Формирование нравственных качеств у дошкольников II младшей группы в разных видах игр
статья (младшая группа) по теме

Долинина Светлана Николаевна

    Всем известно, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, ведущие педагоги и психологи утверждают, что игра способствует всестороннему развитию личности ребенка. Участие детей в играх облегчает сближению друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучению на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование нравственных качеств у дошкольников II младшей группы в разных видах игр

Всем известно, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, ведущие педагоги и психологи утверждают, что игра способствует всестороннему развитию личности ребенка. Так, например, А.П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь».

 Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Игра – непременный спутник жизни детей. Разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие, строительные, игры – драматизации, музыкальные – все они представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Игра формирует у детей добрые чувства к товарищам, правильное взаимоотношение.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети могли выразить свои интересы, потребности не только в индивидуальной, но и в совместной деятельности, в согласовании замыслов. Воспитатель так организует жизнь детей в своей группе, чтобы сюжетно-ролевые, строительные игры, игры с песком и водой занимали большое место: в них создаются благоприятные условия для объединения детей в небольшие группы, которые постепенно становятся более устойчивыми.

У трехлетних детей уже имеются любимые игры и игрушки. От воспитателя зависит то, чтобы он постарался помочь найти ребенку привлекательную игрушку, сумел бы занять себя игрой.

Дети II младшей группы любят играть с песком и водой, но, к сожалению, мы не в полной мере используем эту возможность. Родители пренебрежительно относятся к этой игре детей: боятся, что они промокнут, испачкаются, простудятся.

В холодное время года мы чаще с детьми играем в игровой комнате в ролевые, дидактические игры. Содержание ролевых игр разнообразно: дети изображают быт в семье, жизнь детского сада, увиденное на улице, а иногда и сюжеты сказок.

Чтобы использовать игры в целях нравственного воспитания, воспитателям и родителям необходимо усложнять содержание игры: обогащать представление детей, давать новые игрушки.

На выбор воспитателей ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Строители», «Зоопарк», «Парикмахерская» и т.д. Дети активно участвуют в играх, если воспитатель играет вместе с ними. Он не только учит, уже владеющих некоторыми навыками детей, но и расширяет и углубляет их умение и навыки. Родители тоже должны брать на себя главную роль – продавец или парикмахер и т.д. Дети не только приобретают игровые навыки и умения, но и учатся вежливости, культуре общения. Дети терпеливо, не толкаясь, ждут своей очереди, вежливо благодарят за покупку, прощаются и т.д. Проводя такие игры, воспитатели заметили, что интерес ребенка усиливается, если взрослые непосредственно учувствуют в ней. Играя вместе с детьми, взрослый учит сосредотачиваться и более интересно, содержательно действовать со знакомыми игрушками, дает советы по ходу игры. От взрослых во многом зависит развитие товарищеских чувств, добрых отношений, умений считаться с другими, проявлять находчивость и инициативу.

Чаще дети младшего дошкольного возраста играют по 2-3 человека. Задача воспитателя объединить детей на основе увлечения чьим-то замыслом, действием. Включить в игру такого ребенка, чтобы он мог оживить игру, или наоборот, принять в игру застенчивых и неразговорчивых детей. В каждой игре активные дети стараются верховодить «тихонями». Вот почему взрослым нельзя оставлять без внимания и тех и других: шутками, смехом развивать и поддерживать жизнерадостность и эмоциональность «вялых» детей, а чрезмерно «живых», активных – сдерживать, но делать это чутко и тактично, чтобы не обидеть их, не подавить их инициативу.

Воспитатель или родитель, играя с детьми, влияет непосредственно на их нравственное развитие; он всегда искренне разделяет с ними их радости, успехи, создает хорошее настроение, вызывает жизнерадостность. А когда ребенок в хорошем настроении, он легче воспринимает различные поручения взрослых и охотно их выполняет.

Для всестороннего нравственного развития широко нужно использовать игры – драматизации. Они приучат действовать детей сообща, самостоятельно, в соответствии с определенной темой, разыгрывать свою роль в нужной последовательности. Игра – драматизация дает возможность проявлять себя.

Большое значение для нравственного развития детей имеют игры с правилами: подвижные, дидактические, музыкальные. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определят, что надо, что нельзя говорить, делать. Воспитатель учит соблюдать, пользоваться этими правилами. Это позволяет формировать поведение каждого ребенка и всей группы детей. Играют дети с игрушками на площадке или в группе всегда нужно оценивать их поведение в игре. Такие оценки поведения детей в игре показывают им, как следует поступать друг к другу, что нравится товарищам, а что нет, представить к чему они должны стремиться в совместной деятельности.

Таким образом, мы видим, что участие детей в играх облегчает сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственных качеств у дошкольников в условиях разновозрастной группы»

«Формирование нравственных качеств у дошкольников в условиях разновозрастной группы» ...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

laquo;Духовность» -  рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы...

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников второй младшей группы

СентябрьБеседа «Будь всегда вежливым»Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникамБеседа «Как вести себя с игрушками»Цель: Формировать бере...

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы

СентябрьБеседа «Будь всегда вежливым»Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникамБеседа «Как вести себя с игрушками»Цель: Формировать бере...