Развитие навыков социально – бытовой адаптации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие навыков социально – бытовой адаптации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ. ( из опыта работы воспитателя МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка Ураловой Татьяны Борисовны)
Социальная адаптация (интеграция в обществе) предполагает социальную реабилитацию ребенка с ОВЗ в общую систему социальных отношений и взаимодействие, той среды в которую он интегрируется. Социально – бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно – воспитательного процесса в нашей группе , где воспитываются дети с ОВЗ. На занятиях детям дается определенная система знаний и начинаются формироваться социально – бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у детей полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.
На занятиях детям.
1.Прививались навыки самообслуживания, включающие в себя: одевание, раздевание,еду, уход за телом и т.д;
2. Развивались коммуникативных навыков общение с детьми и взрослыми;
3.Систематизировались представления детей об окружающих мире;
Работа проводилась по следующим направлениям
Навыки приема пищи:
1.Уметь различать и называть предметы необходимые для приема пищи
( ложка, чашка, блюдце, и т.д.);
2 Закрепить навыки: мыть руки перед едой, сервировать стол перед едой;
3.Во время приема сформировать навыки пользования ложкой, вилкой;
4. Уметь есть опрятно, не разливая и роняя пищу;
5.Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, фрукты, овощи;
Игровые упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Гигиенические навыки:
- Учить различать и называть части тела ( голова, глаза, волосы, нос, зубы, уши, руки, ноги);
- Знать предметы гигиены ( мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, душ, полотенце и пр.)
- Сформировать представление у детей о том, что надо быть чистым – красивым и , что полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.
- Сформировать и закрепить проведения и вечернего туалета: мытье рук, лица вытирания насухо полотенцем.
Навыки опрятности:
1.Во время еды аккуратно есть пищу;
2. Пользоваться салфеткой;
Навыки раздевания – одевания:
1.Сформировать умения различать и называть предметы одежды и обуви ( трусы, носки, колготки, майка, рубашка и т.д.);
2. Закрепить навыки одевания и обувания при участия педагога;
3.Научить складывать обувь;
4.Различать обувь для правой и левой ноги;
5.Учить самостоятельно застегивать одежду ( на пуговицы, молнии);
6.Учить следить за своим внешним видом;
7.Учить пользоваться носовым платком;
Навык адекватного поведения:
1.Учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми;
2. Научить детей взаимовыручке и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания;
3. За столом вести себя спокойно;
4. Выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь;
5. В помещении и на улице не сорить, не кричать;
Формирования навыков самообслуживания:
- создание положительно – эмоционального отношения к навыку;
- игры с игрушками ( обыгрывание навыка с персонажем);
- демонстрация действия педагогом ( показ на себя комментирование каждого действия);
- совместные действия педагога с ребенком;
- самостоятельные действия ребенка ( планирование своей деятельности и комментирование поэтапного выполнения действия самим ребенком);
Проведенная работа подтвердила и позволила сделать вывод, в ходе проведения коррекционных занятий были определены и обоснованы приоритетные направления социальной реабилитации детей с ОВЗ .
- Комплексные занятия, включающие в себе развитие, как двигательных функций, так и всех психических процессов;
- Работа с семьей;
- Развитие социально – бытовых способностей детей;
- Формирование у детей с ОВЗ уверенности в своих силах и возможностях;
Литература:
- Медико- социально психологическая реабилитация детей с ОВЗ и социальная поддержка с семьей. – М. – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигате...
Практические рекомендации: "Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра".
Помощь родителям по обучению детей ориентровки в окружающем мире....
Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».
Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Игры для развития навыков социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ
Данный комплекс игр предназначен для развития навыков социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ....
Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».
Консультация для родителей " Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой орентации для детей с ДЦП"...
Тема: «Развитие навыков социально-коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Презентация из опыта работы "Развитие навыкрв социально - коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста чепез театрализованную деятельность"....