Методическая разработка "В гостях у сказки" (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Теоретический материал данной методической разработки содержит основные направления работы с иллюстрациями к сказкам, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью наглядного показа иллюстраций.
Практический материал включает подборку загадок, конспект непосредственной образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skaz2.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «В гостях у сказки»
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»
в рамках мероприятия «День сказки» в детском саду
Знакомство с иллюстрациями к сказкам
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка., мощный инструмент развития. Со сказкой ребенок знакомится в раннем возрасте.
Чтобы открыть особый фантазийный сказочный мир, необходимо привить интерес к внимательному разглядыванию «чтению рисунков» - иллюстраций. Корней Чуковский так писал о художнике иллюстраторе В. Конашевиче: "Это не иллюстрации - а человеческое счастье в красках!" ... Рисунки придают сказкам такие качества, которых сказки сами по себе не имеют." "Ваше чудотворное искусство воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись - добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям". Эти слова писателя подходят и к другим талантливым иллюстраторам сказок, помогающим «увидеть» мир сказки.
Теоретический материал данной разработки содержит основные направления работы с иллюстрациями к сказкам, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью наглядного показа иллюстраций.
Практический материал включает подборку загадок, конспекта непосредственной образовательной деятельности.
Актуальность
Далеко не все современные дети хорошо знакомы со сказкой и творчеством художников иллюстраторов, они порой смотрят современные мультфильмы с агрессивными героями и монстрами. Если сказка одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания с традиционным представлением о том, что хорошо и плохо, красиво или безобразно, то современное информационное пространство, окружающее ребенка, порой создается для воспитания членов общества потребления, и вопрос какие при этом формируются поведенческие стереотипы и эстетические установки у детей остается открытым. Конечно, очевидна необходимость воспитания детей через сказку. Будет заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей не уделить должного внимания сказке как мощному средству развития детей.
Так как дошкольникам свойственна образность восприятия, текст произведения, лишенный иллюстраций, теряет чуть не половину своей эффективности звучания. Художники иллюстраторы своим талантом помогают визуализировать художественный образ, воплощенный в слове.
Приемы знакомства с иллюстрациями художников:
- вопросы педагога с целью установить связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом;
- поисковые вопросы, касающиеся характера персонажа, его поступков, помогающие детям делать несложные выводы, обобщения (откуда, зачем, почему);
- впечатления ребенка при просмотре иллюстрации;
- сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
- сравнение иллюстраций, на одной из которых произошло изменение;
- знакомство с одним художником иллюстратором: показ его портрета, рассказ о творчестве;
- прослушивание музыкальных произведений;
- игры-задания и игры-драматизации.
В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций, так как на каждом возрастном этапе существуют определенные особенности детского восприятия информации. Так, младшие дошкольники должны с первого взгляда узнавать сказочного героя, для этого образ должен быть прорисован крупно, но без нагромождения. Композиция рисунка должна полностью соответствовать сказанному в тексте. В средней группе усложняется композиция, растет количество составляющих компонентов, уточняющих деталей. Это дает возможность научить детей чувствовать характер героев, настроение, которое хотел передать художник изобразительными средствами. Для детей старшей и подготовительной группы и текст усложняется и иллюстрация наполняется сложными решениями в композиции и в цвете. Это позволяет формировать навыки внимательного рассматривания «понимания изображения», эмоциональной отзывчивости от увиденного.
Игры-задания:
- игра «Из какой сказки?» ребенку необходимо узнать знакомых персонажей, предметы из сказки;
- игра «Угадайка» из нескольких предложенных иллюстраций выбрать одну, совпадающую с отрывком текста;
- игра «Собери пазл» из кусочков разрезанной иллюстрации собрать целое;
- игра-соревнование – «Кто заметит больше деталей?»;
- игра в образ, драматизация, когда ребенок ставит себя на место героя сказки и рассказывает от его лица о сказочных событиях.
Ниже приведенное НОД рассчитано на детей старшей и подготовительной группы.
Первое ознакомительное с иллюстрациями занятие можно посвятить роли в детской книге. Главное пробудить интерес к внимательному рассматриванию иллюстраций, эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям сказок, для этого педагог рассказывает эмоционально, включает поисковые вопросы, прямую речь. У ребенка должно возникнуть ощущение открытия нового способа познания через рассматривание иллюстраций,удивления и радости от умения «читать» книгу по рисункам.
Для создания атмосферы психологического комфорта занятие начинается с негромкой музыки. Можно включить звон колокольчика, пение птиц, шум моря или какие-либо звуки, созвучные с темой нашей сказки.
Чтобы дети почувствовали себя в мире сказок, мы с детьми делаем коллективное пластическое упражнение. Например, мы закрываем ручками глаза, говорим «волшебные» слова и на счет «три» оказываемся в сказке. В конце занятия также выполняем пластическое упражнение, чтобы выйти из сказки. Можно покружиться как снежинки, если действие сказки происходит зимой, наклонять вытянутые ручки, показывая как дует ветер и т.п.
Для ознакомления с основными изобразительными средствами художников используются игровые приемы, сюрпризные моменты, загадки, применяются элементы театрализации.
Кроме занятий, это могут быть разнообразные упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
В конце занятия дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Цель: способствовать развитию интереса к сказке и творчеству художников иллюстраторов
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение узнавать сказки и их героев;
- познакомить с книжной иллюстрацией;
- формировать знания о средствах выразительности книжной иллюстрации
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие книжных иллюстраций,
- развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения,
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к книге,
- сопереживание героям сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.
Ожидаемые результаты:
- повысится интерес к творчеству художников – иллюстраторов;
-сформируется первоначальное представление о художественных средствах выразительности;
-развитию творческих способностей при создании в дальнейшем своих иллюстраций или сюжетов;
Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями художников И. Билибина и В. Васнецова, книги сказок с иллюстрациями, аудиозапись песни «Дорога добра», «В мире много сказок»; шкатулки разного цвета с подсказками, листы бумаги формата А5, восковые мелки, карандаши.
Ход НОД
Последовательность | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Приветствие. Организационный момент. Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию, эмоциональный настрой на совместную деятельность. | Звучит музыка. Прииветствие. Педагог держит в руках книгу с иллюстрациями.. У нас сегодня непростое занятие, а занятие-путешествие. В начале занятия нас ждет Загадка, она как дверь, отгадаем, сможем пройти дальше: Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться. (если дети не отгадали, загадать 2-ую и 3-ю загадки, демонстрация отгадки - книги для подсказки) Есть листок, есть корешок. А не куст и не цветок. Нету лап, нету рук. А приходит в дом как друг. На колени к маме ляжет, Обо всём тебе расскажет. Открыть свои тайны Любому готова. Но ты от неё Не услышишь и слова. Педагог показывает детям книгу. | Дети внимательно слушают. Отвечая на вопросы высказывают сои предположения, мысли. |
Актуализация знаний детей Игровая ситуация. Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой. | -Давайте полистаем страницы, что мы видим в книге? Что больше привлекает вас в книгах? Конечно, рисунки, эти рисунки называются иллюстрации. Давайте повторим это слово. Книги оформляют художники иллюстраторы. Сегодня в детском саду день сказки, поэтому мы поговорим о иллюстрациях к сказкам. Для чего нужна иллюстрация к сказке? Конечно, иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять нам содержание книги. Рисунки наглядно рассказывают о героях сказок и о том, что с ними происходит. А чтобы пройти дальше в сказку нам нужно открыть зеленую шкатулку. Что в шкатулке, давайте посмотрим. В шкатулке лук и стрелы и фигурка лягушки. Это подсказки, из какой сказки эти предметы? Как называется сказка? Показ иллюстрации к сказке «Царевна Лягушка» И. Билибина и чтение отрывка: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им: — Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! — За кого же нам, батюшка, посвататься? — А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь. Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили. А что произошло дальше посмотрим на следующей иллюстрации. (Слайд2). Что мы видим? Как вы думаете, понравилось это Иванушке? Как художник это нам показывает? Показ (Слайд3) Педагог наводящими вопросами помогает детям внимательно рассмотреть детали происходящего. Следующие иллюстрации показывают сказку дальше (Слайд4, 5, 6). Педагог вместе с детьми по иллюстрациям «рассматривают» сказку до конца. Наводящими вопросами обращает внимание детей на характеристики героев, как художник по разному изображает каждое событие в сказке, используя разные выразительные средства: позы, жесты, цвет. Чтобы дети не устали, можно поиграть в игру драматизацию «Я в сказке» повторить позы и жесты героев. , Ребята, а ведь мы с вами «читаем» не по буквам, а по иллюстрациям! Художник нам все рассказал изобразительным языком. Нас ждет желтая шкатулка. Давайте, откроем! Подсказки - это игрушечные фигурки гусей и лист бумаги с изображением избушки на курьих ножках. Из какой сказки эти предметы? Кто живет в этой избушке? Как называется сказка? Показ иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» художников И. Билибина и В. Васнецова. (слайд 7, 8, 9,10) Педагог наводящими вопросами помогает детям внимательно рассмотреть каждую иллюстрацию. Педагог эмоционально «проговаривает» с детьми сказку, замечая вместе с детьми детали сказочных образов и событий. Педагог спрашивает детей, почему они пришли к тому или иному выводу. Мы сегодня поспотрели иллюстрации к сказкам. Давайте сейчас возьмем в руки карандаши или мелки и нарисуем что-то волшебное из этих сказок, какой-то предмет, может быть. Не спешите, подумайте, что именно можно нарисовать? Рисовать можно в графике. | Дети отвечают на вопросы. Выражают эмоции, посредством действий, слов.
Отвечая на вопросы педагога, дети формируют свои мысли.. Дети включаются в игровую ситуацию,один из них подходит к шкатулке, показывает содержимое. Ответы детей. Стараются внимательно вглядеться и увидеть ответы. Активно участвуют в обсуждении. Дети показывают позы и жесты героев. Следующий ребенок подходит к шкатулке, показывает содержимое. Ответы детей Дети рисуют. |
Релаксация. Подведение итогов. | Педагог беседует о нарисованных детьми предметах и одобряет работы детей. Что мы сегодня увидели? Какая иллюстрация понравилась больше всего? Почему? | По окончании работы дети рассматривают рисунки волшебных предметов. Дети высказывают свое мнение, делятся впечатлением |
При рассматривании иллюстрации надо побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной иллюстрацией; обращать внимание детей на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (колючий, пушистый и т.д.) цвет, положение в пространстве; игра драматизация позволит подражать голосам, позам, движениям персонажей или животным, птицам. Дети с удовольствием узнают черты знакомых образов сказочных героев. Дети при рассматривании не только начинают видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть. В ходе рассматривания педагог рассказывает о средствах выразительности, цветовом решении, композиции, характере линий.
Знакомясь с сказками, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге - это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к собственному творчеству.
Список используемых источников:
- Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
- Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М., Издательский центр “Академия”, 1998.
- Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчетсво. – М.: «Карапуз-Дидактика» 2006. -192с.
- Тренинг по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2002. - 254 с.
- http://nsportal.ru/
Загадки о сказках и сказочных героях
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза где макушка.
Невесту зовут …
(«Царевна-лягушка»)
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди.)
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут –
Озорников всегда там ждут.
(Гуси-лебеди )
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса Премудрая?
(«Баба Яга»)
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало?
(Яблоня.)
У брата с сестрою
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге
Волшебная печка,
Молочная речка
И яблонька в трудной дороге.
(«Гуси лебеди»)
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса Премудрая?
(«Баба Яга»)
Е.И.Чуковский
«Краденое солнце»
В сказке нрав его ужасен:
Взял – и солнце проглотил,
Да и в жизни он опасен,
Этот милый …
(Крокодил.)
Плачет серенький зайчишка,
Плачет косолапый мишка,
Плачут волк и воробей:
«Солнце, выходи скорей!
Кто же солнце проглотил?»
Жадный, толстый ...
(Крокодил)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...
Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".
Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....
Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"
В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....
методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста" управжнения, используемые на музыкальных занятиях...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театрализация экологической сказки «Спор»
Театрализация экологической сказки "Спор"...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
Открытое мероприятие по русским народным сказкам «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.Программное содержание:1. Обобщить знания о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев.2. Учить детей по иллюстрац...