Сказка в музыке живет
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
Тематическое занятие из цикла «Сказка в музыке живет».
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».
Цель: Воспитание у дошкольников чувства эмоциональной отзывчивости на красоту и изобразительность музыки М.П. Мусоргского.
Задачи:
*образовательные:
- создать условия для получения детьми знания о сюите;
- обзорно познакомить дошкольников с пьесами из цикла «Картинки с выставки»;
*воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества;
- воспитывать чувства доброты, сострадания, взаимопомощи;
*развивающие:
- развивать образно-ассоциативное восприятие музыки;
- развивать творческие способности;
- побуждать к размышлению о связи музыки и изобразительного искусства;
На экране – слайд № 1. Дети входят в зал под фонограмму «Приходите в гости к нам» , проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцевальные движения.
М.р. (поет): Добрый день!
Дети (поют): Добрый день! Заниматься нам не лень!
М.р.: Сказка, сказка – небылица,
Слышишь, музыка, как птица,
Ввысь взлетела, как стрела,
Волшебством и чудесами
Возвратится к нам она.
– Дети, все вы, конечно, любите сказки. А кто их сочиняет?
– Сказки сочиняют писатели, поэты.
– А еще вы любите рисовать. А кто рисует большие и не очень большие картины?
– Картины рисуют художники.
– А любите ли вы петь песни и играть на детских музыкальных инструментах? Почему?
– … (ответы детей)
– А кто сочиняет музыку?
– Музыку сочиняют композиторы.
– Чем рисуют художники?
– Художники рисуют красками.
– А можно ли нарисовать картину музыкальными звуками?
– … (ответы детей)
– Чем рисует музыкальную картину композитор?
– Композитор рисует звуками.
Сегодня у нас музыкальная встреча со сказочными картинами, которые нарисовал звуками музыки известный всему миру великий русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский (Слайд № 2).
А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор (это тот, кто придумывает разные проекты – домов, мостов, разных сооружений). Звали его Виктор Александрович Гартман. Он создал много разных проектов, нарисовал много рисунков, акварелей, театральных декораций, даже театральных костюмов. И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. Среди посетителей был и Модест Петрович Мусоргский (Слайд №3). Работы художника Гартмана произвели на композитора такое сильное впечатление, что он решил создать музыкальную прогулку по воображаемой выставочной галерее. Так на свет появилась серия музыкальных картин – сюита «Картинки с выставки». Слово «сюита» для вас новое, непонятное. Что же оно обозначает? Это очень легко запомнить: сюита – одно произведение (Слайд №4), в котором один общий замысел, но много отдельных самостоятельных частей. В сюите «Картинки с выставки» посетитель выставки вместе с композитором как бы прогуливается от одной картины к другой: (кликнуть мышкой) вот сказочный гном, а вот старый замок, а вот дети, играющие в парке, а вот мрачное холодное подземелье – Римские катакомбы, а вот часы в виде избушки на курьих ножках, а вот костюм смешных вылупляющихся из скорлупы цыплят. А вот архитектурный проект городских ворот в городе Киеве – древней столице русского государства. Под музыку прогулки, спокойную и размеренную, мы представим, что идем по этой выставке. Включить пьесу «Прогулка». Дети проходят и садятся на стульчики.
Очень интересную сказочную музыкальную картину решил написать Мусоргский, когда увидел на выставке эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. (Слайд №5)
А кто хозяйка избушки?
– Хозяйка избушки на курьих ножках – Баба Яга! (кликнуть мышкой)
Композитор немного пофантазировал и изобразил в пьесе эту самую хозяйку избушки на курьих ножках – Бабу Ягу. Сейчас мы с вами с помощью музыки Мусоргского, которая звучит в мультфильме «Картинки с выставки», отправимся вместе с Машенькой в лес, где и встретим Бабу Ягу. В мультфильме герои не произносят ни одного слова, за них говорит музыка. Музыка изображает, как Баба Яга резко отталкивается от земли и начинает свой полет. А что произойдет дальше, послушаем и посмотрим.
Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»
Вопросы для беседы:
- Вы не испугались Бабу Ягу?
- Какой характер у Бабы Яги?
- Какими музыкальными красками (звуками) рисует композитор образ Бабы Яги? (резкими, громкими, отрывистыми… Баба Яга злая, она обижает маленьких зверюшек)
- Как изменился характер музыки, когда в лесу появилась Машенька? (Музыка стала тревожная, таинственная, мрачная, потому что в лесу девочке страшно.)
- Как Машенька очутилась в избушке на курьих ножках?
- Кто помог Машеньке убежать от Бабы Яги?
Распределить роли между детьми: Баба Яга, Машенька, зайчик, медвежонок, ежик, лисичка. Кому не хватило ролей персонажей мультфильма, исполняют роли ветра, радуги, лесных цветов. Надеть атрибуты, вместе с детьми придумать движения и выполнять их под музыку.
Импровизация на музыку «Избушка на курьих ножках»
Вот Машенька с помощью зверят убежала от злой Бабы Яги. Она вышла на тропинку, увидела еще один домик, но сразу заходить не стала, решила сначала проверить, нет ли там какой-нибудь опасности. И что же она там увидела? Очень забавную сценку: цыплята, едва вылупившись из яиц, устроили в курятнике самый настоящий балет (слайд №6). Модест Петрович Мусоргский увидел на выставке рисунок своего друга художника – эскиз балетных костюмов в виде птенцов в яичной скорлупе. Композитор пофантазировал и сочинил пьесу, которая так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».
Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Балет невылупившихся птенцов»
Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда слушали музыку и смотрели, как цыплята вылупляются из яиц и сразу начинают танцевать.
Вопросы для беседы:
– А почему вам было весело?
– Нам было весело потому, что музыка веселая, смешная.
– Расскажите, как танцевали цыплята? Лл
– Сначала появляются мальчики-цыплята, - у них скорлупки, как шапочки, - а потом девочки, - у них скорлупки-юбочки. Они смешно кружатся парами, подпрыгивают на лапках, а мама-курица за ними наблюдает.
– А вы сможете потанцевать, как цыплята? Сначала вылезти из скорлупы, потом немножко отряхнуться, потом найти себе пару и покружиться с ней в танце. Попробуем?
Танец-импровизация «Балет невылупившихся птенцов»
Надевают шапочки цыплят и танцуют (желающие) мальчики и девочки парами.Те дети, кто не участвует в танце, изображают Машеньку, наблюдающую за цыплятами.
Какие у нас замечательные цыплята-артисты!
Мы продолжаем нашу прогулку по выставке музыкальных картин. Завершает сюиту «Картинки с выставки» пьеса «Богатырские ворота в стольном городе Киеве».
(Слайд № 7) На рисунке художника Гартмана изображены величественные ворота: глава со звонницей, как богатырский шлем, а украшение над воротами в виде женского головного убора – кокошника. Музыка пьесы величественная, торжественная, наполнена светом и радостью.
А сейчас я приглашаю двух архитекторов собрать макет богатырских ворот в стольном городе Киеве.
Под музыку «Богатырские ворота» на магнитной доске собираем пазл.
ИТОГ: Взять медальки (картинки Гартмана к пьесам Мусоргского) и вручать детям, отвечающим на вопросы и участвующим в дискуссии. Медальки должны получить все.
Слайд №8
Вопросы для беседы:
– Дети, на выставке каких картин мы сегодня побывали?
– Как называют музыканта, который сочиняет музыку?
– Как зовут композитора, который создал эти музыкальные картины?
Слайд №9
– Какое вы узнали красивое новое слово, обозначающее произведение, в котором много отдельных пьес, объединенных общим замыслом?
– Как называется сюита, пьесы из которой вы сегодня слушали?
– Какие названия пьес вы запомнили?
– Расскажите о них.
Слайд №10
М.р.: Наша встреча со сказкой подошла к концу. До свидания, сказка, которая живет в музыке, до следующей встречи!
(поет): До свиданья!
Дети (поют): До свиданья!
Слайд №11
Дети покидают зал под музыку «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки».
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 37 муниципального образования Кореновский район
Тематическое занятие в подготовительной к школе группе из цикла «Сказка в музыке живет».
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».
Музыкальный руководитель
Тарасова Л.Б.
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка живет во мне
В статье поясняется о роли музыки в жизни детей, о ее восприятии и о том, как важны музыкальные занятия для полноценного развития дошкольников....

Проект на тему Там где музыка живет" для младшей группы (3 до 4 лет)
гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений.гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное накопление им музыка...

Конспект ООД по музыке "Всюду музыка живет"
Конспект ООД по музыке для подготовительной группы "Всюду музыка живет"...
музыкальное занятие "музыка живет в тебе" подготовительная группа
дети знакомятся с музыкальными произведениями...

Методическая разработка Проект "Подвиг Ленинграда в музыке живет..."
Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда. Память о героизме ...