Использование разнообразных форм в работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему
Предварительный просмотр:
Использование разнообразных форм в работе с родителями в
условиях реализации ФГОС ДО
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Основная цель всех видов и форм взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования заложен личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей.
В соответствии с ФГОС дошкольные организации обязаны:
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей и повышать их компетентность в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Главным в работе любой дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.
В связи с этим перед дошкольным учреждением поставлена задача: повышать педагогическую компетентность родителей путем вовлечения семей в образовательную деятельность через разнообразные формы сотрудничества.
Педагоги стараются наиболее полно использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые. Планируя ту или иную форму работы, мы исходим из того, готовы ли современные родители к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
- оригинальность,
- востребованность,
- интерактивность.
На сегодняшний день в детском саду активно используется широкий спектр форм и методов работы с родителями.
Информационно-аналитические:
- анкетирование;
- опрос;
- «почтовый ящик». Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями позволяет им делиться своими мыслями. Заданные вопросы к специалистам, медицинской сестре, заведующей, старшему воспитателю освещаются на общем родительском собрании или даются специалистами письменно.
Наглядно-информационные:
- родительский клуб «Школа здоровья» проходит 4 заседания в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому темы выбираем с учетом их пожеланий: «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Взрослые глазами ребенка».
- мастер-класс включает в себя практическую часть: «Попробовать. Научиться чему-нибудь» в заключении каждый родитель получает памятку по теме.
- мини-библиотека;
- информационные стенды, отражают наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.
- тематические стенды: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребёнка»
- выпуск газеты «Моя семья, какая она?»; «Ха-ха-тушки» - смешные высказывания детей»; «Вкусно и здорово» - рецепты вкусных и полезных блюд.
- фотомонтажи: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «Наши меньшие друзья», «В кругу семьи».
- с 2011 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп, могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
Познавательные:
- родительские гостиные;
- родительские собрания. Стараемся на родительских собраниях отходить от отчетов и поучающих бесед, педагоги проводят собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. На общем родительском собрании используем видеозаписи, слайд-шоу деятельности детей, фрагменты занятий, выступление детей (пение, танцы, театр), мастер-класс – процент посещения собраний повышается.
- устные журналы;
- экскурсии.
Досуговые:
- праздники, совместные досуги наиболее полно раскрывают возможности для сотрудничества. Проведение спортивных праздников: «Будем в армии служить», «Мама, папа, я – спортивная семья» сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
- акции; в ходе акций «Наш участок», «Веселая горка», «Красота своими руками» родители получили возможность оказать помощь в благоустройстве территории и игрового участка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Акции «Накорми птицу зимой», «Чистый поселок» предоставляют возможность родителям как участникам показать личный пример ребёнку положительного отношения. В ходе акции «Я против курения», цель которой была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
- участие родителей в конкурсах, выставках. Выставки семейного творчества «Дары осени», «Елочная игрушка», «Весенний букет» (поделки из природного материала), фотовыставки «Я и мои друзья», «Осенние радости», «Зимние чудеса», «В весеннем лесу» сближают родителей и детей, носят не просто «развлекательный» характер, но и способствуют педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, позиция родителей становится более гибкой. Своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить о необходимости использования современных форм в работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
Литература
1. Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст]: / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 28-31.
2. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
3. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н.Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педсовет "Использование новых форм в работе с родителями в современных условиях"
доклад на педсовет на базе ДОУ...
«Использование инновационных форм при работе с родителями в ДОУ»
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут...
Создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста с использованием разнообразных форм краеведческой работы в ДОУ
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Важнейшей задачей учебно-в...
«Работа с родителями по реализации ФГОС ДОУ».
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...
Использование нетрадиционных форм организации работы с родителями, направленных на повышение качества работы по развитию и коррекции речи.
Дети – это цветы. А родители – вазы, которые их выращивают....
Речь к презентации. Использование нетрадиционных форм организации работы с родителями, направленных на повышение качества работы по развитию и коррекции речи.
Ууспешная работа по коррекции и развитию речи зависит от эффективной работы с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения....
Проект «Использование разнообразных форм взаимодействия «Специалист-ребёнок-родитель»
Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие. Логопеду важно организовать такую среду и соз...