Сказка в музыке живет
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тарасова Людмила Борисовна

Сказка в музыке живет. Цикл занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon skazka_v_muzyke_zhivet.zip2.61 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

Тематическое занятие из цикла «Сказка в музыке живет».

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».

Цель: Воспитание у дошкольников чувства эмоциональной отзывчивости на красоту и изобразительность музыки  М.П. Мусоргского.

Задачи:

*образовательные:

- создать условия для получения детьми знания о сюите;

- обзорно познакомить дошкольников с пьесами из цикла «Картинки с выставки»;  

*воспитательные:

- воспитывать коммуникативные качества;

- воспитывать чувства доброты, сострадания, взаимопомощи;

*развивающие:

- развивать образно-ассоциативное восприятие музыки;

- развивать творческие способности;

- побуждать к размышлению о связи музыки и изобразительного искусства;

На экране – слайд № 1. Дети входят в зал под фонограмму  «Приходите в гости к нам» , проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцевальные движения.

М.р.  (поет): Добрый день!

Дети  (поют): Добрый день! Заниматься нам не лень!

М.р.: Сказка, сказка –  небылица,

Слышишь, музыка, как птица,

Ввысь взлетела, как стрела,

Волшебством и чудесами

Возвратится к нам она.

–  Дети, все вы, конечно, любите сказки. А кто их сочиняет?

Сказки сочиняют писатели, поэты.

А еще вы любите рисовать.  А кто рисует большие и не очень большие картины?

– Картины рисуют художники.

А любите ли вы петь песни и играть на детских музыкальных инструментах? Почему?

– … (ответы детей)

А кто сочиняет музыку? 

– Музыку сочиняют композиторы.

Чем рисуют художники?

 – Художники рисуют красками.  

А можно ли нарисовать картину музыкальными звуками?

– … (ответы детей)

– Чем рисует музыкальную картину композитор?

– Композитор рисует звуками.

             Сегодня у нас  музыкальная встреча со сказочными картинами, которые нарисовал звуками музыки  известный всему миру великий русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский (Слайд № 2).

 А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор (это тот, кто придумывает разные проекты – домов, мостов, разных сооружений). Звали его Виктор Александрович Гартман. Он создал много разных проектов, нарисовал много рисунков, акварелей, театральных декораций, даже театральных костюмов. И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. Среди посетителей был и Модест Петрович Мусоргский  (Слайд №3). Работы художника Гартмана произвели на композитора такое сильное впечатление, что он решил создать музыкальную прогулку по воображаемой выставочной галерее. Так на свет появилась  серия музыкальных картин – сюита «Картинки с выставки». Слово «сюита» для вас новое, непонятное. Что же оно обозначает? Это очень легко запомнить: сюита – одно произведение (Слайд №4), в котором один общий замысел, но много отдельных самостоятельных частей. В сюите «Картинки с выставки» посетитель выставки вместе с композитором как бы прогуливается от одной картины к другой:  (кликнуть мышкой) вот сказочный гном, а вот старый замок, а вот дети,  играющие в парке, а вот мрачное холодное  подземелье – Римские катакомбы, а вот часы в виде избушки на курьих ножках, а вот костюм смешных вылупляющихся из скорлупы цыплят. А вот архитектурный проект городских ворот в городе Киеве – древней столице русского государства. Под музыку прогулки, спокойную и размеренную, мы представим, что идем по этой выставке.  Включить пьесу «Прогулка». Дети проходят и садятся на стульчики. 

         Очень интересную сказочную музыкальную картину решил написать Мусоргский, когда увидел на выставке эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. (Слайд №5)

А кто хозяйка избушки?

Хозяйка избушки на курьих ножках – Баба Яга! (кликнуть мышкой)

   Композитор немного пофантазировал и изобразил в пьесе эту самую хозяйку избушки на курьих ножках – Бабу Ягу. Сейчас мы с вами с помощью музыки Мусоргского, которая звучит в мультфильме «Картинки с выставки», отправимся вместе с Машенькой в лес, где и встретим Бабу Ягу. В мультфильме герои не произносят ни одного слова, за них говорит музыка. Музыка изображает, как Баба Яга резко отталкивается от земли и начинает свой полет. А что произойдет дальше, послушаем и посмотрим.

                           Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»

 Вопросы для беседы:

- Вы не испугались Бабу Ягу?

- Какой характер у Бабы Яги?  

- Какими музыкальными красками (звуками) рисует композитор образ Бабы Яги?  (резкими, громкими, отрывистыми… Баба Яга злая, она обижает маленьких зверюшек)

- Как изменился характер музыки, когда в лесу появилась Машенька? (Музыка стала тревожная, таинственная, мрачная, потому что в лесу девочке страшно.)

- Как Машенька очутилась в избушке на курьих ножках?

- Кто помог Машеньке убежать от Бабы Яги?

Распределить роли между детьми: Баба Яга, Машенька, зайчик, медвежонок, ежик, лисичка. Кому не хватило ролей персонажей мультфильма, исполняют роли ветра, радуги, лесных цветов. Надеть атрибуты, вместе с детьми придумать движения и выполнять их под музыку.

Импровизация на музыку «Избушка на курьих ножках»

         Вот Машенька с помощью зверят убежала от злой Бабы Яги. Она вышла на тропинку, увидела еще один домик, но сразу заходить не стала, решила сначала проверить, нет ли там какой-нибудь опасности. И что же она там увидела? Очень забавную сценку: цыплята, едва вылупившись из яиц, устроили в курятнике самый настоящий балет (слайд №6).  Модест Петрович Мусоргский увидел на выставке рисунок своего друга художника – эскиз балетных костюмов в виде птенцов в яичной скорлупе. Композитор пофантазировал и сочинил пьесу, которая так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».  

Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Балет невылупившихся птенцов»

Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда слушали музыку и смотрели, как цыплята вылупляются из яиц и сразу начинают танцевать.

Вопросы для беседы:

–  А почему вам было весело?

Нам было весело потому, что музыка веселая, смешная.

Расскажите, как танцевали цыплята? Лл

 – Сначала появляются мальчики-цыплята, - у них скорлупки, как шапочки, - а потом девочки, - у них скорлупки-юбочки. Они смешно кружатся парами, подпрыгивают на лапках, а мама-курица за ними наблюдает.  

– А вы сможете потанцевать, как цыплята? Сначала вылезти из скорлупы, потом немножко отряхнуться, потом найти себе пару и покружиться с ней в танце. Попробуем?  

Танец-импровизация  «Балет невылупившихся птенцов»

Надевают шапочки цыплят и танцуют (желающие) мальчики и девочки парами.Те дети, кто не участвует в танце, изображают Машеньку, наблюдающую за цыплятами.

Какие у нас замечательные цыплята-артисты!

Мы продолжаем нашу прогулку по выставке музыкальных картин. Завершает сюиту «Картинки с выставки»  пьеса «Богатырские ворота в стольном городе Киеве».

(Слайд № 7)  На рисунке художника Гартмана  изображены величественные ворота: глава со звонницей, как богатырский шлем, а украшение над воротами в виде женского головного убора – кокошника. Музыка пьесы величественная, торжественная, наполнена светом и радостью.

А сейчас я приглашаю двух архитекторов собрать макет богатырских ворот в стольном городе Киеве.

Под музыку «Богатырские ворота» на магнитной доске собираем пазл.

ИТОГ:  Взять медальки (картинки Гартмана к пьесам Мусоргского) и вручать детям, отвечающим на вопросы и участвующим в дискуссии. Медальки должны получить все.

Слайд №8

Вопросы для беседы:

Дети, на выставке каких картин мы сегодня побывали? 

– Как называют музыканта, который сочиняет музыку?

Как зовут композитора, который создал эти музыкальные картины?

Слайд №9

– Какое вы узнали красивое новое слово, обозначающее произведение, в котором много отдельных пьес, объединенных общим замыслом?

– Как называется сюита, пьесы из которой вы сегодня слушали?

– Какие названия пьес вы запомнили?

– Расскажите о них.

Слайд №10

М.р.:  Наша встреча со сказкой подошла к концу. До свидания, сказка, которая живет в музыке, до следующей встречи!

(поет): До свиданья!

Дети (поют): До свиданья!

Слайд №11

Дети покидают зал под музыку «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки».

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 37 муниципального образования Кореновский район

Тематическое занятие в подготовительной к школе группе из цикла «Сказка в музыке живет».

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Картинки с выставки\портрет, фрагмент\big[1].jpg

Музыкальный руководитель

                                                        Тарасова Л.Б.

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка живет во мне

В статье поясняется о роли музыки в жизни детей, о ее восприятии и о том, как важны музыкальные занятия для полноценного развития дошкольников....

Проект на тему Там где музыка живет" для младшей группы (3 до 4 лет)

гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное  накопление им музыкальных впечатлений.гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное  накопление им музыка...

Сказка в музыке живет

конспект нод...

Конспект ООД по музыке "Всюду музыка живет"

Конспект ООД по музыке для подготовительной группы "Всюду музыка живет"...

Музыка живет в семье.

Рекомендации для родителей....

музыкальное занятие "музыка живет в тебе" подготовительная группа

дети знакомятся с музыкальными произведениями...

Методическая разработка Проект "Подвиг Ленинграда в музыке живет..."

Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда. Память о героизме ...