проект по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" "Классическая музыка детям"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Проект по образовательной области «художественно-эстетическое развитие «Классическая музыка детям».
Для эффективной воспитательно- образовательной работы я выбрала:
Проект «Классическая музыка детям»
Образовательная область: «художественно-эстетическая» «Музыка»
Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители, преподаватели и ученики музыкальной школы, студенты НОКК
Актуальность проекта: Тема «Классическая музыка» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки. Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными шоу.
Новизна проекта: реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности;
в своей педагогической деятельности я придерживалась следующих принципов:
Гуманизации.
Целостности
Системности
Последовательности
Тематичности
Интеграции
Адаптации
: Цель проекта:
содействовать совершенствованию музыкально-художественной культуры и формированию творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей, посредством слушания классической музыки
Задачи проекта:
способствовать расширению знаний детей о классической музыке и композиторах, о произведениях разных эпох, стилей и жанров, о различных музыкальных инструментах, в том числе и народных.
содействовать развитию музыкальных способностей, эстетического вкуса, умению проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку
Способствовать развитию креативности всех участников проекта,
в т. ч. родителей и педагогов.
формировать единый детско-взрослый коллектив.
Воспитывать любовь к искусству
Предполагаемые результаты:
Сформированное эмоционально-оценочное отношения к музыке.
Развитое образное мышление и творческое воображение.
Творческое самовыражение воспитанников.
У детей развитая коммуникативная способность, творческая инициатива, сообразительность, самостоятельность.
На подготовительном этапе, для успешной реализации проекта были организованы:
. Анализ резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта.
Педагогическое обследование детей
Анкетирование родителей
Круглый : Творческая встреча по образовательному проекту с преподавателями музыкальной школы.
. Подбор методического материала, фонотеки, картотеки презентаций по творчеству композиторов,
Подбор дидактических игр, в том числе интерактивных.
Перспективное планирование
Пополнение предметно-развивающей среды
Изготовление, атрибутов масок для музыкальных игр-драматизаций и театральных постановок
Разработка разных видов занятий.
Для реализации основного этапа проекта, мной были определены следующие формы в регламентированной деятельности.
Разные виды занятий
Такие как: цикл занятий- бесед о композиторах классиках, об инструментах симфонического оркестра, о старинных и народных инструментах.
Цикл комплексно-тематических занятий «О чем рассказывает музыка» о настроении в музыке.
Интегрированное занятие «Легенда о Юноше и Свече» из цикла «Музыка — язык наших чувств»
Цикл интегрированных занятий «Времена года» П. И. Чайковского и А. Вивальди.
Цикл интегрированных занятий по балету «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского
Тематическое занятие по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Так же культурно -досуговые мероприятия
Концерт-беседа «Путешествие в волшебный мир музыки»
Музыкальная гостиная «В королевстве музыкальных инструментов»
Музыкальная викторина «Что услышал композитор»
Театральная постановка музыкальной сказки «Волшебные звуки», «Красная шапочка».
Музыкальная гостиная «Весенняя нежность» слушание музыкальных произведений в исполнении воспитанников ДМШ (фортепиано, струнные) таких композиторов как, Э. Григ, П. И. Чайковский, Р. Шуман, М. Мусоргский, М. Глинка, В. А. Моцарт.
Посещение с детьми отчётного концерта музыкальной школы.
В совместной деятельности с воспитателем осуществлялось
Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки» и беседы о ней
Релаксационные паузы (музыкотерапия)
Фоновая музыка
Художественное творчество (дети рисуют музыку)
Составление альбомов с рисунками по музыкальным произведениям (по «Детскому альбому», по «Временам года», по балету «Щелкунчик»)
Использование художественной литературы (чтение стихов, рассказов, сказок)
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме проекта.
Просмотр видео материала: балетов музыкальных сказок, мультфильмов по теме.
Использование музыкально-дидактических игр, в том числе и интерактивных.
В самостоятельной деятельности по моим наблюдениям дети с удовольствием проводят время у музыкального уголка. Успешно используют музыкально- дидактические игры, с радостью на детских музыкальных инструментах, рассматривают иллюстрации, карточки. Под музыку в танцевальных движениях изображают музыкальные образы, пользуются атрибутами для танцев, используют и маски. в импровизированные «Концерты» (исполнители и слушатели). Просят воспитателя включить им то или иное музыкальное произведение.
Методы и приёмы я использую, как средство - направленное на развитие
опыта отношения к музыке
овладение определённых знаний и умений
формирование интереса и потребностей
развитие музыкальных способностей, памяти и мышления.
Построение непрерывно непосредственной образовательной деятельности основано на личностно-деятельном и мотивационном подходах и с использованием различных методов:
Общедидактических методов они подразделяются:
По источнику знаний:
Наглядные, словесные, практические
По характеру познавательной деятельности:
объяснительно- иллюстративные
проблемные, частично-поисковые
также очень эффективны игровые методы:
творческие, образно-ролевые, музыкально- дидактические, музыкальные игры-фантазии, игры-путешествия в мир звуков.
Музыкальные методы:
Эмоциональной драматургии, «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному, опора на внемузыкальные компоненты.
Также эффективно условно-схематическое и условно-образное моделирование, методы закрепления знаний. Использование карточек и кубиков с изображением эмоций, характера музыки, для определения стиля, жанра, темпа, ритмических особенностей музыкального произведения. Например, бегущий ребёнок и медленно идущий, для определения темпа, смены частей в музыке. Карточки песня, танец, марш; классическая, народная и современная музыка.
Рисование характера, настроения музыки, мелодической линии. Изображение музыки в цвете.
Очень актуален в моём проекте метод пластического интонирования. Учёные – музыковеды Елена Юрьевна Волчегорская и Вероника Коэн доказали, что для большинства детей более естественным и «удобным» является восприятие музыки через движение. Превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы, в активную. Методика «Зеркала» - это воплощение звучащей музыки в жесте.
«Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка».
Этот метод применяется в два этапа: 1 этап – накопление жестов,
2 этап – создание собственных зеркал.
Все эти методы очень эффективны с использованием ИКТ. Я использую показ презентаций о композиторах, о музыкальных инструментах. Изображение картин художников и иллюстраций к музыкальным произведениям. Приход сказочного персонажа, мульт-героя на экране, или видео- письмо. Так же очень эффективны задания, которые выводятся на экран и интерактивные музыкально-дидактические игры.
Главное место в музыкальном воспитании детей принадлежит, конечно же семье. Для этого мной были созданы условия для активного участия родителей в проекте.
Выступление на родительских собраниях
Семинар - практикум «Роль музыки в жизни ребёнка»,
Мастер-класс «Музыкальный оркестр своими руками»
Консультации и презентации для родителей на сайте детского сада, в папках передвижках, на информационных стендах, газета «До-ми-солька»
Брошюры и буклеты для родителей «Как научить ребёнка слушать музыку? »
«Музыкотерапия. Музыкальная »
Составление кроссворда по композиторам и музыкальным сказкам.
Анкетирование
Организация музыкальных гостиных и активное участие родителей в совместных мероприятиях
Организация посещения театров, концертов классической музыки (моя задача и воспитателей сообщать родителям о предстоящих концертах, представлениях, мероприятиях и т. д.)
Организация фото и художественных выставок:
«Мы рисуем музыку», фото-отчёт «Первые шаги в театр» (совместно с родителями) .
Очень большим спросом пользуется «Музыкальный киоск», в котором собраны диски с различными музыкальными произведениями. Родители берут на 2-3 дня диск для совместного прослушивания с ребёнком.
Для более успешной реализации проекта было организовано взаимодействие с социумом
Посещение концерта «День музыки» (выступление детей и педагогов ДМШ, выступление студентов НОКК)
Посещение концерта Борского композитора Натальи Нестеренко
Музыкальная гостиная «Весенняя нежность»
Посещение отчетного концерта музыкальной школы.
Дети в благодарность подготовили подарки и открытки для детей и преподавателей музыкальной школы.
Музыкально-образовательная среда – ведущее средство музыкального образования детей характеризуется творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением:
Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, разнообразная фоно и видеотека.
Детские музыкальные инструменты, в том числе сделанные руками детей с родителями.
Иллюстрации к музыкальным произведениям.
Музыкально-дидактические игры.
Музыкальный конструктор, схемы, карточки и кубики для моделирования.
Пиктограммы на определение эмоций.
Музыкальная шкатулка, музыкальный домик, волшебный цветок.
Всё это должно соответствовать критериям качества:
1. Качество содержания
2. Качество структуры
3. Качество функционального и эмоционального комфорта детей.
Творческая музыкально-образовательная среда обеспечивает формирование у каждого ребёнка не только специальных знаний умений и навыков, но и, прежде всего, развитие интегративных качеств, а также креативности, способности реализовать себя в разнообразных сферах музыкальной деятельности.
Интеграция – это объединение разных видов деятельности в один процесс.
Представленный опыт помог сделать процесс слушания музыки у дошкольников развивающим, интересным, отвечающим современным психолого-педагогическим требованиям.
Результативность у детей:
Сформированное эмоционально-оценочное отношения к музыке.
Развитое образное мышление и творческое воображение.
Активно проявляется творческое самовыражение.
Сформировалась коммуникативная способность, творческая инициатива, сообразительность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golubeva_ekaterina_yurevna.pptx | 2.6 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовительный этап: Подбор методического материала, фонотеки, картотеки презентаций по творчеству композиторов, музыкально- дидактических игр, в том числе и интерактивных. Тематическое планирование Пополнение предметно-развивающей среды Изготовление костюмов для музыкальных игр-драматизаций и театральных постановок Педагогическое обследование детей Анкетирование родителей Разработка разных видов занятий(интегрированных, тематических, комплексных и т.д.) Анализ резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта.
О сновной этап формы реализации проекта в регламентированной деятельности Т ематические, комплексные, доминантные, индивидуальные интегрированные и сюжетно-игровые занятия М узыкальные гостиные, музыкальные концерты-беседы Музыкальные викторины Музыкальные театральные постановки Итоговое мероприятие З анятия Мероприятия
Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки» и беседы о ней. Релаксационные паузы (музыкотерапия) Фоновая музыка Рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме проекта. Просмотр видео материала. Художественное творчество(дети рисуют музыку). Использование художественной литературы(чтение стихов, рассказов, сказок) Использование музыкально-дидактических игр, в том числе и интерактивных. Основные формы реализации проекта в нерегламентированной деятельности В совместной деятельности В самостоятельной деятельности
Методы и приёмы, используемые в работе Использование ИКТ Построение ННОД на личностно - деятельном подходах Общедидактические По источнику знаний По характеру познавательной деятельности Музыкальные
Основные формы реализации проекта нерегламентированной деятельности Выступление на родительских собраниях . Консультации для родителей на сайте детского сада, в папках передвижках, на информационных стендах. Анкетирование Организация музыкальных гостиных и активное участие родителей в совместных мероприятиях. Фото и художественные выставки. «Музыкальный киоск». Брошюры и буклеты. Организация посещения театров, концертов классической музыки. Встречи с преподавателями и учениками музыкальной школы, студентами НОКК и их выступления. Итоговое мероприятие Взаимодействие с семьёй Взаимодействие с социумом
Музыкально-творческая среда характеризуется творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением Информационный фактор играет значительную роль в становлении креативности ребенка Социальный фактор: музыкальный руководитель – воспитатель – сверстники ребенка Эмоциональный фактор также весьма важен в среде музыкального занятия Качество содержания Качество функционального и эмоционального комфорта К ачество структуры Критерии качества предметно-развивающей среды
Заключительный этап. Результативность Представленный опыт помог сделать процесс слушания музыки у дошкольников развивающим, интересным, отвечающим современным психолого-педагогическим требованиям. Результаты детей: Сформированное эмоционально-оценочное отношения к музыке. Развитое образное мышление и творческое воображение. Творческое самовыражение воспитанников. У детей развитая коммуникативная способность, творческая инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 5-6 лет
Рабочая программа художественно-эстетической направленности. Образовательная область "Музыка" для детей 5-6 лет...
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 6-7 лет
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 6-7 лет....
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 4-5 лет.
Рабочая программа "Образовательная область "Художественно-эстетическая. Вид деятельности "Музыка".дети 4-5 дет....
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 3-4 лет.
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 3-4 лет....
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 2-3 лет.
Рабочая программа. Образовательная область "Художественно-эстетическая". Вид деятельности "Музыка". Дети 2-3 лет....
Конспект Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка» Средняя группа Тема: «Солнечная музыка весны»
Валеологическая песенка – распевка «Здравствуйте»Игровое упражнение «Кап дили- дили дон»Песня «Солнечная»Песня «Мама-солнышко мое»Хоровод «В...