«Социально-бытовая адаптация особого ребенка»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 18
Красносельского района СПБ
Борисова А.Ю.
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК:
« Путь к успешной социализации »
« Социально-бытовая адаптация особого ребенка»
Мировой экономический кризис, политические, социальные проблемы в нашей стране затронули все сферы жизни, особенно науку, культуру и образование. Целый ряд проводимых реформ во время «перестройки», привели к тому, что наша страна «разбогатела» на целых два поколения потребителей, загубленных вредными привычками. Социальное сиротство продолжает разъедать общество изнутри. Рушатся семьи, страдают дети. Возникла проблема выживаемости человечества.
В связи с отрицательными экологическими изменениям в биосфере, широким распространением наркомании, в том числе алкоголизма и курения (это тоже виды наркомании), особенно среди молодежи, наблюдается увеличение количества детей с дифференциальными формами умственной отсталости.
Введение в систему образования России ФГОС, предусматривает интеграцию детей с отклонениями в развитии в массовые детские сады, с целью оказания своевременной помощи ребенку, а также и семье, в преодолении трудностей в воспитании и реабилитации «особого ребенка». Нельзя рассматривать умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагать родителям прекратить борьбу за улучшение развития ребенка, воспитание его личностных качеств.
Снижение интеллекта человека не означает ущербности личности и изъятия из общества, это лишь ограничение тех средств, с помощью которых личность может общаться с миром и тем самым определенным образом проявляться.
В процессе обучения и реабилитации этих детей большое место должна занимать семья, воспитатели, дефектологи и психологи дошкольных учреждений. Главная цель – сделать родителей союзниками в воспитательном и образовательном процессе. Привлечение родителей к сотрудничеству с педагогами в творческой, познавательной и оздоровительной деятельности и создает «Общую семью», которая называется детским коллективом.
Общими усилиями, через уклад семьи, традиции, создается ненасильственное пространство воспитания, где ребенок природосообразно
постигает жизненные ценности, иерархию отношений, послушания и подчинения. И тогда вернется добрая традиция взращивания духовно и нравственно ориентированных детей.
В коррекционной работе с особым ребенком выделяются первоочередные задачи, в зависимости от уровня его социальной адаптации.
Для одного ребенка будет формирование навыков самообслуживания; для другого - отказ от вредных привычек (грызть ногти; покачиваясь сосать палец; ковыряться в носу); для третьих – формирование трудовых навыков и посильное включение в трудовую деятельность. Предметом обучения должны быть именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного человека актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции молодых людей в это общество.
Важное значение для реабилитации имеет трудотерапия ( ферма, огород, мастерские). В семье, как правило, недостаточно внимания уделяется самостоятельному труду ребенка. Повседневная занятость, нехватка времени, заставляет родителей самим выполнять то, что можно доверить ребенку. Гиперопека со стороны семьи замедляет, мешает развитию, вызывает кризисы в состоянии особого ребенка. Со временем, предоставляя ребенку возможность самостоятельно трудиться, глядя на взрослых, на даче, в деревне, формируются защитные механизмы и самостоятельное умение ими пользоваться.
Многолетняя практика работы с детьми в коррекционном детском доме, свидетельствует о важности пребывания ребенка на природе, на ферме, в оздоровительном летнем лагере, где ребенку приходится адаптироваться к незнакомым для них условиям. Вместо родных воспитателей, опекают ребят другие педагоги и старшие воспитанники. Распределяются обязанности по ведению хозяйства, организуется дежурство по столовой, уход за растениями и животными – всюду предоставляется свобода творчества.
Развиваются творческие способности ребят в приобщении к искусству, пению, театральным постановкам, рисованию, музыкальным концертам, чему на досуге большое внимание уделяется в оздоровительном лагере «СМЕНА» Детского дома №11 СПБ.
В детдомовское братство часто вливаются домашние дети, родители которых определяют своего особого ребенка в летний оздоровительный лагерь. Совместное проживание домашних детей и воспитанников Детского дома, в атмосфере взаимоуважения, понимания, любви и братства создает положительный эмоциональный фон для особых ребят. Воспитанники детского дома неожиданно для себя делают открытие, с восторгом рассказывая воспитателю: « представляете, домашние такие же, как и мы. Они хорошие, умеют дружить».
Пребывание детей в разновозрастном коллективе показывает позитивную динамику в их социально-психологическом реабилитационном процессе. Особенно это касается межличностных отношений, которые улучшались со сверстниками и с незнакомыми людьми.
Трудовая деятельность, самообслуживание, улучшается у всех детей, что демонстрирует их резервные возможности в плане социально-культурной реабилитации. Формируются навыки, умения и знания в непринужденной обстановке.
Подавляющее число детей с отклонениями в развитии, при правильном воспитании, обучении и трудоустройстве, к 25-20 годам способны настолько социально адаптироваться, что становятся в быту почти неотличимы от нормально развивающихся детей.
Это бывает в тех случаях, когда ребенок живет в психологически и социально защищенных условиях. Если жизненная ситуация меняется и к ребенку или молодому человеку начинают предъявлять требования, не соответствующие его психическим возможностям, наступает дезадаптация.
Таких детей и подростков из общего числа детей с умственной отсталостью, примерно 70-75 % и дорога жизни у них складывается по-разному.
Повседневный опыт работы и современное состояние учения о проблемах в развитии, в том числе с нарушениями интеллекта, являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности у них разные. И это обстоятельство все больше принимается во внимание. Воспитателям и педагогам детских садов и школ необходимо иметь знания о клинико-психопатологических и психолого–педагогических особенностях детей с отклонениями в развитии.
Санкт-Петербург
22.02.2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование соци...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
ВведениеВ последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальн...
«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»
Формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости - это задача общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. о...
Всеобуч февраль 2022 Круглый стол «Социально-бытовые и коммуникативные навыки ребенка с особенностями развития»
Дети – это счастье для любой супружеской пары, но это счастье порой омрачается тем, что в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...