм работы с экспозициями мини – музеев в процессе организации мини – музеев.

Предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.

7. Составление каталога экспонатов и плана работы в мини-музее.   Третий этап презентационный, представление мини-музея».

На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра-конкурса на лучший мини-музей.

Четвертый этап деятельностный, функционирование мини-музеев. Сначала определяется место мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий для детей по плану.

Практическая значимость проекта: Экспонаты мини-музея в ДОО используются для проведения различных НОД, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Любой предмет в музее может подсказать тему для интересного разговора, для ознакомления с окружающим миром, с историей своего родного края, города с именами известных людей.

Такая форма работы, как создание мини-музея в группе  является одной из эффективных форм по реализации регионального компонента, повышает интерес детей и участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОО и является доступным и привлекательным инструментом в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

Семинар - практикум «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1 «ИКТ»

Семинар - практикум«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» №1«ИКТ»Цель: повышение педагогической компетенции сотруднико...

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. ...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...

«Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»

laquo;Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».

Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.Данная консультация поможет педагогам в  до...