Анализ ФГОС и ФГТ
консультация по теме
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС ДО, Стандарт), во многом преемственен федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы ДО, утвержденным приказом Минобрнаук России от 23.11.2009 №655(далее ФГТ) однако в нем имеются существенные отличия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_fgos_i_fgt.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ
центр развития ребенка
детский сад №45 «Колосок»
Сообщение на тему:
«Физическое развитие детей в условиях дошкольной образовательной организации: анализ ФГОС ДО и ФГТ»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Денисенко Анна Викторовна
г.Подольск
2015год
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС ДО, Стандарт), во многом преемственен федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы ДО, утвержденным приказом Минобрнаук России от 23.11.2009 №655(далее ФГТ) однако в нем имеются существенные отличия.
Основные положения ФГОС ДО и ФГТ
Для успешного введения Стандарта педагогам важно понимать, каково основное назначение данного документа и его отличие от ФГТ.
ФГТ определяли структуру основной общеобразовательной программы ДО.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к ДО и включает ряд требований:
- К структуре образовательной программы и ее объему
- К условиям реализации и результатам ее освоения
Теоретико-методологической основой 2х документов являются «культурно-исторический, системно-деятельностный подходы, учение о структуре и динамике психологического возраста и теория периодизации психологического развития ребенка, определяющей возрастные психологические особенности развития личности»
ФГТ служили основой для разработки примерной общеобразовательной программы ДО, примерной основой общеобразовательной программы ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт является основой:
* для разработки образовательной программы
* разработки вариативных примерных образовательных программ ДО
* разработки нормативов финансового обеспечения реализации образовательной программы и нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере ДО
* объективной оценки соответствия образовательной деятельности образовательной организации требованиям Стандарта
* оказании помощи родителям в воспитании детей , охране и укреплении их физического и психологического здоровья в развитии индивидуальных способностей и необходимой координации нарушений их развития
* формирование содержания профессионального образования и дополнительного проф.образования педагогических работников, а так же проведения их аттестации.
Если сравнить задачи анализируемых документов, то образовательная программа в соответствии с ФГТ была направлена на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно – психическое и физическое эмоциональное благополучие.
Так же важным отличием ФГОС ДО является сокращение количества образовательных областей до 5:
- Социально-коммуникативное
- Познавательное
- Речевое
- Художественно – эстетическое
- Физическое развитие (вместо «физической культуры» и «здоровья»)
Во ФГОС ДО задачи физического развития решаются в 3х направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляция в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
В ФГТ когнитивный компонент представлен шире – «формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», а во ФГОС ДО говориться только лишь о «формировании начальных представлений о некоторых видах спорта».
Говоря о модели организации образовательного процесса, следует отметить, что ФГТ предусматривали комплексно-тематическую модель (совместная игра взрослых и детей, проектирование на неделю) и учебную модель детей 6-7 лет, предусматривающую организацию и проведение учебных занятий.
ФГОС ДО так же предусматривает комплексно- тематическую модель. Кроме того, в Стандарте акцентируется внимание на предметно-средовой модели, состоит в создании условия ребенка, а именно создании предметно-пространственной развивающее образовательной среды.
В отличии от ФГТ в Стандарте не прописаны конкретные формы организации образовательного процесса.
Важные позиции содержания ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Главным источником развития личности в соответствии с ФГОС ДО является предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды, трансформируемость пространства и полифунцинальность материалов.
Педагог выстраивает взаимодействие с ребенком в «совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности».
«Проверяющий должен будет выявлять, и анализировать целесообразность выбора педагогом тех или иных способов поддержки и организации взаимодействия детей... Более жестко на предмет соответствия программе могут быть проверены санитарно-гигиенические условия, степень их благоприятствования развитию ребенка; предметно-пространственная среда - степень того, насколько она способствует развитию и позволяет достичь целевых ориентиров Стандарта; компетентность педагогических кадров в планировании своей работы».
В разделе «Требования к кадровым условиям реализации Программы» Стандарта говорится о том, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей.
Эти компетенции.
1. обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
В процессе двигательной деятельности педагог может умело корректировать эмоциональное неблагополучие ребенка с помощью деликатного обращения к нему, подбора игровых упражнений и партнера. Так, агрессивного ребенка, который часто испытывает гнев необходимо часто хвалить и подбадривать в присутствии других детей, подбирать задание, которое он хорошо умеет делать, выполнять упражнение в паре с ним, привлекать к оказанию помощи другим детям.
2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
В методике физического воспитания выделяется индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предусматривает объединение их в сходные по ряду признаков подгруппы:
- по состоянию здоровья (первая, вторая, третья группы здоровья
- уровню двигательной активности (гиперактивные, малоподвижные, дети с нормой),
- уровню сформированности психофизических качеств (высокий, средний, низкий).
Благодаря совместной работе инструктора по физической культуре и педагога-психолога возможно выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Все это позволит продуктивно построить систему отношений «педагог - ребенок»: выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки.
3. установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях через:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников.
Сокольникова М.Н. в диссертационном исследовании обосновала три этапа процесса воспитания доброжелательных отношений дошкольников к сверстнику на занятиях физической культурой.
Первый этап направлен на накопление первичного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях и создание единства представлений детей о данных отношениях, их значении для эффективной совместной двигательной деятельности при условии активной обучающей и направляющей роли взрослого.
Главное внимание на втором этапе уделяется целенаправленной организации опыта доброжелательных отношений, который обеспечивает дифференцированный подход к подгруппам детей с учетом уровня освоения данных отношений и создания атмосферы широкой доброжелательности на физкультурных занятиях.
На третьем этапе продолжают широко и вариативно использоваться ситуации, требующие сложных и самостоятельных форм взаимодействия: от умения понять эмоциональное состояние сверстника, заметить затруднение, к умению поддержать партнера жестом, словом, положительной оценкой и т. п., оказать конкретную помощь.
4. построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.
Сегодня важно в организованной образовательной деятельности с детьми использовать следующие активные методы развития: игровые упражнения, дидактические игры с движением, двигательные загадки, парадоксы, проблемные ситуации, экспериментирование и исследование, метод проектов.
5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В рамках исследования С.С. Прищепы определены и апробированы соответствующие направления и формы:
■ диагностические (групповые: родительские конференции; индивидуальные: анкетирование, интервьюирование, беседы, опросы);
■ познавательные (групповые: психолого-педагоги- ческие тренинги, круглые столы, практические семинары; информационно-просветительские: информационные ширмы, баннеры, тематические выставки, информационные буклеты, газета ДОО
■ информационные (групповые: родительские собрания, беседы; наглядно-информационные: рекламные буклеты, визитная карточка ДОО, информационные стенды, фотовыставки, интернет-ресурсы);
■ досуговые (групповые: физкультурные праздники и досуги с участием детей и родителей; семейнотворческие: семейные проекты (рукописные книги, дневник наблюдений за ребенком, семейные альбомы-копилки)).
Согласно положениям ФГОС ДО педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуются субъект-субъектные отношения.
В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе инструктора по физической культуре являются команды, распоряжения, указания, сигналы и т. д., посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый. Для развития инициативы, двигательного творчества и самостоятельности детей важно применять метод проблемного обучения, игровой и соревновательный методы.
Трудности введения ФГОС ДО
В мае 2014 г. на межрегиональном семинаре - совещании по обсуждению проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования среди проблем, возникающих на местах при введении ФГОС ДО, руководитель центра ФГАУ «ФИРО» Н.В. Тарасова выделила следующие:
- психологические - неприятие идеологии ФГОС ДО; неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения;
- дидактические - неготовность педагогов организовать детскую деятельность;
- организационно-методические - отсутствие опыта проектирования и реализации ООП;сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы;
- материально-технические и кадровые - недостаточное материально-техническое обеспечение, неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства.
Рассматривая вопросы физического развития детей в контексте ФГОС ДО, важно отметить проблему, связанную с неоднозначной трактовкой содержания образовательной области «Физическое развитие» в документе.
Так, несправедливо в содержании Стандарта образовательная область «Физическое развитие» находится на последнем месте, несмотря на то что задачи оздоровления и физического воспитания всегда были и остаются первостепенными в реализации образовательного процесса в ДОО.
Название образовательной области «Физическое развитие» достаточно сужено в отличие от понятия «физическая культура».
, в учебном пособии «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» Э.Я. Степаненковой дается трактовка понятия «физическое развитие» в двух значениях:
- в более узком смысле - совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений;
- в более широком - развитие психофизических качеств.
«Физическая культура - часть общей культуры общества... направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, совокупность материальных и духовных ценностей в области физического совершенствования».
Кроме того, в тексте Стандарта можно обнаружить подмену понятий.
Так, «Конкретное содержание образовательных областей... может реализовываться в различных видах деятельности... в младенческом возрасте... двигательная активность» вместо «двигательная деятельность».
Необходимо различать эти понятия:
■ двигательная активность - основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка;
■ двигательная деятельность - деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка, которая является средством разностороннего развития детей.
К сожалению, в тексте ФГОС ДО не прописаны методы организации самостоятельной деятельности детей.
В содержании целевых ориентиров речь не идет ни о сформированной мотивации к двигательной деятельности, ни о сформированных психофизических качествах.
Все это также может сказаться на эффективности работы педагогических коллективов по реализации ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ обще- образовательной программы по музыке ФГОСа и музыкального направления ФГТ.
Сравнение содержания образовательных курсов по музыке в школе и в детском саду....
Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования
SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагопр...
Методика SWOT-анализа на педагогическом совете по теме: ФГОС дошкольного образования
SWOT- анализ – метод маркетингового анализа в видепроцедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагопри...
Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...
Презентация. "Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ"
Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ...
Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГТ
Дошкольное образование теперь является первой ступенью общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется ФГОС. Мы не успели привыкнуть к Фнднральным госуда...
Сравнительный анализ ФГОС НОО и ФГОС ДО
Сравнительный анализ...