Образовательная программа "Растим патриотов"(для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Буторина Ирина Борисовна

Образовательная программа "Растим патриотов".

Этой программой, которую я писала для детей своей группы поможет вам вырастить маленьких патриотов нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komitet_po_obrazovaniyu_sankt.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Отдел образования Фрунзенского района

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение № 103 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

        Образовательная программа

        «Растим патриотов России».

                                                                        Автор программы: Буторина Ирина Борисовна

        воспитатель ГБ ДОУ № 103

                       Санкт- Петербург  

            2014

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.

Пояснительная записка.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.

Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Актуальность и практическая значимость предлагаемой авторской программы подкрепляется также результатами ОЭР,  проводимой в ДОУ 103 по теме «Использование психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций как фактора, обеспечивающего повышение здоровья детей дошкольного возраста». Результаты, полученные  в ходе обследования, проведенного в  2012-2013 году, позволили  выявить  «проблемные сферы» в структуре личностных компетенций дошкольников разного возраста и определить основные направления  педагогического сопровождения  детей соответствующих возрастных группы. Для  детей старшего  дошкольного возраста (5-7 лет)  к таким  сферам  были отнесены: волевые, креативные, духовные и  эмоциональные компетенции. Для детей  младшего дошкольного возраста (3-5 лет) коммуникативные, волевые, интеллектуальные и эмоциональные компетенции.  

Программа ОЭР ДОУ № 103 строится на холистической  модели здоровья В.А. Ананьева «Цветок потенциалов», предполагающей гармоничное раскрытие целой группы здоровьесберегающих потенциалов имеющих значение для соматического и псхологического благополучия  личности.

Под компетентностями ребенка в области здоровья понимается многоуровневая система,  объединяющая его личностные, духовные, психические и физические возможности ни одной из которых нельзя пренебрегать, каждая из которых обеспечивает соматическое и психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста:

  1. Интеллектуальные компетенции (интеллектуальный аспект здоровья) – способность ребенка приобретать знания, усваивать умения и использовать их на практике, владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
  2. Волевые компетенции  (личностный аспект здоровья) – предполагает формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя. Включает такие параметры как позитивную самооценку ребенка, оптимальный уровень притязаний, высокую мотивацию к выполнению учебной деятельности
  3. Эмоциональные компетенции (эмоциональный аспект здоровья) – способность ребенка распознавать и цивилизованно выражать свои чувства, быть свободным от страхов,  уметь справляться с агрессивными тенденциями в поведении.
  4. Телесные компетенции (соматический аспект здоровья) – способность ребенка к спонтанному, естественному телесному поведению, устойчивость тела, уравновешенность, принятие своего внешнего облика. Для ребенка этот аспект включает изучение «телесной топографии», освоение простейших приемов психосоматической регуляции, получение удовольствия от взаимодействия с телом через физические и танцевальные мероприятия. Здесь можно говорить и о формировании первичных представлений ребенка о правильном выборе режима и форм питания.
  5.  Коммуникативные компетенции (социальный аспект здоровья) – включает развитие коммуникативных навыков ребенка, повышение культурных навыков в процессе общения с детьми и взрослыми, развитие социальной смелости, осознание ребенков своих  прав и обязанностей.
  6. Креативные компетенции (творческий аспект здоровья)– способность ребенка к созидающей активности, его умение творчески самовыражаться и адаптироваться к неожиданным жизненным ситуациям. Данный аспект включает развитие возможности ребенка генерировать новые идеи и креативные образы,  позволяет выявлять и поддерживать проявления детской одаренности
  7. Духовные компетенции (духовный аспект здоровья) – понимается как развитие духовной природы ребенка, связанной с желанием творить добро, отстаивать справедливость. Это направление связано и с развитием экологических представлений, художественно-эстетических возможностей ребенка, приобщением к традициям русской национальной  культуры.

Цель и задачи программы: развитие волевых, эмоциональных, духовных и коммуникативных компетенций старших дошкольников как личностного превентивного ресурса здоровьесберегающего поведения. Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к

своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных

особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя

своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного

отношения к представителям других национальностей.

 Новизна данной программы заключается в следующем:

• в использовании современных образовательных технологий, опытно-экспериментальной деятельности, которые отражены в принципах обучения;

• формах и методах обучения;

• содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям;

• создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культур

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?

2.Основные задачи программы

Задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с  родным городом.

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

3. Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у

подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ

взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

Закон РФ «Об образовании».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.

        Программа рассчитана на две возрастные группы: с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов.

Продолжительность, место реализации программы

        Программа рассчитана на учебный год, объем в часах индивидуален для каждой группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Продолжительность занятия: 20-25 мин – старшая группа, 25–30 мин – подготовительная группа.

        Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слушать музыку, поют, танцуют, играют, участвуют в праздниках.
  2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстраций, рисуют разными материалами.
  3. «Социальный мир», где дети знакомятся с литературными произведениями, слушают рассказы о защитниках страны, беседуют, знакомятся с явлениями общественной жизни.

Авторская программа основана на принципах:        

-комплексного подхода к решению дидактических и развивающих задач;

-экологичности и многофункциональности использования дидактических материалов;

-соответствия используемых форм и методов работы возрастным особенностям развития дошкольника;

-личностно-деятельного подхода

 Состоит из 8 блоков:

Блок 1. Тема: «Моя семья»

Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»

Блок 3. Тема: «Я живу в городе Санкт-Петербурге»

Блок 4. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»

Блок 5. Тема: «День защитников Отечества»

Блок 6. Тема: «Моя любимая мамочка»

Блок 7 Тема: «Наши космонавты»

Блок 8. Тема: «Этот день Победы»

Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания

Блок 1. «Моя семья»

  1. Работа над понятием «семья».
  2. Рассказы родителей о семейных традициях.
  3. Беседа: «Что обозначает имя твоё».
  4. Беседа: «Права ребёнка».
  5. Построение генеалогического древа семьи.

Блок 2. «Я люблю свой детский сад»

  1. Беседа: о профессиях людей, работающих в детском саду.
  2. Составление схемы «Я иду в свой детский сад».
  3. Изготовление для малышей книжек – малышек.
  4. Экскурсия в библиотеку района.
  5. Беседа: «Наши добрые дела».

Блок 3. «Я живу в городе Санкт-Петербург».

  1. Беседа «Мой город – Санкт-Петербург ».
  2. Символы  и символика Санкт-петербурга.
  3. достопримечательности нашего города.
  4. Значимые события из жизни города.

     

Блок 4. «Наше государство – Российская Федерация»

  1. Беседа «Наша Родина – Россия».
  2. Символы и символика России.
  3. Россия-многонациональная страна.
  4. Обычаи и традиции России.

Блок 5. «День защитника Отечества»

  1. Беседа «Наша Армия родная».
  2. «В здоровом теле - здоровый дух».
  3. Совместное спортивное мероприятие – детей и родителей.

Блок 6. «Моя любимая мамочка».

  1. «Мамы всякие важны – мамы всякие нужны». Рассказы детей о своих мамах и их профессиях.
  2. Рисование «Портрет мамы».
  3. Праздничный концерт для любимых мам.

Блок 7. «Наши космонавты».

  1. Беседа «Первый космонавт» (Ю.А.Гагарин).
  2. «Путешествие на космической ракете». Интегрированное занятие.

Блок 8. «Этот день Победы»

  1. «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда буду я!» беседа о великом празднике.
  2. Праздничный концерт «Этот День Победы!».
  3.  Рисование  мелом на асфальте «Салют».
  4.  Экскурсия к памятнику.

3.Содержание занятий

Содержание занятий подобрано в соответствие с основными направлениями работы в контексте здоровьесберегающего поведения:…

Месяц

Тема

Форма и содержание работы

Сентябрь

Работа над понятием «Семья»

Цель. Укрепление  связи  поколений в семье, воспитание уважения к представителям старшего поколения.

Чтение стиха Я. Акима «Моя родня»; чтение заранее подготовленных стихов о сестрёнке братишке бабушке маме папе и т.д.  

Рисование на тему: «Моя семья»

Рассказы составленные родителями вместе с детьми  «Наши традиции»

Беседа «Что означает имя твоё?»

Знакомство детей с их правами-беседа.

Составление генеалогического древа семьи и выставка их; сюжетно-ролевая игра»Моя семья»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад»

Цель. Знакомство  с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.

Беседа о профессиях людей которые работают в детском саду и об их важности; экскурсии по детскому саду; изготовление книжек-малышек для младших дошкольников; уборка сухих листьев на территории детского сада; рисование на тему «Мой любимый детский сад»; чтение и исполнение песен о детском саде.

Ноябрь

« Я живу в городе Санкт-Петербурге»

Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.

Беседа о городе: об истории создания об основателе  и почему так назван город; познакомить с символикой города- герб гимн  флаг; рисование флага города; виртуальные экскурсии по достопримечательностям Санкт-Петербурга; составление рассказа о любой понравившейся достопримечательности; беседы о значимых датах нашего города: создание наводнения пожарах о блокаде; рисуем свой город; настольно-печатные игры: «Петербургское лото» «Собери памятник» «Узнай по силуэту»

Декабрь

«Наше государство – Российская  федерация»

Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.

Беседа: «Наша родина-Россия»;рисование «Моя Родина»; чтение стихотворения Матусовского «С чего начинается Родина?»; знакомство с символами России: столица Москва президент Красная площадь; с символикой России: флаг гимн; рисование флага России; слушание гимна; чтение стихов о природе России; рассматривание репродукций иллюстраций;

Январь

Беседа о многонациональности нашей страны; знакомство с картой нашей страны;

Беседа «здравствуй зимушка!»; проведение народных игр: гори гори ясно» «тень на плетень» и т.д.; разучивание русских народных песен частушек танцев; рождественские развлечения

День памяти и скорби –просмотр документального кино о блокаде; вечер памяти;

Февраль

«День защитника отечества»

Цель. Знакомство детей с тем, кто такие защитники Отечества.

Беседа «Наша армия родная»; рассматривание иллюстраций с военной техникой; слушание и разучивание песен о военных; рассказы детей о своих дедушках папах кто служил или воевал; изготовление подарков для пап и дедушек; «в здоровом теле-здоровый дух»-спортивное развлечение детей; «школа молодого бойца»-совместное развлечение детей и пап.

Март

«Моя любимая мамочка»

Цель. Расширение  знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.

Беседа «Мамы всякие важны-мамы всякие нужны»-рассказы детей о своих мамах и их профессиях; чтение стихотворений о маме; «мамины помощники»-д/игра; пение песен о маме; рисование портрета мамы; изготовление подарка маме; праздничный концерт для мам

Апрель

«Наши космонавты»

Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ  о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.  

Беседа с детьми о космосе; беседа «Первый космонавт»(Ю.Гагарин); рассматривание иллюстраций с изображением неба космоса ракет и т.д.; рисование «рисуем космос»; «Путешествие на космической ракете»-интегрированное занятие: беседа о космосе; игра-путешествие на ракете; аппликация «ракета взмыла вверх»

Май

«Этот День Победы»

Цель. Закрепление  знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.

«Пусть всегда будет солнце!Пусть всегда буду я!»-беседа с детьми о Великой отечественной войне; о значимости праздника День Победы; Праздничный концерт посвящённый Дню Победы; рисование «День победы»; изготовление праздничных открыток для ветеранов; экскурсия к памятнику вместе с родителями; рассказы ветеранов; просмотр фильмов  о войне; рисование мелом салюта на асфальте

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г.Санкт-Петербурга, его символика).

Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д. «Наш город» и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они  объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;Экскурсии в музеи города.

Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «В здоровом теле-здоровый дух».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство

ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу

Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

Занятия, беседы.

Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

Оформление групповых комнат.

Благоустройство ДОУ.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке,изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Сентябрь:1. Выставка поделок из природного материала «Осень в гости к нам пришла».

  1. Анкетирование родителей.

Октябрь: 1. Составление генеалогического древа семьи каждого ребёнка.

  1. Круглый стол: «Традиции нашей семьи».

Ноябрь: 1. «Как знакомить детей с городом?» -рекомендации.

2. Памятка для родителей.  

Декабрь: 1. Выставка новогодних игрушек.

Январь: 1. «Советуем посетить вместе с ребёнком». –рекомендации.

  1. «900 дней 900 ночей»- информация для родителей.

Февраль: «Школа молодого бойца»-спортивный досуг совместный с родителями.

Март: Выставка : «Пришла весна» изготовление поделок.

Выставка: « Наши любимые мамы».

Апрель: «Растим патриотов»-рекомендации.

Май: Выставка совместных рисунков: « Мы рисуем мир!»

«Красота вокруг»-озеленение участка.

Ожидаемый результат реализации программы:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к

патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название города, округа.

Иметь представление о символике города, округа.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.

Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

Краткие сведения об истории города, округа.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и  отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг России и своего города.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

                            СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

                ПРОРАБОТАННОЙ  ПО  ДАННОЙ  ТЕМЕ  

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.

Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом Литера2й007

Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия. – М.: Просвещение,2001.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание: Методическое пособие.- М.: Творческий центр,2007.

ВТ. Нечаева        «Нравственное воспитание Т.А.Маркова        в детском саду».

Л.В.Кузнецовой    «Формирование нравственного М.А.Панфиловой    здоровья дошкольников»,             /под. ред./                                                                                                                                                

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.:Аркти,2007.

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.-  М.: Центр «Сфера» М.2008.

                                                                                            Приложение 1.

Карта наблюдения (модификация карты наблюдения Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)

Назначение:  изучение уровня сформированости  коммуникативных навыков,навыков саморегуляции,  креативности, эмпатии, самопринятия, духовных компетенций

Педагог фиксирует частоту проявления показателей развития ребенка по следующей шкале:

Никогда-1

Редко-2

Иногда-3

Как правило-4

Часто-5

Необходимо оценить взаимодействие ребенка со сверстниками (Р-С), и воспитателем (Р-В)

Ситуации наблюдения:  выполение режимных моментов-  еда, сон (укладывание спать), мытье рук и проч.- «деятельность в режимные моменты»; ситуации совместных занятий:музыкальные занятия, рисовние, лепка, развитие речи и проч. – «организованная деятельность»; свободная активность- «неорганизованная деятельность»

Бланк наблюдения

Фамилия, имя ребенка_________________________________

Возраст_____________________________________________

Показатель развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

1Идет на контакт

2.Откликается на просьбы и замечания

3.Действует сообща, совместно

4.Принимает помощь

5.Устанавливает дружеские отношения, пытается сам установить контакт

6.Действует под руководством

7.Действует самостоятельно

8.Проявляет инициативу

9.Контролирует свое поведение

10.конфликтует

11.Улаживает разногласия

12.Признает правила

13.Проявляет сочувствие, сопереживает

14.Принимает сочувствие к себе от других

15.Подчиняет свои интересы интересам другого

16.Соблюдает очередь

17.Способен выполнить задание, инструкцию

18.Способен концентрировать внимание на  предложенном (или выбранном) задании в соотсветсвии с возрастом

19.Нравится себе таким, какой есть

20.Старается быть опрятным (следит за чистотой рук, может воспользоваться носовым платком)

21.Руководствуется в поведении нравственными нормами (справедливость. Доброта, внимание, забота)

22.Задает вопросы, направленные на удовлетворение интереса, прояснение  отдельных аспектов ситуации

23.Использует подручный материал (веточки,  листики и проч.) для игры

24.занимается творческими видами деятельнсти (рисование, лепка) по собственной инициативе

25. Способен оценить поведение героя сказки, мультфильма,  других ребят в категориях – «хорошо-плохо», «правильно-неправильно»

Обработка результатов: подсчитываем сумарный балл по шкалам:

  1. Навыки установления и поддержания контакта (сумма баллов при оценке поведения по пунктам 1-5, 8, 9,10,11 делим на 9)
  2. Навыки саморегуляции (сумма баллов по шкалам 6,7, 9,12, 15, 16,17,18, 20 делим на 9)
  3. Уровень креативности (сумма по пунктам 8, 22, 23, 24 делим на 4)
  4.  Уровень эмпатии (сумму баллов по п. 13, 14 делим на 2)
  5. Самопринятие- балл по 19
  6. Система ценностей балл по п. 21, 25 делим на 2.

Отдельно при обработке можно посмотреть влияние ситуации на поведение ребенка  (деятельностный аспект и  объект (партнер) общения)

Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

Репродукции картин;

картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;

«Моя семья»;

художественная литература;

грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, ит желание сохранить и приумножить богатства своей страны.

1.По вашему мнению, стоит ли воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

 2.Что значит любить, уважать и знать свой город?

3.Проявляют ли ваши дети интерес к родному городу, что их интересует?

4.Знают ли ваши дети, как называется наш город?

 5.Есь ли у вас дома детская библиотека? Какую художественную литературу по ознакомлению с родным городом вы читаете детям?

6.С какими достопримечательностями города Вы знакомили своих детей?

7.Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей с памятниками города?

8.Знакомите ли Вы детей с микрорайоном, в котором Вы живете?

9.Рассказываете ли Вы детям о своей профессии?

10.Знают ли дети  природные богатства нашего края?

11.Знают ли дети , как выглядят герб и флаг нашего города? Что означают символы на флаге и гербе?

12.Чем богат наш город? Какая основная профессия жителей нашего города?

13.Любите ли Вы свой родной город? За что Вы его любите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание.» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Посылка для осени"

Программное содержание:Развивать мышление и  умение ориентироваться по схемам, мелкую моторику, внимание, восприятие, воображение, креативность у детей через коллекционирование,  любознатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»

Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....

Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» для детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, ...

Сценарий театрализованного представления «Мы – патриоты!» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан и патриотов своей Родины.Задачи:- воспитывать у детей чувство патриотизма;-формировать чувство сопереживания и ...