Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы : "Моя родина. Город, в котором я живу."
рабочая программа (старшая группа) на тему
Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы: "Моя родина. Город в котором я живу." для старшей группы по программе "От рождения до школы" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovaleva_n.a._fragment.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ФРАГМЕНТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕМЫ: «Моя родина. Город, в котором я живу».
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Познавательное развитие
Выполнила
Ковалева Надежда Алексеевна,
МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида»
Калач, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана на основе основной общеобразовательной программой ДОУ, в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой (2014 г.), с учетом ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в старшей группе МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида».
Строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 5 до 6 лет.
Структура и содержание рабочей программы учитывают принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.
Итоговые результаты освоения детьми программы раскрывают интегративные качества ребенка с ориентацией на целевые ориентиры ФГОС ДО.
ВЕДУЩИМИ ЦЕЛЯМИ Программы являются:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
ЗАДАЧИ:
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
- развивать познавательную активность кругозора, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей;
- развивать детскую самостоятельную инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- развивать интерес к жизни своей семьи, детского сада, своего города; обогащать представление о людях, которые живут в городе, работают в нашем детском саду;
- воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, к детскому саду, к городу; формировать чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
Патриотическое воспитание.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная», - Ж. Ренар.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции. Общественные события и т.д. причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть ярким, образным, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Тема недели: «Моя родина. Город, в котором я живу»
Приоритетная деятельность: познавательное развитие.
Цель: Формировать представления о своей стране, родном городе .
Задачи:
- расширить представление детей о Родине малой и большой;
- познакомить с историей названия города;
- формировать представления о труде земляков;
- прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой;
- развивать у детей речь, память, мышление, умение составлять рассказ по картине;
- привлечь родителей к участию в мероприятиях группы.
Планируемые результаты образовательной деятельности:
- желание узнать историю родного города;
- использование речи для выражения мыслей;
- развитие интереса к народному творчеству;
- умение видеть красоту родного края.
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями/ |
Поне-дельник | Двигательная в интеграции с игровой, познавательная. | Ходьба и бег по кругу, упражнения в равновесии и прыжках, упражнять в лазанье на гимнастическую стенку. | Утренняя гимнастика. | Пальчиковые игра «Я хочу построить дом». Упражнение для развития равновесия стойка на гимнастической лестнице на носочках. | Размещение на доске творчества фотографий с видами города, карта района, инвентарь из уголка физического воспитания. | Поискать совместно с детьми пословицы и поговорки о родном крае. Рассмотреть фотографии или совершить прогулку с ребенком по интересным, красивым местам Калача, посетить Краеведческий музей. |
Вторник | Коммуникативная, познавательная, речевая | Чтение стихотворения И.Векшегоновой | Утренняя гимнастика. | Упражнения в нахождении заданного звука в начале, середине и конце слова. | Фотографии города, карточки для дидактических игр с изображением людей разных профессий. | Потренировать ребенка составлять рассказ по картинке, используя изображения людей разных профессий. |
Среда | Познавательно-исследовательская, конструирование, коммуникативная | Упражнять детей в счете до 10, | Утренняя гимнастика. | Рисование геометрических фигур. | Использование деревянных геометрических фигур, макет светофора, карточки для счета. | Выучить с ребенком адрес, закреплять умение ориентироваться в пространстве. |
Четверг | Познавательная в интеграции с изобразительной, развитие речи | Беседа о диких животных. Чем они отличаются от домашних. | Утренняя гимнастика. | Поиграть в настольную игру «Накорми животных». | Литература с иллюстрациями животных. | Рассказать детям каким животным требуется поддержка, в зимний период и почему. |
Пятница | Познавательная на основе музыкальной деятельности в интеграции с двигательной | Беседа «История появления слова «город»». Рассматривание и сравнение фотографий. Ходьба в колоне по одному, бег на носочках. | Утренняя гимнастика. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» | Привлекать внимание незаинтересованных детей, участием в играх и в беседах. | Музыкальная подборка «Кадриль» муз.Г.В.Свиридова «Метель», фотографии старого и современного города Калача. | Подготовка и демонстрация фотографий и детских рисунков на выставке «Зимний Калач». |
Итоговое мероприятие
Тема: «Город, в котором я живу».
Цель: Формировать интерес к родному городу, к людям, живущим рядом, к малой Родине.
Задачи: Познакомить с историей названия города, развивать у детей речь, память, мышление, умение составлять описание увиденного на картине.
Ход занятия.
Вступительная беседа.
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что наша страна Россия очень большая. Как вы думаете, зачем я принесла карту? Что на карте обозначают эти точки? Почему точки разные – большие и маленькие?
- Знаете ли вы, почему место, где живет много людей называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушивайтесь в это слово. В сказках, былинах город по – старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом.
- У каждого города, как и у человека, есть свое имя.
- Как называется наш город
Чтобы познакомиться с историей появления нашего города, я предлагаю вам немножко попутешествовать во времени.
Демонстрация иллюстраций с видом древнего городища.
- Куда же мы попали? Что это перед нами?
- Это древняя крепость.
Вот так примерно выглядел и наш город в давние времена.
Со временем люди стали осваивать земли вокруг крепости, их жилища располагались по кругу и если взглянуть на них с высоты, то они напоминали огромный хлебный калач. Отсюда и название нашего города.
Демонстрация старинных фотографий с изображением изб и фотографий современных домов.
- Из чего люди строили свои дома, и чем они отличались от нынешних.
- Сравнение построек по фотографиям.
Основное богатство нашего края – это плодородная земля – чернозем. Поэтому всегда у нас процветали земледелие и скотоводство.
Все это способствовало развитию торговли, издавна наш город славился богатыми ярмарками.
Предлагаю заглянуть на одну из них.
Ребенок: Вот на улице веселье,
запестрели карусели
А народ, жужжит, как
шмель…
Ах, какая карусель.
Воспитатель: Ребята, приглашаю всех прокатиться на карусели.
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Еле-еле, еле-еле, закружились карусели.
А потом-потом-потом, все бегом-бегом-бегом.
Бегут по кругу.
Тише-тише не спешите, карусель остановите.
Дети замедляют шаг, останавливаются.
Выбегает Петрушка:
- Моё почтенье, добры молодцы, красны девицы!
Вот и я, привет мои друзья!
Играет «Кадриль»
Под музыку входят 4 коробейника с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребенки, платочки), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.
Петрушка:
- Тары – бары, растабары, есть хорошие товары
Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
1-ый ребенок:
- Яблочки садовые, яблочки медовые, груши, ананас – разбирайте про запас.
2-ой ребенок:
- Ведерки дубовые, коромысла расписные!
Покупайте, выбирайте!
3-ий ребенок:
- Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво приятно, для детей занятно.
4-ый ребенок:
- Платки, гребешки, расписные петушки.
Небольшой расход, подходи, честной народ!
Воспитатель:
- Весело на ярмарке, но нам пора продолжить путь.
Город наш развивался, в нем появлялись новые улицы, различные предприятия: маслозаводы, мельницы, железная дорога, а потом и хлебозавод, сырзавод, сахарный завод и другие.
Мы приближаемся на нашей машине времени к точке отправления, т.е. к нашему времени.
Ребята, а скажите мне, как называется человек, который
выращивает хлеб – хлебороб,
выпекает калачи, булки – пекарь,
делает сыр – сыродел,
строит дома – строитель,
работает на мельнице – мельник.
Давайте найдем каждому мастеру необходимый инструмент.
(Карточки для дидактической игры)
Предлагаю всем отправиться на прогулку по нашему сегодняшнему городу (физминутка)
- Люблю по городу шагать, (шагают по кругу),
Люблю смотреть (изображают бинокль),
Люблю считать(шевелят пальцами),
Площадь – раз (останавливаются, загибают пальчики по одному, начиная с большого),
А дом торговый «Флагман» - два
Три фонтан – красавец
Четыре – «Юбилейный»
Пять – по парку я гуляю (загибают пальчики, начинают двигаться по кругу)
Шесть на стадион хожу, там с коньками я дружу (имитируют движение на коньках, руки за спину)
Семь – конечно детский сад (шаги на месте)
Сюда хожу пять дней подряд
Восемь – детская площадка
Здесь – качели и лошадка (подпрыгивание с переменой ног)
Девять – «Бантик» магазин
Много ярких там витрин (сжимать и разжимать кулачки)
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете (шаги на месте, развести руки в сторону)
Гуляя по нашему городу нельзя не заметить красоту природы. Фотографии нашей выставки напоминают пейзажи известных художников, таких как И.Шишкин и К.Ф.Юон.
Давайте рассмотрим одну из картин К.Ф.Юона «Русская зима».
Звучит музыка Г.В.Свиридова «Метель».
В зале появляется репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима».
Рассматривание картины.
Музыка стихает.
1-ый ребенок читает стихотворение:
- Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит
2-ой ребенок:
- Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
Воспитатель:
- В этом пейзаже чувствуются народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях – будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.
А теперь давайте рассмотрим фотовыставку «Зимний Калач» подготовленную вами и вашими родителями и полюбуемся зимними пейзажами нашего города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема занятия: «Мой город, в котором я живу» (старшая группа)
Патриотическое воспитание...
Фрагмент рабочей программы воспитателя. Образовательная тема недели: «Активный Отдых» старшая группа
Цель: Обогащение опыта физической культуры и спорта, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.Задачи:- развивать партнерские взаимоотношения между детьми, родителями и педаго...
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДО для реализации образовательной темы « Любимая мама» во второй младшей группе
Модель календарно – тематического планированияПриоритетная образовательная область: «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»Тема недели: «Любимая мама»Возрастная группа: вторая младшаяЦель: формирование у...
Конспект НОД по Познанию окружающего мира в старшей группе. Тема занятия: «Мой город, в котором я живу»
Тема занятия: «Мой город, в котором я живу»...
Тема НОД: «Саратов – город, в котором мы живем»
Тема НОД: «Саратов – город, в котором мы живем»Цели: расширять знания детей о родном городе, сделать акцент на красоту и достопримечательности города. Воспитывать любовь и уважение к...
Конспект НОД на тему: «Мой любимый город, в котором я живу» 4-5 лет
Малая родина - это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к...
Презентация для ясельной группы на тему:" Дом и город в котором я живу".
Знакомство детей с городом в котором они живут....