ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему
В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуальные игры. Дети все меньше общаются «в живую» и со сверстниками, и со взрослыми. В результате дошкольники невнимательны и нечувствительны к другим людям, они не умеют контролировать и уместно проявлять свои собственные эмоции. Но, именно дошкольное детство, это тот период, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни. Развитие эмоциональной сферы – первая ступень формирования коммуникативных способностей. Поэтому, очень важно не упустить этот период, столь непродолжительный в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kasatkina_a.k.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.К. Касаткина
ГБДОУ детский сад №15
Невского района
Санкт-Петербурга
В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуальные игры. Дети все меньше общаются «в живую» и со сверстниками, и со взрослыми. В результате дошкольники невнимательны и нечувствительны к другим людям, они не умеют контролировать и уместно проявлять свои собственные эмоции. Но, именно дошкольное детство, это тот период, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни. Развитие эмоциональной сферы – первая ступень формирования коммуникативных способностей. Поэтому, очень важно не упустить этот период, столь непродолжительный в жизни человека.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования не раз звучат фразы: «эмоциональное благополучие», «развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования говорится о способностях: учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Анализ исследований показывает, что эмоциональная жизнь ребенка многогранна и сложна. На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.
При выборе средств и методов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования. Так, в младшем дошкольном возрасте – педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации; в среднем дошкольном возрасте, помимо выше перечисленных компонентов, – с ориентацией на развитие эмоциональной идентификации; в старшем дошкольном возрасте – с ориентацией на развитие всех форм эмоционального реагирования, включая и развитие эмоционального обособления.
Театрализованная деятельность близка и понятна детям. Каждое литературное произведение, сказка, позволяет познать окружающий мир не только умом, но и эмоциями, выражая собственное отношение к добру и злу.
В книгах М.И. Чистяковой «Психогимнастика», Е.А. Алябьевой «Занятия по психогимнастике в детском саду» представлены систематизированные театрализованные игры и этюды, направленные на умение выражать различные эмоциональные состояния. Именно этот методический материал лег в основу работы по формированию коммуникативных способностей дошкольников и коррекции их эмоциональной сферы при организации театральной студии «Сундучок сказок» на базе детского сада №109 Невского района.
Так, например, психогимнастика включает в себя техники выразительных движений; этюды, направленные на воспроизведение чувств; словесный язык чувств. Дети учатся классифицировать различные эмоциональные состояния и управлять ими. Благодаря словесным обозначениям, расширяются границы оттенков эмоций, что в дальнейшем позволяет лучше понимать как самого себя, так и окружающих.
Мимические и пантомимические этюды, представленные в работе театральной студии, построены в последовательности усложнения форм эмоционального реагирования. Цель данных этюдов – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, пантомимикой, эмоциональной выразительностью. В результате, у них формируются модели выражения основных эмоций, таких как радость, удивление, страх, гнев, печаль, безразличие.
Изучение и понимание детьми моделей поведения литературных персонажей с теми или иными чертами характера проходит в процессе знакомства с игровыми этюдами на выражение отдельных черт характера и эмоций, на изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), на основе их моральной оценки. При обыгрывании данных этюдов, внимание уделяется всем компонентам выразительности эмоционального состояния.
Театрализованные игры, требуют подготовленности в умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Этюды, направленные на предельно естественное перевоплощение детей в заданный образ, используя приобретенные мимические и пантомимические навыки, способствуют формированию навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Посредством игр совершенствуются умения использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, эмоций, их развития и смены, особенностей черт характера персонажа.
Расширение игрового опыта идет за счет освоения разновидностей театрализованных игр, последовательного усложнения игровых заданий, в которые включаются дошкольники. В своей работе мы придерживаемся последовательности, которую предлагает Е.В. Мигунова в методическом пособии «Театральная педагогика в детском саду»: игра-имитация отдельных действий человека (в том числе его эмоций), животных и птиц; игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя; игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей; игра-импровизация под музыку; бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает взрослый; игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает взрослый; ролевой диалог героев сказок; инсценирование фрагментов сказок о животных; игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.
Огромный коррекционный потенциал в решении коммуникативных проблем имеют Эмоциональные Сказки. Это – работа с авторскими прозаическими и стихотворными произведениями, в которых говорится о разных эмоциональных состояниях и чувствах детей. В основу многих из них положены реальные события. В беседу по сказке, можно включать игры и этюды. Работа с Эмоциональными Сказками проводится как индивидуально, так и по подгруппам. С их помощью осуществляется решение эмоциональных проблем детей, развитие умения рассуждать, делать умозаключения. Главное в работе не утомить детей, не разрушить их переживания, оставить позитивный эмоциональный настрой, возбудить желание активизировать речевые высказывания, включившись в обсуждение ситуации.
Расширение общения детей со сверстниками и взрослыми в различных формах деятельности приводят к зарождению симпатии, сочувствия, сопереживания. Эмоциональный отклик ребенка во многом зависят от ситуации и его позиции. При остром личном соперничестве эмоции захлестывают дошкольника, увеличивается количество негативных экспрессий по отношению к сверстнику, сопереживание при этом резко снижается. При нейтральном, пассивном отношении к сверстнику у дошкольника могут проявляться двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого ребенка, если же не уверен – испытывает зависть. Когда дошкольники соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, адекватно сравнивая себя с ровесником, увеличивается и сила экспрессии. Ребенок переживает радость при совершении им достойных поступков, и недовольство, возмущение при совершении действий и поступков по отношению к близким людям, нарушающих общепринятые нормы.
Можно утверждать, что эмоциональное развитие является сложным и важнейшим психическим процессом в становлении всесторонне развитой личности ребенка. От развития эмоциональной сферы напрямую зависит то, как у дошкольников будет сформировано осознанное восприятие эмоционального состояния, своего и окружающих и навыки эмоциональной саморегуляции в коммуникативной деятельности.
Как показала наша практика, от понимания глубины проблемы эмоционального развития дошкольников, от разработанности ее применительно к разным возрастным этапам и разным видам деятельности зависит и уровень эмоциональной отзывчивости ребенка на события, состояния другого, и особенности самой психологической дистанции между ребенком и другими людьми. Это заметно по результатам нашей работы, дети стали раскрыты, раскрепощены в проявлениях эмоций, отзывчивы к эмоциям других людей, а также к самому себе. У дошкольников сформированы индивидуальные способы эмоционального самовыражения. В группе снизилось количество конфликтных ситуаций.
Литература
Алябьева, Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160с.
Гончарова, О.В. Театральная палитра. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: часть 1: в 2 ч. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012. – 127с.
Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказкотерапия в коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Знаменитый австралийский психолог и сказкотерапевт Д.Бретт писала, что дети видят в сказках "отголоски собственной жизни. они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...
Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством технологии куклотерапии.
Занятия предполагают, творческое решение задач самим педагогом, и каждый может выбрать свой, отличный от других, стиль их проведения....
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
консультация для воспитателей и родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ"
ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕАТРА И ИХ ЗНАЧЕНИЕМ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА...