Образовательная программа "Растим патриотов"(для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Образовательная программа "Растим патриотов".
Этой программой, которую я писала для детей своей группы поможет вам вырастить маленьких патриотов нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komitet_po_obrazovaniyu_sankt.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Отдел образования Фрунзенского района
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 103 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга
Образовательная программа
«Растим патриотов России».
Автор программы: Буторина Ирина Борисовна
воспитатель ГБ ДОУ № 103
Санкт- Петербург
2014
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Пояснительная записка.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Актуальность и практическая значимость предлагаемой авторской программы подкрепляется также результатами ОЭР, проводимой в ДОУ 103 по теме «Использование психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций как фактора, обеспечивающего повышение здоровья детей дошкольного возраста». Результаты, полученные в ходе обследования, проведенного в 2012-2013 году, позволили выявить «проблемные сферы» в структуре личностных компетенций дошкольников разного возраста и определить основные направления педагогического сопровождения детей соответствующих возрастных группы. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к таким сферам были отнесены: волевые, креативные, духовные и эмоциональные компетенции. Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) коммуникативные, волевые, интеллектуальные и эмоциональные компетенции.
Программа ОЭР ДОУ № 103 строится на холистической модели здоровья В.А. Ананьева «Цветок потенциалов», предполагающей гармоничное раскрытие целой группы здоровьесберегающих потенциалов имеющих значение для соматического и псхологического благополучия личности.
Под компетентностями ребенка в области здоровья понимается многоуровневая система, объединяющая его личностные, духовные, психические и физические возможности ни одной из которых нельзя пренебрегать, каждая из которых обеспечивает соматическое и психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста:
- Интеллектуальные компетенции (интеллектуальный аспект здоровья) – способность ребенка приобретать знания, усваивать умения и использовать их на практике, владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Волевые компетенции (личностный аспект здоровья) – предполагает формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя. Включает такие параметры как позитивную самооценку ребенка, оптимальный уровень притязаний, высокую мотивацию к выполнению учебной деятельности
- Эмоциональные компетенции (эмоциональный аспект здоровья) – способность ребенка распознавать и цивилизованно выражать свои чувства, быть свободным от страхов, уметь справляться с агрессивными тенденциями в поведении.
- Телесные компетенции (соматический аспект здоровья) – способность ребенка к спонтанному, естественному телесному поведению, устойчивость тела, уравновешенность, принятие своего внешнего облика. Для ребенка этот аспект включает изучение «телесной топографии», освоение простейших приемов психосоматической регуляции, получение удовольствия от взаимодействия с телом через физические и танцевальные мероприятия. Здесь можно говорить и о формировании первичных представлений ребенка о правильном выборе режима и форм питания.
- Коммуникативные компетенции (социальный аспект здоровья) – включает развитие коммуникативных навыков ребенка, повышение культурных навыков в процессе общения с детьми и взрослыми, развитие социальной смелости, осознание ребенков своих прав и обязанностей.
- Креативные компетенции (творческий аспект здоровья)– способность ребенка к созидающей активности, его умение творчески самовыражаться и адаптироваться к неожиданным жизненным ситуациям. Данный аспект включает развитие возможности ребенка генерировать новые идеи и креативные образы, позволяет выявлять и поддерживать проявления детской одаренности
- Духовные компетенции (духовный аспект здоровья) – понимается как развитие духовной природы ребенка, связанной с желанием творить добро, отстаивать справедливость. Это направление связано и с развитием экологических представлений, художественно-эстетических возможностей ребенка, приобщением к традициям русской национальной культуры.
Цель и задачи программы: развитие волевых, эмоциональных, духовных и коммуникативных компетенций старших дошкольников как личностного превентивного ресурса здоровьесберегающего поведения. Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к
своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных
особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя
своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного
отношения к представителям других национальностей.
Новизна данной программы заключается в следующем:
• в использовании современных образовательных технологий, опытно-экспериментальной деятельности, которые отражены в принципах обучения;
• формах и методах обучения;
• содержании программы, которое соответствует культурно-национальным особенностям;
• создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе отечественной культур
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?
2.Основные задачи программы
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
3. Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у
подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ
взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
Программа рассчитана на две возрастные группы: с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов.
Продолжительность, место реализации программы
Программа рассчитана на учебный год, объем в часах индивидуален для каждой группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Продолжительность занятия: 20-25 мин – старшая группа, 25–30 мин – подготовительная группа.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Музыкальное воспитание», где дети учатся слушать музыку, поют, танцуют, играют, участвуют в праздниках.
- «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстраций, рисуют разными материалами.
- «Социальный мир», где дети знакомятся с литературными произведениями, слушают рассказы о защитниках страны, беседуют, знакомятся с явлениями общественной жизни.
Авторская программа основана на принципах:
-комплексного подхода к решению дидактических и развивающих задач;
-экологичности и многофункциональности использования дидактических материалов;
-соответствия используемых форм и методов работы возрастным особенностям развития дошкольника;
-личностно-деятельного подхода
Состоит из 8 блоков:
Блок 1. Тема: «Моя семья»
Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Блок 3. Тема: «Я живу в городе Санкт-Петербурге»
Блок 4. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Блок 5. Тема: «День защитников Отечества»
Блок 6. Тема: «Моя любимая мамочка»
Блок 7 Тема: «Наши космонавты»
Блок 8. Тема: «Этот день Победы»
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания
Блок 1. «Моя семья»
- Работа над понятием «семья».
- Рассказы родителей о семейных традициях.
- Беседа: «Что обозначает имя твоё».
- Беседа: «Права ребёнка».
- Построение генеалогического древа семьи.
Блок 2. «Я люблю свой детский сад»
- Беседа: о профессиях людей, работающих в детском саду.
- Составление схемы «Я иду в свой детский сад».
- Изготовление для малышей книжек – малышек.
- Экскурсия в библиотеку района.
- Беседа: «Наши добрые дела».
Блок 3. «Я живу в городе Санкт-Петербург».
- Беседа «Мой город – Санкт-Петербург ».
- Символы и символика Санкт-петербурга.
- достопримечательности нашего города.
- Значимые события из жизни города.
Блок 4. «Наше государство – Российская Федерация»
- Беседа «Наша Родина – Россия».
- Символы и символика России.
- Россия-многонациональная страна.
- Обычаи и традиции России.
Блок 5. «День защитника Отечества»
- Беседа «Наша Армия родная».
- «В здоровом теле - здоровый дух».
- Совместное спортивное мероприятие – детей и родителей.
Блок 6. «Моя любимая мамочка».
- «Мамы всякие важны – мамы всякие нужны». Рассказы детей о своих мамах и их профессиях.
- Рисование «Портрет мамы».
- Праздничный концерт для любимых мам.
Блок 7. «Наши космонавты».
- Беседа «Первый космонавт» (Ю.А.Гагарин).
- «Путешествие на космической ракете». Интегрированное занятие.
Блок 8. «Этот день Победы»
- «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда буду я!» беседа о великом празднике.
- Праздничный концерт «Этот День Победы!».
- Рисование мелом на асфальте «Салют».
- Экскурсия к памятнику.
3.Содержание занятий
Содержание занятий подобрано в соответствие с основными направлениями работы в контексте здоровьесберегающего поведения:…
Месяц | Тема | Форма и содержание работы |
Сентябрь | Работа над понятием «Семья» Цель. Укрепление связи поколений в семье, воспитание уважения к представителям старшего поколения. | Чтение стиха Я. Акима «Моя родня»; чтение заранее подготовленных стихов о сестрёнке братишке бабушке маме папе и т.д. Рисование на тему: «Моя семья» Рассказы составленные родителями вместе с детьми «Наши традиции» Беседа «Что означает имя твоё?» Знакомство детей с их правами-беседа. Составление генеалогического древа семьи и выставка их; сюжетно-ролевая игра»Моя семья» |
Октябрь | «Я люблю свой детский сад» Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют. | Беседа о профессиях людей которые работают в детском саду и об их важности; экскурсии по детскому саду; изготовление книжек-малышек для младших дошкольников; уборка сухих листьев на территории детского сада; рисование на тему «Мой любимый детский сад»; чтение и исполнение песен о детском саде. |
Ноябрь | « Я живу в городе Санкт-Петербурге» Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе. | Беседа о городе: об истории создания об основателе и почему так назван город; познакомить с символикой города- герб гимн флаг; рисование флага города; виртуальные экскурсии по достопримечательностям Санкт-Петербурга; составление рассказа о любой понравившейся достопримечательности; беседы о значимых датах нашего города: создание наводнения пожарах о блокаде; рисуем свой город; настольно-печатные игры: «Петербургское лото» «Собери памятник» «Узнай по силуэту» |
Декабрь | «Наше государство – Российская федерация» Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага. | Беседа: «Наша родина-Россия»;рисование «Моя Родина»; чтение стихотворения Матусовского «С чего начинается Родина?»; знакомство с символами России: столица Москва президент Красная площадь; с символикой России: флаг гимн; рисование флага России; слушание гимна; чтение стихов о природе России; рассматривание репродукций иллюстраций; |
Январь | Беседа о многонациональности нашей страны; знакомство с картой нашей страны; Беседа «здравствуй зимушка!»; проведение народных игр: гори гори ясно» «тень на плетень» и т.д.; разучивание русских народных песен частушек танцев; рождественские развлечения День памяти и скорби –просмотр документального кино о блокаде; вечер памяти; | |
Февраль | «День защитника отечества» Цель. Знакомство детей с тем, кто такие защитники Отечества. | Беседа «Наша армия родная»; рассматривание иллюстраций с военной техникой; слушание и разучивание песен о военных; рассказы детей о своих дедушках папах кто служил или воевал; изготовление подарков для пап и дедушек; «в здоровом теле-здоровый дух»-спортивное развлечение детей; «школа молодого бойца»-совместное развлечение детей и пап. |
Март | «Моя любимая мамочка» Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению. | Беседа «Мамы всякие важны-мамы всякие нужны»-рассказы детей о своих мамах и их профессиях; чтение стихотворений о маме; «мамины помощники»-д/игра; пение песен о маме; рисование портрета мамы; изготовление подарка маме; праздничный концерт для мам |
Апрель | «Наши космонавты» Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли. | Беседа с детьми о космосе; беседа «Первый космонавт»(Ю.Гагарин); рассматривание иллюстраций с изображением неба космоса ракет и т.д.; рисование «рисуем космос»; «Путешествие на космической ракете»-интегрированное занятие: беседа о космосе; игра-путешествие на ракете; аппликация «ракета взмыла вверх» |
Май | «Этот День Победы» Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них. | «Пусть всегда будет солнце!Пусть всегда буду я!»-беседа с детьми о Великой отечественной войне; о значимости праздника День Победы; Праздничный концерт посвящённый Дню Победы; рисование «День победы»; изготовление праздничных открыток для ветеранов; экскурсия к памятнику вместе с родителями; рассказы ветеранов; просмотр фильмов о войне; рисование мелом салюта на асфальте |
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г.Санкт-Петербурга, его символика).
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д. «Наш город» и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;Экскурсии в музеи города.
Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «В здоровом теле-здоровый дух».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство
ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу
Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Оформление групповых комнат.
Благоустройство ДОУ.
Труд бытовой в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке,изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.
. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Сентябрь:1. Выставка поделок из природного материала «Осень в гости к нам пришла».
- Анкетирование родителей.
Октябрь: 1. Составление генеалогического древа семьи каждого ребёнка.
- Круглый стол: «Традиции нашей семьи».
Ноябрь: 1. «Как знакомить детей с городом?» -рекомендации.
2. Памятка для родителей.
Декабрь: 1. Выставка новогодних игрушек.
Январь: 1. «Советуем посетить вместе с ребёнком». –рекомендации.
- «900 дней 900 ночей»- информация для родителей.
Февраль: «Школа молодого бойца»-спортивный досуг совместный с родителями.
Март: Выставка : «Пришла весна» изготовление поделок.
Выставка: « Наши любимые мамы».
Апрель: «Растим патриотов»-рекомендации.
Май: Выставка совместных рисунков: « Мы рисуем мир!»
«Красота вокруг»-озеленение участка.
Ожидаемый результат реализации программы:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к
патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города, округа.
Иметь представление о символике города, округа.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населивших город.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города, округа.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг России и своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОРАБОТАННОЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом Литера2й007
Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия. – М.: Просвещение,2001.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание: Методическое пособие.- М.: Творческий центр,2007.
ВТ. Нечаева «Нравственное воспитание Т.А.Маркова в детском саду».
Л.В.Кузнецовой «Формирование нравственного М.А.Панфиловой здоровья дошкольников», /под. ред./
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.:Аркти,2007.
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.- М.: Центр «Сфера» М.2008.
Приложение 1.
Карта наблюдения (модификация карты наблюдения Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)
Назначение: изучение уровня сформированости коммуникативных навыков,навыков саморегуляции, креативности, эмпатии, самопринятия, духовных компетенций
Педагог фиксирует частоту проявления показателей развития ребенка по следующей шкале:
Никогда-1
Редко-2
Иногда-3
Как правило-4
Часто-5
Необходимо оценить взаимодействие ребенка со сверстниками (Р-С), и воспитателем (Р-В)
Ситуации наблюдения: выполение режимных моментов- еда, сон (укладывание спать), мытье рук и проч.- «деятельность в режимные моменты»; ситуации совместных занятий:музыкальные занятия, рисовние, лепка, развитие речи и проч. – «организованная деятельность»; свободная активность- «неорганизованная деятельность»
Бланк наблюдения
Фамилия, имя ребенка_________________________________
Возраст_____________________________________________
Показатель развития | Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность | |||
Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | |
1Идет на контакт | ||||||
2.Откликается на просьбы и замечания | ||||||
3.Действует сообща, совместно | ||||||
4.Принимает помощь | ||||||
5.Устанавливает дружеские отношения, пытается сам установить контакт | ||||||
6.Действует под руководством | ||||||
7.Действует самостоятельно | ||||||
8.Проявляет инициативу | ||||||
9.Контролирует свое поведение | ||||||
10.конфликтует | ||||||
11.Улаживает разногласия | ||||||
12.Признает правила | ||||||
13.Проявляет сочувствие, сопереживает | ||||||
14.Принимает сочувствие к себе от других | ||||||
15.Подчиняет свои интересы интересам другого | ||||||
16.Соблюдает очередь | ||||||
17.Способен выполнить задание, инструкцию | ||||||
18.Способен концентрировать внимание на предложенном (или выбранном) задании в соотсветсвии с возрастом | ||||||
19.Нравится себе таким, какой есть | ||||||
20.Старается быть опрятным (следит за чистотой рук, может воспользоваться носовым платком) | ||||||
21.Руководствуется в поведении нравственными нормами (справедливость. Доброта, внимание, забота) | ||||||
22.Задает вопросы, направленные на удовлетворение интереса, прояснение отдельных аспектов ситуации | ||||||
23.Использует подручный материал (веточки, листики и проч.) для игры | ||||||
24.занимается творческими видами деятельнсти (рисование, лепка) по собственной инициативе | ||||||
25. Способен оценить поведение героя сказки, мультфильма, других ребят в категориях – «хорошо-плохо», «правильно-неправильно» |
Обработка результатов: подсчитываем сумарный балл по шкалам:
- Навыки установления и поддержания контакта (сумма баллов при оценке поведения по пунктам 1-5, 8, 9,10,11 делим на 9)
- Навыки саморегуляции (сумма баллов по шкалам 6,7, 9,12, 15, 16,17,18, 20 делим на 9)
- Уровень креативности (сумма по пунктам 8, 22, 23, 24 делим на 4)
- Уровень эмпатии (сумму баллов по п. 13, 14 делим на 2)
- Самопринятие- балл по 19
- Система ценностей балл по п. 21, 25 делим на 2.
Отдельно при обработке можно посмотреть влияние ситуации на поведение ребенка (деятельностный аспект и объект (партнер) общения)
Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
«Моя семья»;
художественная литература;
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, ит желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
1.По вашему мнению, стоит ли воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
2.Что значит любить, уважать и знать свой город?
3.Проявляют ли ваши дети интерес к родному городу, что их интересует?
4.Знают ли ваши дети, как называется наш город?
5.Есь ли у вас дома детская библиотека? Какую художественную литературу по ознакомлению с родным городом вы читаете детям?
6.С какими достопримечательностями города Вы знакомили своих детей?
7.Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей с памятниками города?
8.Знакомите ли Вы детей с микрорайоном, в котором Вы живете?
9.Рассказываете ли Вы детям о своей профессии?
10.Знают ли дети природные богатства нашего края?
11.Знают ли дети , как выглядят герб и флаг нашего города? Что означают символы на флаге и гербе?
12.Чем богат наш город? Какая основная профессия жителей нашего города?
13.Любите ли Вы свой родной город? За что Вы его любите?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание.» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Посылка для осени"
Программное содержание:Развивать мышление и умение ориентироваться по схемам, мелкую моторику, внимание, восприятие, воображение, креативность у детей через коллекционирование, любознатель...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»
Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...
конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"
Используемые технологии:Ø Технология интегрированного занятия;Ø Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø Т...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"
Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....
Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» для детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, ...
Сценарий театрализованного представления «Мы – патриоты!» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан и патриотов своей Родины.Задачи:- воспитывать у детей чувство патриотизма;-формировать чувство сопереживания и ...