художественно - творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста - основа формирования художественной культуры человека
статья (младшая группа) на тему

Зыза Юлия Владимировна

Данная статья раскрывает значение ИЗО деятельности для младших дошкольников, как деятельности, направленной на развитие эстетического отношения человека к действительности. Именно в этом возрасте, с помощью целенаправленных  методов и приемов, закладываются предпосылки для дальнейшего равития творчества и формирования художественной культуры человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ud._-_tvorch._deyat.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно – творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста – основа формирования художественной культуры человека.

                Интерес к ИЗО деятельности у детей проявляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление что – нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь непонятные каракули. Но многим родителям не хватает времени, чтобы начать хотя бы с элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна, богата буйством красок и творческого воображения, фантазии. Поэтому педагог начинает свою работу с приобщения малышей к прекрасному: рассматриванию картин разных эпох, знакомству с народными игрушками, любованием изделиями народных мастеров и др.

                Развитие восприятия, познавательных процессов в изобразительной деятельности рассматривается с позиций реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания; в нем закрепляется, формируется и развивается эстетическое отношение человека к действительности. Рисование, лепка, аппликация  также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания-восприятия. В педагогике руководства художественным творчеством дошкольников разработаны такие приемы, которые позволяют живо, эмоционально, часто в игровой форме проводить знакомство детей с лепкой, рисованием и конструированием. Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке. В произведениях искусства (в живописи, графике, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, и основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь.

Подготовить ребенка к важному этапу в жизни поможет изобразительное искусство, включающее лепку, рисование, аппликацию и конструирование. Оно способствует концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Такие занятия развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Занятия по ИЗО, лепке, конструированию и оригами имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулируют развитие памяти, знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков, умений, уровень овладения той или иной деятельностью зависят не только от содержания обучения, но и от того, какие методы и приемы использует педагог. Поэтому большое внимание при разработке занятий уделено методике их проведения. Важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны по форме. Этому способствует использование разнообразных методов и приемов, широкое включение игры, варьирование обстановки, в которой проводятся занятия. С целью развития образной, выразительной речи, повышения эмоциональной образности изображений, создаваемых детьми, повышения интереса у них к рисованию, лепке, аппликационной деятельности необходимо разнообразить формы проведения и анализа детских работ, предоставить детям больше свободы в выражении своего отношения к рисункам, лепке. Взаимосвязь изобразительной деятельности с детскими играми должна осуществляться не от случая к случаю, а систематически, красной нитью проходить через все возрастные группы детского сада. Взаимосвязь изобразительной деятельности с различными играми вызывает положительное, эмоциональное отношение к изображаемому; использование игровых приемов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.

Главной задачей педагога по обучению детей 3-4 лет ИЗО деятельности является: побуждать детей лепить, рисовать, конструировать, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время работы ориентироваться на форму предметов, их цвет и величину. Их жизненный опыт позволяет уже лепить, рисовать по собственному замыслу. Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе работы часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов изображения, лепки и конструирования. Иногда в процессе работы получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Постепенно, под влиянием обучения замыслы ребят становятся более устойчивыми, и, несмотря на то что форма предмета еще неотчетлива, они могут на протяжении одного занятия вылепить, нарисовать или сконструировать одну или две фигурки на самостоятельно задуманную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).

Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик..."- расс...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

План организации художественно-творческой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Тема: «Осенние листочки»Цель: тонирование силуэтов листьев с помощью нетрадиционной изобразительной техники –печатание штампами.Задачи:1. Обучающая. Учить детей тонировать силуэты ли...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Звуковая культура речи: звук И»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастапо теме: «Звуковая культура речи: звук И»...