Создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста с использованием разнообразных форм краеведческой работы в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Иванова Наталья Николаевна

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности. Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности. Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта «Край родной, навек любимый».

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.        Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Целью данного проекта является приобщение детей к изучению истории родного края, воспитание чувства патриотизма, гуманности, нравственности, формирование бережного отношения к природе, историческим местам. Задачи данного проекта мы видим в том, чтобы:

•        расширять представление детей о природных богатствах и истории своего края.

•        Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.  

•        Научить детей видеть интересное и познавательное; красивое в обыденном, высокое в малом;

•        Познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района;

•        Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье,  детскому саду, улице, городу;

•        Сформировать бережное отношение к природе и всему живому;

•        Воспитать уважение к труду;

•        Развить чувство ответственности и гордости за достижения своего края, своей страны.

Предлагаемый проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний для  формирования интереса к родному краю и своей родине в целом. В рамках данного проекта были реализованы различные формы совместной детско-взрослой деятельности.

Мы организовали подбор материалов и  иллюстраций для  изготовления альбомов «Челябинск вчера, сегодня, завтра» и «Подземные кладовые Урала». Так же для обогащения и дальнейшего развития краеведческого уголка нашей группы была создана подборка книг, рассказов, стихов об Урале и Челябинске,  материалов  о  символах Челябинской области.

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результатом продуктивной деятельности детей явились стенгазета «С днем рождения, Челябинск!», панно «Карта Челябинской области», коллекция детских рисунков на тему «Мой город в будущем» в рамках конкурса «Юные фантасты».

Для формирования навыков исследовательской деятельности и  самостоятельности в группе работает проект «Детское справочное бюро», в рамках которого ребята работают с энциклопедиями, атласом и картой, совершают путешествие по «ленте времени» истории Челябинска. Также в рамках работы этого бюро была создана  групповая детско-взрослой книга «Наша улица».

Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков переросла в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Свою игру мы назвали “Построим улицу города”, в ней ребята не только смогли проявить свои знания и навыки общения, но и развить навыки конструирования.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, и родители здесь выступают не только как на помощники детского сада, а как равноправные участники формирования личности ребенка. Работа по проекту “Край родной, навек любимый” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно со своей семьей обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

В работе используем «домашние задания». Накануне выходных, отпуска, выезда семьи  на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении альбомов «Мой любимый край» и «Челябинск спортивный».

Для подведения промежуточного итога воплощения проекта в жизнь была проведена Игра-викторина «Путешествие по Челябинску и Челябинской области», которая показала насколько расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города, о Южном Урале  и его значении в истории нашего государства.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Проект объединил  детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовал формированию коллективных взаимоотношений. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...

"Экология и создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков....

" Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"

. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков....

«Создание условий духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в культурных традициях города и региона»

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии и патриотизме.Мы не должны забывать о своем культу...

Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»Цель: об...