Презентация. Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников.
материал (подготовительная группа) по теме
Материалы выступления на городской научно-практической конференции ""Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: традиции и инновации"11.12.2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent.preemstven.konfer.pptx | 981.4 КБ |
avtoreferat_k_prezentatsii_preemstv.konf_.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В.А. Сухомлинский
П реемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Проблема преемственность разрабатывается в аспектах
Дошкольный и младший школьный возраст представляют собой единую стадию, названную стадией конкретных операций (Ж.Пиаже) Единый период – детство
Основания преемственности (по Л.П.Стрелковой) Содержание программ обучения и воспитания Стиль взаимодействия детей и взрослых Предметная среда
Последовательные этапы преемственности I этап: формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе II этап: адаптация их к условиям обучения в начальной школе III этап: развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ (Г. М. Федосимова )
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и способствует овладению людьми правилами и нормами поведения.
Содержанием нравственного воспитания дошкольника является формирование нравственных качеств: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". .
Формирование привычек нравственного поведения дошкольников и младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса .
Заключение Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Л.С.Выготский
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Автореферат к презентации «Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников» Марчук Е.А.
Слайд 1. В своем выступлении я затрону сегодня тему очень важную и нужную, о которой говорят довольно давно, и которая актуальна по сей день. «Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников».
Слайд 2. Свою речь я хотела бы начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще полвека назад говорил о важности преемственных связей между дошкольным и школьным образованием.
Слайд 3. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Слайд 4. Данная проблема разрабатывается в философском, психологическом, педагогическом и методическом аспектах.
Слайд 5. В психологии преемственность обычно рассматривается в контексте других проблем, когда психологи делают попытку обосновать общность этих периодов. С точки зрения Д.Б. Эльконина, дошкольники и младшие школьники «мало чем отличаются между собой» «Самое интересное» заключается в том, что ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти годам, т.е. к концу начального обучения. Поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду – детству.
Слайд 6. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, но осуществляться она должна по трем основным направлениям.
Работа с детьми включает в себя: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие игровых программах, совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа), семинары, мастер- классы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы, психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей, проведение диагностики по определению готовности детей к школе, открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы, круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», родительские конференции, вечера вопросов и ответов, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей, анкетирование, тестирование родителей, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов)
Слайд 7. По мнению Н.Н. Кулинич, Г. М. Федосимова осуществление преемственности – процесс, который условно можно подразделить на отдельные последовательные этапы.
Слайд 8. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.
Слайд 9. Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральных установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Слайд 10. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств. Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Педагог призывает своих учащихся, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решать задачи, которые соответствуют правилам морали.
Слайд 11. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами дошкольной и школьной жизни: игрой, уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Слайд12. Свое выступление я хочу закончить словами Льва Семеновича Выготского, который своей цитатой говорит нам о том, что непрерывность, последовательность воспитательного процесса является залогом успешности и эффективности, что обеспечит безболезненный переход ребенку с одной образовательной ступени на другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.
Памятка в помощь воспитателю по проблеме безопасного поведения детей в окружающей обстановке....
Формирование нравственных качеств у дошкольников II младшей группы в разных видах игр
Всем известно, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, ведущие педагоги и психологи утверждают, что игра способствует всестороннему развитию личности ребенка....
Статья "Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников" Марчук Е. А.
Статья опубликованна в сборнике ГБОУ МГПУ по материалам доклада-выступления на городской научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: традиции и инновации"11.12.2...
Презентация "Детям о Великой Победе" для старших дошкольников и младших школьников
Предлагаю презентацию для старших дошкольников и младших школьников ко Дню Победы. Презентация производит огромное впечатление при слаженной работе нескольких педагого...
Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы
Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы...
Театральная деятельность является важнейшим средством речевого развития, средством формирования эмоционально – нравственных основ поведения дошкольников.
Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает речь (автоматизацию поставленных звуков, улучшение дикции, выработку интонации, происходит развит...
Памятка «Приемы и способы формирования нравственной культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах»
Данная памятка педназначена для педагогов. В ней содержится материал об основных методах формирования нравственной культуры поведения в младшем и старшем дошкольном возрасте....