Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Синдяева Оксана Александровна

Пояснительная записка.

Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Раздел образовательной программы: Коммуникация

Образовательная программа: «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познание» - раздел «Ознакомление с природой», «Коммуникация» - раздел «Грамматический строй речи».

Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами речевой деятельности; продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; развивать разговорную речь;

Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знания воспитанников о характерных признаках зимы, представлений о диких животных в зимнем лесу, обобщающего понятия «дикие животные». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме, «Зима». Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл путешествие в зимний лес369.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 178 «Облачко»

 

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: "Путешествие в зимний лес"

http://s54.radikal.ru/i144/1006/37/ff58fdc34111.png             

               

               

               

             

                   

                 Подготовила:

               воспитатель старшей группы №5

                 Синдяева

 Оксана Александровна

г. Ульяновск  2014г.

Пояснительная записка.

Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Раздел образовательной программы: Коммуникация

Образовательная программа: «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познание» - раздел «Ознакомление с природой», «Коммуникация» - раздел «Грамматический строй речи».

Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами речевой деятельности; продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; развивать разговорную речь;

Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знания воспитанников о характерных признаках зимы, представлений о диких животных в зимнем лесу, обобщающего понятия «дикие животные». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме, «Зима». Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами гимнастики.

Методы и приёмы:

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: презентация, карточки, игрушки, мнемотаблица.

Игровые: физминутка.

Формы организации детей: фронтальные.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая,  двигательная.

Оборудование: ноутбук, слайды с изображением диких животных, следы животных с загадками, мяч, ватман с изображением зимнего леса, игрушки лисы, волка, зайца, медведя, белки, сундучок с сюрпризом, ёлка, письмо.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу).

В.: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть!

Обратите внимание – к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем!

(Дети здороваются с комиссией и присаживаются за столы)

В.: Ребята, я хотела бы начать наше сегодняшнее занятие со стихотворения русского поэта Сергея Есенина:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром….

В.: Дети, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: о зиме. 

В.: Совершенно верно! Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – о «Зиме».                                                                                                                              

 -На дворе зима, а как  же называются зимние месяцы?

Д.: (Декабрь, Январь, Февраль.)                                                                                                                                                      

В.: А какие изменения происходят в природе зимой?  

Д.: (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

 В.: Верно, я полностью с вами согласна, друзья. Но ещё хочу вам напомнить, что зима - это не только самое холодное, но и самое сложное время года для жизни животных.

В.:  Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снеговика.

-Хотите узнать, что там написано?

Д.: Да

 В.: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в моё зимнее лесное царство. Я приготовил для вас волшебный сундучок с сюрпризом. Но отыщете вы его тогда, когда выполните все задания. Мои друзья, лесные жители. Вам заданья зададут и к сундучку вас приведут! Ваш друг Снеговик».

 В.: Я предлагаю вам, дорогие ребята отправиться в зимний лес пронаблюдать за тем, как дикие животные приспособились непростым  зимним условиям и отыскать волшебный сундучок. Вы согласны?

Д.: Да, согласны!

В.: Замечательно! В таком случае, я прошу вас встать. Представьте, что мы с вами пешком, по искристому и волшебно блестящему снегу добираемся в лес к животным.

(Дети под звуки хруста снега шагают в игровую зону группы, имитируя ходьбу на лыжах. В это время воспитатель включает 1 слайд презентации с изображением зимнего леса.)

Рассматривание иллюстраций.

В.:  Вот мы и пришли (слайд№1 и ватман с изображением зимнего леса). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки (на полу, у ёлки, разложены следы с загадками).
(слайд№2 зверь и его следы)

В.: Ребята, давайте разгадаем загадки, и узнаем, какие же животные их оставили.

1. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса)

В.: А как называется дом лисы? (нора) А чем она питается в зимнем лесу? (ловит мышек из норок - «мышкует»). А как называют детёнышей лисы? (лисята). А ещё лиса своим пушистым хвостом заметает следы свои на снегу!

( Из-за ёлки появляется лиса, а у нее задание)

В.: Ребята, а вот и лиса и у неё для нас задание

 Игра «Придумай слово».

Образование родственных слов. Подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник. Подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать. 

2.  Зимой белый – летом серый (заяц)

В.:А у зайца нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит  еду добывать: обгладывать кору с упавших деревьев. А как называют детёнышей зайца? Почему заяц меняет свою шубку, когда он её меняет?

Вот и у зайчика для нас задание (из-за ёлки появляется заяц с карточкой - заданием).

Игра с мячом: «Какая?»                                                                                                       Подбор однородных определений к слову зима: 

холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

3. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка)

В.:  Ребята, где живёт белка? (в дупле).Чем она питается? (орешки, желуди, грибы, растительная пища) Как называют её детенышей? (бельчата)

А вот и белочка с заданием (из-за ёлки появляется белка с заданием – сделать зарядку).

Физкультминутка «Звериная зарядка».

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

4. Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)

В.: Ребята, как называется дом волка? Кто такой вожак? Чем питается волк? Как называют его детёнышей?

А вот и волк со своим задание. Он предлагает нам поиграть в игру

«Кто лишний?» (карточки с изображением четырёх животных - найди лишнего)

5. Про него могу сказать: любит он в берлоге спать (медведь)

В.: Дети, а медведя можно встретить в зимнем лесу? Как называется его дом? Почему он спит? Чем питается? Кто такой «Шатун»? Как называют детенышей?

-Молодцы! Ну, вот  и задание от медведя ( составьте рассказ о зиме с помощью таблицы-подсказки)

Развитие связной речи

Рассказ воспитателя  «Гостья зима»                                                    

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».                                                                                                                

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:                                                                       - Кто пришел к нам в гости?                                                                                                          

- Чем зима накрыла землю?      

-Что происходит зимой?

- Какие подарки принесла зима?                                                                                          

 - Для чего людям нужны эти подарки?                                                                                        

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

 

Заключительная часть. 

 В.: Ну что ж, вы на славу потрудились, дорогие ребята. С заданиями справились. А вот и волшебный сундучок, но что в нём, мы узнаем когда возвратимся из зимнего леса. Согласны? Тогда в путь! (возвращаемся за столы)

В.: Где мы с вами побывали? О чем мы с вами говорили?  Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу!   Сундучок отыскали? Так давайте же попрощаемся с нашими гостями и посмотрим на сюрприз! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...