Становление и развитие личности в условиях реализации ФГОС.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_i_razvitie_lichnosti_reb.v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В каждом обществе явно или неявно всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик для ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество. Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы. Выход ФГОСов определил революционный поход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее, а может и более значимым, чем школьный этап. Отрадно, что сегодня от формальных слов «дети - наше будущее» государство переходит к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который оно несет ответственность. ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не с его унификацией. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти приоритеты и определяют выдвижение на первый план задачи, связанные, прежде всего, не с приобретением детьми школьных умений читать, считать и писать, а с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования. В этом смысле ФГОСы – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов. Академик А.Г.Асмолов определил детство как самый стремительный период очеловечивания человека. Ведь именно на данном этапе происходит вхождение детей в мир людей и предметов через понимание и постижение ими непреходящих человеческих ценностей, которые важны и ценятся всем обществом, а не некоторым кругом людей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В основе формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства должна стоять идея обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад должен стать особым пространством для детей, особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» (А.Г.Асмолов). Их жизнь должна быть насыщена миром искусства, во всем его многообразии и богатстве. Оно духовно обогащает, развивает способность к эмпатии и децентрации, значение которых невозможно переоценить в рамках становления эмоциональной сферы, формирования нравственно-этических норм. ФГОСы решают задачу перенастройки системы образования в дошкольных учреждениях на «подстраивание» ее под ребенка, под особенности его личностного развития на конкретном этапе детства и расставляют приоритеты в эмоциональном, психическом и физическом развитии ребенка. Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая и предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями. Наверное, имеет место обсуждение возможности создания определенного маршрута развития для каждого ребенка, который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития и в соответствии с этим определять вектор и траекторию движения ребенка вперед. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликуртурность, уважение к другим, развиваются эмоциональные и волевые реакции, воображение. Но говоря об этих важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности. Однако, говоря именно об этом виде деятельности, мы можем отметить снижение игровых умений у современных детей, которое, к сожалению, констатируют психологи и педагоги-практики: 60% современных дошкольников имеют низкий уровень игровых умений, 35% - средний и лишь 5% дошкольников показывают высокий уровень игровых умений. Наряду с маркетизацией Детства, установкой на выполнение запросов родителей по прямой подготовке к школе в виде «натаскивания» детей в учебных навыках, одним из важнейших факторов, влияющих на уход игры из детской практики является отсутствие игровой компетентности у воспитателя. «Школяризация» дошкольного образования почти полностью вытеснила игровую деятельность. Насыщенность дня мероприятиями учебного характера, искусственное уменьшение времени детей на самые элементарные нужды ограничивают детей в игровой деятельности. В связи с этим перед системой дошкольного образования становится проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров, понимающих важность и ценность приоритетов дошкольного образования – социализации, развития личностных качеств в видах деятельности, адекватных возрасту детей. Воспитатели должны овладеть искусством игры и в буквальном смысле слова проходить чуть ли не актерскую подготовку при работе с дошкольниками. Еще одна важная проблема игры – информационная акселерация современных дошкольников. Они живут в информационном мире, им дышат, им рождаются. Отсюда вытекают несколько проблем. Первая связана с риском возникновения дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием ребенка, который овладел информационными технологиями, но еще не достиг личностной зрелости. В результате технологии поглощают ребенка и уводят от реальности. Чем он взрослее, тем более сложными становятся игры и более серьезные последствия. Обычно такие ситуации можно наблюдать в семьях, где ребенок предоставлен сам себе, с ним мало общаются, ему недостаточно уделяют внимания. Поэтому одна из важнейших проблем личностного развития ребенка – формирование социальных навыков взаимодействия, которые заполнят пустоту общения и наряду с пользованием информационными технологиями не позволят ребенку оторваться от мира людей. И конечно тон в этой работе должны задавать педагоги образовательной системы. Они должны стать мастерами общения, психологами детской души. Другая проблема – это отставание воспитателей от информационной зрелости дошкольников, которое определяет непонимание педагогами современных детей. Программы подготовки и переподготовки будущих воспитателей должны учитывать и этот аспект. Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, каким личностным ценностно-смысловым наполнением обладает сам педагог. Только педагог, обладающий профессиональной и личностной компетентностью воспитателя-профессионала, находясь в прямом контакте с ребенком способен выстроить согласно ситуации адекватную педагогическую позицию, организовать деятельность, которая направлена на моделирование и созидание нового. Поэтому стандарт определяет деятельность педагога как бесконечное профессиональное варьирование приемами, методами и технологиями для достижения персонализации образовательного процесса. Задача развития нового поколения воспитателей – это приоритет ФГОСов, напрямую связанный с развитием и формированием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – стандарты, которые определяют новый подход к пониманию Детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Они направляют всех нас на понимание самоценности Детства в координатах достоинства, а не в координатах получения. Академик А.Г.Асмолов по этому поводу сказал: «Самоценность периода Детства определяется постулатом – быть многим, а не обладать многим». Стать детям этим многим в рамках своего пути развития и помогают стандарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность тво...
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО
В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...
14.12.2017 г. Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция "Развитие личности ребенка и личностно-профессиональное развитие педагога в условиях реализации ФГОС ДО"
Сертификат участника....
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...
Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»
Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Развитие личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...