Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-esteticheskoevospitanie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Вся система художественно-эстетического воспитания в условиях реализации ФГОС нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ - создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
*изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;
*создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
*использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
*обновление содержания образования
Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в сочетании с программами: - Комарова. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, Лыковой И.А. «Цветные ладошки», Буренина А.И. Программа музыкального воспитания детей 3-7 лет, Сорокиной В."Театр-творчество-дети".
Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
*создание условий для художественно-эстетического воспитания
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры продуктивного творчества с разнообразным материалом, пособиями, играми. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал. Используются технические средства обучения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей и родителей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
*организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
*совместная деятельность педагогов и детей;
*самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности (театральная студия «Восторг», хоровое пение, изостудия, вокальный кружок «До-Ми-солька»), которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строится на вовлечении семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок, конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Все участники педагогического процесса живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада сотрудничает с детской и взрослой библиотеками, краеведческим и музеем имени Я.Гашека. Проводятся взаимопосещения, организуются в библиотеке занятия с детьми старших групп, посещение выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают участие в городских фестивалях детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность тво...
"Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС"
Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; станов...
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО
В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...
Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ на основе программы «Живая глина» в условиях реализации ФГОС ДО.
Департамент образования мэрии города НовосибирскаМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение городаНовосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик...
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Развитие личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...