«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»
консультация
Формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости - это задача общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»
Социальная адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.
Формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости - это задача общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии. Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.
Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.
Роль родителей в данном процессе трудно переоценить. Многие прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Это очень важно, потому что с одной стороны вы являетесь окружающей средой, в которой ребёнок живёт и растёт, а с другой оказываетесь непосредственными участниками становления ребёнка, его развития, помощниками в борьбе с болезнью.
Однако всем, родителям, зачастую не хватает знаний и умений для правильного воспитания своих детей, отсутствует целенаправленная систематическая тактика воспитания. Правильный подход родителей к своему, ребёнку - не безграничная опека, а спокойная доброжелательность, понимание целей и перспектив его развития и воспитания.
Опыт работы показывает, что у детей даже с ТМН возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как: (от самых элементарных до сложных)
- гигиена тела;
- пользование туалетом;
- приёма пищи;
- правильного обращения с продуктами питания;
- приготовления простейших блюд;
- одевания и раздевания;
- обувания и снятия обуви;
- ухода за одеждой и обувью;
- поддержания порядка в помещении и его уборки;
- ухода за комнатными растениями, домашними животными;
- уборки территории;
- выполнения мелких покупок;
- некоторых др.навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.
Практические советы по обучению детей новым видам деятельности.
Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать ребёнку учиться новым видам деятельности. Вы можете использовать следующие:
1. Выбирать для обучения те виды деятельности, которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности; всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете; выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях, которые в вашем присутствии выполняют другие дети.
2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Ребенок может понять вас, делая что-то вместе с вами.
Вывод: Когда вы учите ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.
3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать. Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего. Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего. Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.
4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если видит, что другие тоже делают это
(например, вся семья обедает вместе).
5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать.
Это поможет совершенствовать ему своё умение. Внимательно наблюдайте, чтобы определить, когда он будет готов учиться снова.
6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.
7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: толканиение мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что, если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать. Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.
8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.
9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.
10.Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы он сделал что-то хорошо.
- Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно.
- Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно.
- Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку).
- Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится. Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.
- Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.
- Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.
- Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.
11.Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).
12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.
13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо.
14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.
Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупят себя сторицей. И ребёнок постепенно становится самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"
Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....
Основные направления развития детей дошкольного возраста
в помощь воспитателю...
Организованная образовательная деятельность по социально-бытовой ориентировке в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.
Тема занятия: Пластмасса, её качества и свойстаЦель: Формировать умение распознавать предметы из пластмассы, побуждать определять её качества и свойстваОборудование: различные по форме, цвету. величин...
Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....
«Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста»...
Ранняя профориентация как одно из направлений социализации детей дошкольного возраста
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
Социально-бытовая ориентировка в режимных моментах ДОУ у детей с ОВЗ
Тема: «Отбор методов и приемов формирования социально-бытовой ориентировки в режимных момента, действий самообслуживания у детей с ОВЗ, наиболее специфичных для каждой из нозологий нарушений раз...