работа дошкольников с правилами
методическая разработка на тему
в методической разработке освещаются вопросы формирования волевых усилий у детей дошкольного возраста через применение правил
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Огромной проблемой современного общества является - снижение общего уровня культуры. К сожалению, это отражается на детях. С детьми стало очень трудно работать, т.к. они упрямы, не хотят того, что предлагает взрослый, капризны, несамостоятельны, непослушны, неусидчивы, проявляют агрессию, имеют трудности в общении.
Образование подразумевает умение детей учитывать, понимать нормы, умение действовать в соответствии с нормами. Наблюдая за детьми группы , я выявила, что дети испытывают много трудностей в поведении, что идёт вразрез с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Возникает проблема – как сформировать волевые усилия детей? Я решила попробовать сформировать волевые усилия, используя правила.
Правила — это своего рода общий сценарий жизни, или, как говорят психологи, скелет человеческих отношений. Появление правил было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.
Физиологически дети готовы к освоению правил к 3 годам, когда у них появляется стремление к самостоятельности. Уже на третьем году жизни ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется.
А к концу 4года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Всё это позволяет расширять возможности воспитания навыков и привычек культурного безопасного поведения, правил взаимоотношений.
К 5 годам у детей появляется осознанная инициатива, а к 6до 11 навык трудолюбия.
Для чего нужны правила?
- Правила помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
- Помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
- Регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата
Все правила можно классифицировать на группы:
-ребёнок и его семья,
-ребёнок и общество,
-ребёнок и рукотворный мир,
-ребёнок и природный мир.
Требования к правилам:
- Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
- При формулировании правил следует избегать частицы «не»
- Правило эффективно, если оно небольшое по объему
- Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
- Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении
Выделяется три этапа работы с правилами:
1 этап – обогащающий
- Цель: накопление и систематизация знаний о правилах
2 этап – имитационный
- Цель: формирование умений безопасного поведения
3 этап – практический
- Цель: упражнять детей в практических действиях, поступках, соблюдая правила
При работе с правилами необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками образовательного процесса. Педагогический союз воспитателя, педагогов детского сада и родителей – могучая воспитательная сила.
Действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение.
Правила для ребят:
- Руки мою, отжимаю, полотенце я снимаю, каждый пальчик вытираю.
- Руки с мылом мою быстро, полотенце будет чистым.
- Раз намылю, два намылю, смою, руки отожму и на пол водицы я ни капли не пролью.
- Чтоб грязнулей не остаться, надо, надо умываться!
- Если руки не помыл -100 микробов проглотил!
- Я на стол не капаю, не крошу, аккуратно ем не спешу!
- Жуём с закрытым ртом, а локти под столом.
- За столом нельзя крутиться, можно кашей подавиться!
- За столом сижу, спинку ровно держу!
- Чтоб соседу не мешать, локти надо убирать!
- Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно.
- В помещеньях не кричат, а спокойно говорят.
- Когда взрослый говорит – детвора всегда молчит!
- Если взрослый на пути – ты, дорогу уступи.
- Мы порядок соблюдаем, на места все убираем.
- Открываешь в группу дверь - поздоровайся скорей.
- Коль уходишь, «до свиданья» говори всем на прощанье!
- Мы игрушки не ломаем, с ними бережно играем!
- Часто приносишь игрушки из дома? Сам поиграй, а потом дай другому!
- Кто это машет своим кулачком? Люди решают конфликт «язычком».
- Если ты обидел друга, то скорее извинись!
Попроси прощенье сразу, обними и помирись.
- Ты игрушки не ломай и на место убирай!
- Адрес если знаешь свой, попадёшь всегда домой.
- Балкон не место для игры, без взрослого туда не выходи.
- Труд другого уважай – за собой всё убирай!
- Не спеши сесть сам, посмотри по сторонам!
- Ты одежду береги: не мочи, не мажь, не мни!
- Ссориться не нужно, играйте всегда дружно!
- В глаза с лаской посмотри и «пожалуйста» скажи!
- Сам игрушкой поиграй и товарищу дай!
- На занятии трудись: не ленись и не крутись!
- Все волшебные слова – наши лучшие друзья!
- В каждом доме на пороге вытирай почище ноги!
- Тише, тише, тишина – спать ложится детвора!
- Если спать не хочешь ты - лежи тихо, не шуми!
- В нашей спальне тишина! Знает это детвора!
- «Спасибо» и « пожалуйста» - волшебные слова!
В «Кораблике» их знает любая детвора!
- «Спасибо» и «пожалуйста» я часто говорю,
И малышей и взрослых за всё благодарю!
- Я по лестнице иду, зорко под ноги смотрю!
- Если взрослых я встречаю, то дорогу уступаю!
- Игрушки, книги береги: не ломай, не рви, не мни!
- На стуле будешь ты качаться, стульчик может поломаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» (из опыта работы)
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками...
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения
Перспективный план работы для разных возрастных групп...
Задачи работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения
Задачи работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения....
«Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения»
Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам дорожного движения для совершенствования качества работы п...
Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-лич...
Переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения.
Предлагаю переспективный план работы по ознакомлению младших дошкольников с правилами дорожного движения. Материал будет полезен воспитателям младших групп доу....
Статья «Работа с родителями дошкольников» по правилам дорожного движения.
Цель: формирование родителями у детей культуру поведения на проезжей части. Памятка для родителей....