Сказка в музыке живет
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
Тематическое занятие из цикла «Сказка в музыке живет».
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».
Цель: Воспитание у дошкольников чувства эмоциональной отзывчивости на красоту и изобразительность музыки М.П. Мусоргского.
Задачи:
*образовательные:
- создать условия для получения детьми знания о сюите;
- обзорно познакомить дошкольников с пьесами из цикла «Картинки с выставки»;
*воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества;
- воспитывать чувства доброты, сострадания, взаимопомощи;
*развивающие:
- развивать образно-ассоциативное восприятие музыки;
- развивать творческие способности;
- побуждать к размышлению о связи музыки и изобразительного искусства;
На экране – слайд № 1. Дети входят в зал под фонограмму «Приходите в гости к нам» , проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцевальные движения.
М.р. (поет): Добрый день!
Дети (поют): Добрый день! Заниматься нам не лень!
М.р.: Сказка, сказка – небылица,
Слышишь, музыка, как птица,
Ввысь взлетела, как стрела,
Волшебством и чудесами
Возвратится к нам она.
– Дети, все вы, конечно, любите сказки. А кто их сочиняет?
– Сказки сочиняют писатели, поэты.
– А еще вы любите рисовать. А кто рисует большие и не очень большие картины?
– Картины рисуют художники.
– А любите ли вы петь песни и играть на детских музыкальных инструментах? Почему?
– … (ответы детей)
– А кто сочиняет музыку?
– Музыку сочиняют композиторы.
– Чем рисуют художники?
– Художники рисуют красками.
– А можно ли нарисовать картину музыкальными звуками?
– … (ответы детей)
– Чем рисует музыкальную картину композитор?
– Композитор рисует звуками.
Сегодня у нас музыкальная встреча со сказочными картинами, которые нарисовал звуками музыки известный всему миру великий русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский (Слайд № 2).
А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор (это тот, кто придумывает разные проекты – домов, мостов, разных сооружений). Звали его Виктор Александрович Гартман. Он создал много разных проектов, нарисовал много рисунков, акварелей, театральных декораций, даже театральных костюмов. И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. Среди посетителей был и Модест Петрович Мусоргский (Слайд №3). Работы художника Гартмана произвели на композитора такое сильное впечатление, что он решил создать музыкальную прогулку по воображаемой выставочной галерее. Так на свет появилась серия музыкальных картин – сюита «Картинки с выставки». Слово «сюита» для вас новое, непонятное. Что же оно обозначает? Это очень легко запомнить: сюита – одно произведение (Слайд №4), в котором один общий замысел, но много отдельных самостоятельных частей. В сюите «Картинки с выставки» посетитель выставки вместе с композитором как бы прогуливается от одной картины к другой: (кликнуть мышкой) вот сказочный гном, а вот старый замок, а вот дети, играющие в парке, а вот мрачное холодное подземелье – Римские катакомбы, а вот часы в виде избушки на курьих ножках, а вот костюм смешных вылупляющихся из скорлупы цыплят. А вот архитектурный проект городских ворот в городе Киеве – древней столице русского государства. Под музыку прогулки, спокойную и размеренную, мы представим, что идем по этой выставке. Включить пьесу «Прогулка». Дети проходят и садятся на стульчики.
Очень интересную сказочную музыкальную картину решил написать Мусоргский, когда увидел на выставке эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. (Слайд №5)
А кто хозяйка избушки?
– Хозяйка избушки на курьих ножках – Баба Яга! (кликнуть мышкой)
Композитор немного пофантазировал и изобразил в пьесе эту самую хозяйку избушки на курьих ножках – Бабу Ягу. Сейчас мы с вами с помощью музыки Мусоргского, которая звучит в мультфильме «Картинки с выставки», отправимся вместе с Машенькой в лес, где и встретим Бабу Ягу. В мультфильме герои не произносят ни одного слова, за них говорит музыка. Музыка изображает, как Баба Яга резко отталкивается от земли и начинает свой полет. А что произойдет дальше, послушаем и посмотрим.
Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»
Вопросы для беседы:
- Вы не испугались Бабу Ягу?
- Какой характер у Бабы Яги?
- Какими музыкальными красками (звуками) рисует композитор образ Бабы Яги? (резкими, громкими, отрывистыми… Баба Яга злая, она обижает маленьких зверюшек)
- Как изменился характер музыки, когда в лесу появилась Машенька? (Музыка стала тревожная, таинственная, мрачная, потому что в лесу девочке страшно.)
- Как Машенька очутилась в избушке на курьих ножках?
- Кто помог Машеньке убежать от Бабы Яги?
Распределить роли между детьми: Баба Яга, Машенька, зайчик, медвежонок, ежик, лисичка. Кому не хватило ролей персонажей мультфильма, исполняют роли ветра, радуги, лесных цветов. Надеть атрибуты, вместе с детьми придумать движения и выполнять их под музыку.
Импровизация на музыку «Избушка на курьих ножках»
Вот Машенька с помощью зверят убежала от злой Бабы Яги. Она вышла на тропинку, увидела еще один домик, но сразу заходить не стала, решила сначала проверить, нет ли там какой-нибудь опасности. И что же она там увидела? Очень забавную сценку: цыплята, едва вылупившись из яиц, устроили в курятнике самый настоящий балет (слайд №6). Модест Петрович Мусоргский увидел на выставке рисунок своего друга художника – эскиз балетных костюмов в виде птенцов в яичной скорлупе. Композитор пофантазировал и сочинил пьесу, которая так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».
Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Балет невылупившихся птенцов»
Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда слушали музыку и смотрели, как цыплята вылупляются из яиц и сразу начинают танцевать.
Вопросы для беседы:
– А почему вам было весело?
– Нам было весело потому, что музыка веселая, смешная.
– Расскажите, как танцевали цыплята? Лл
– Сначала появляются мальчики-цыплята, - у них скорлупки, как шапочки, - а потом девочки, - у них скорлупки-юбочки. Они смешно кружатся парами, подпрыгивают на лапках, а мама-курица за ними наблюдает.
– А вы сможете потанцевать, как цыплята? Сначала вылезти из скорлупы, потом немножко отряхнуться, потом найти себе пару и покружиться с ней в танце. Попробуем?
Танец-импровизация «Балет невылупившихся птенцов»
Надевают шапочки цыплят и танцуют (желающие) мальчики и девочки парами.Те дети, кто не участвует в танце, изображают Машеньку, наблюдающую за цыплятами.
Какие у нас замечательные цыплята-артисты!
Мы продолжаем нашу прогулку по выставке музыкальных картин. Завершает сюиту «Картинки с выставки» пьеса «Богатырские ворота в стольном городе Киеве».
(Слайд № 7) На рисунке художника Гартмана изображены величественные ворота: глава со звонницей, как богатырский шлем, а украшение над воротами в виде женского головного убора – кокошника. Музыка пьесы величественная, торжественная, наполнена светом и радостью.
А сейчас я приглашаю двух архитекторов собрать макет богатырских ворот в стольном городе Киеве.
Под музыку «Богатырские ворота» на магнитной доске собираем пазл.
ИТОГ: Взять медальки (картинки Гартмана к пьесам Мусоргского) и вручать детям, отвечающим на вопросы и участвующим в дискуссии. Медальки должны получить все.
Слайд №8
Вопросы для беседы:
– Дети, на выставке каких картин мы сегодня побывали?
– Как называют музыканта, который сочиняет музыку?
– Как зовут композитора, который создал эти музыкальные картины?
Слайд №9
– Какое вы узнали красивое новое слово, обозначающее произведение, в котором много отдельных пьес, объединенных общим замыслом?
– Как называется сюита, пьесы из которой вы сегодня слушали?
– Какие названия пьес вы запомнили?
– Расскажите о них.
Слайд №10
М.р.: Наша встреча со сказкой подошла к концу. До свидания, сказка, которая живет в музыке, до следующей встречи!
(поет): До свиданья!
Дети (поют): До свиданья!
Слайд №11
Дети покидают зал под музыку «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки».
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 37 муниципального образования Кореновский район
Тематическое занятие в подготовительной к школе группе из цикла «Сказка в музыке живет».
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».
Музыкальный руководитель
Тарасова Л.Б.
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка живет во мне
В статье поясняется о роли музыки в жизни детей, о ее восприятии и о том, как важны музыкальные занятия для полноценного развития дошкольников....
Проект на тему Там где музыка живет" для младшей группы (3 до 4 лет)
гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений.гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное накопление им музыка...
Сказка в музыке живет
конспект нод...
Конспект ООД по музыке "Всюду музыка живет"
Конспект ООД по музыке для подготовительной группы "Всюду музыка живет"...
Музыка живет в семье.
Рекомендации для родителей....
музыкальное занятие "музыка живет в тебе" подготовительная группа
дети знакомятся с музыкальными произведениями...
Методическая разработка Проект "Подвиг Ленинграда в музыке живет..."
Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда. Память о героизме ...