«Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»
учебно-методический материал

Миршавка Инна Ниязовна

 «Использование игровых мотивационных ситуаций

при реализации регионального компонента

на основе образовательной программы ДОУ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование игровых мотивационных ситуаций

при реализации регионального компонента

на основе образовательной программы ДОУ»

Миршавка И.Н.

Введение.

                                                  «Сделать  серьёзное занятие  занимательным  -    

                                                  вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Система образования переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

Первые шаги к этому сделаны: в структуру основной общеобразовательной программы введён региональный компонент.

Сам по себе интерес к изучению родного края у детей не возникнет. Для этого должны быть созданы определённые условия.

Приобщение детей к национально-региональной культуре тесно связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, вызывающих, в свою очередь, желание, потребность узнать как можно больше нового.

Между интересом и деятельностью существует двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.

У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому, целью педагога является не только удержание у ребёнка этого интереса, но и повышение мотивации к образовательной деятельности.

Сам по себе процесс изучения родного края, его истории, природы не представляет для детей особого интереса. Для того, чтобы их заинтересовать, увлечь надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут наблюдать непосредственно, каждый день, постепенно расширяя круг знаний. Для успешного решения этой задачи необходимо использовать игровую ситуацию. Она формирует интерес к деятельности, обеспечивает доступность изучения материала, активизирует мыслительную деятельность.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий  каждого ребёнка. С её помощью педагог может организовать не только умственную, но и моторную активность детей.

        Игровая ситуация для дошкольника служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается вся воспитательно-образовательная деятельность, она выступает как средство мотивации к ней. Это своеобразный приём, при котором ребёнок легче усваивает материал, создаётся бодрое настроение, снимается утомляемость, поддерживается внимание на гораздо более длительное время.

Применение игровой мотивационной ситуации в краеведении даёт возможность ребёнку не только пробуждению интереса к истокам родной культуры, к своей земле, традициям, расширить свой кругозор, но и раскрыть таланты, познать самого себя, свои возможности, способности, свои пределы.

Игра-путешествие является одним из  эффективных приёмов, требующих от ребёнка внимания, умения быстро находить решения, следовать определённым правилам. Однако, весь комплекс выполняемых ребёнком в процессе этой игры действий, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения, он учится и познает играя.

В игре использован наглядный материал в виде макета карты Челябинской области, который собирается как пазл. Это ещё один способ увлечь, заинтересовать ребёнка, который развивает пространственное воображение, мышление и  в то же время дать ему возможность почувствовать себя первооткрывателем. Интересные игровые моменты, действия, решение общей задачи объединяют детей, активизируют мыслительные процессы, усиливают эмоции и чувства, что способствует усилению познавательной деятельности детей.

Необходимым условием любой деятельности ребёнка является её разнообразие. С этой целью в игру-путешествие включены пальчиковая гимнастика, подвижная и дидактическая игры.

Игра – путешествие «Прогулка по городу Троицку»

Цель:  создание условий для формирования устойчивого интереса к родному краю; содействие становлению субъективно-ценностного отношения к Родине.

Основные задачи: формировать заботливое отношение к достопримечательностям одного города, учить восхищаться его   красотой; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; расширение представлений о г.Троицке, его территории, достопримечательностях, символике;  развитие интереса к познавательной деятельности; воспитание  у ребёнка любви к Родине.

Образовательные области: коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье, безопасность, познание.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Формы работы с детьми: объяснения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериала, дидактические игры, тематический пазл.

Используемые средства:  видеопроектор, ноутбук, экран, сборный макет карты Челябинской области в виде пазлов, разрезные картинки «Флаг г.Троицка» дидактическая игра «Достопримечательности г.Троицка», медальки «Юный путешественник».

Предварительная работа: организация НОД и другой совместной деятельности педагога с детьми  по направлению «Краеведение».

Планируемый результат: активизация познавательного интереса, обогащённые представления о г.Троицке, умения формулировать аргументированные суждения, решение проблемно-поисковых ситуаций.

Примерный план мероприятия.

Этапы/время

Деятельность

Комментарии

Педагога

Детей

Игровая мотивационная ситуация

(1 мин.)

Внести посылку и видеописьмо от И.И.Неплюева

Проявление интереса к посылке

Содержание посылки: разрезная карта Челябинской области, диск с видеописьмом, лото"Троицк", медальки «Юный путешественник»

Просмотр видеописьма (10 мин.)

Комментирует слайд

Дети смотрят видео на экране

(ссылка на видеописьмо)

Собирание пазлов (4 мин.)

Достает из посылки кусочки карты Челябинской области (без г.Троицка).

Дети собирают карту  из пазлов.

Замечают, что одного сегмента на карте не хватает

Помощь затрудняющимся детям

Загадка "Флаг города"

"В золотом поле щита три равносторонних пурпурных креста, символизирующих Святую Троицу".Подводит детей к правильному ответу.

Дети высказывают свои предположения, о каком городе идет речь.

Предлагает составить самостоятельно флаг г.Троицка

Достает из посылки изображение г.Троицка и передает детям.

Дети находят на карте место для г.Троицка и ставят его на карту Челябинской области

Отметить, где на карте север, а где – юг.

Физминутка «Здравствуй, город!» (1 мин.)

Проводится 2 раза: 1 – по показу, 2 – выполняют самостоятельно.

Дети выполняют движения соответственно тексту

Д.и.Лото "Достопримечательности г.Троицка"

Достает из посылки Лото и передает их детям

Играют камандами

Напоминает правила игры

Награждение детей (1 мин.)

Достает из посылки медальки Юных путешественников и вручает их детям

Дети рассматривают подарки от путешественника

Рефлексия

Прослушивание гимна г.Троицка

Слушают гимн

Напоминает, что гимн слушают стоя

Заключение.

В результате использования метода создания игровых  мотивационных ситуаций  в реализации регионального компонента у детей появятся базисные представления  о Южном Урале, его природе, населении, традициях, обычаях, истории и культуре. Дети приобретут навыки социального общения с взрослыми и сверстниками.

Список используемой литературы.

  • Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
  • Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010. – 368с.
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 336с.

Рекомендуемая литература для педагогов:

  • Белоногов А.А. Зимние забавы сибиряков: фоторассказ/ А.А.Белоногов. -  Красноярск: РАСТР, 2008.
  • Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009.
  • Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

«Использование модульной технологии при реализации регионального компонента».

laquo;Использование модульной технологии при реализации регионального компонента»....

«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...

Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»

Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с ц...

«Реализация регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования посредством игровых и информационно-коммуникативных технологий»

Материал содержит теоретическое обоснование эффективности практического использования интерактивных игр при реализации тематического планирования блока "Я живу в Сибири"...

Статья "Реализация регионального компонента по образователей программе ФГОС с применением проектной деятельности"

Статья "Реализация регионального компонента по образователей программе ФГОС с применением проектной деятельности" Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нра...