Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Пояснительная записка.
Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».
Раздел образовательной программы: Коммуникация
Образовательная программа: «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Интеграция образовательных областей: «Познание» - раздел «Ознакомление с природой», «Коммуникация» - раздел «Грамматический строй речи».
Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами речевой деятельности; продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; развивать разговорную речь;
Задачи:
Образовательные: Закрепление и расширение знания воспитанников о характерных признаках зимы, представлений о диких животных в зимнем лесу, обобщающего понятия «дикие животные». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме, «Зима». Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.
Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
путешествие в зимний лес | 369.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 178 «Облачко»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: "Путешествие в зимний лес"
Подготовила:
воспитатель старшей группы №5
Синдяева
Оксана Александровна
г. Ульяновск 2014г.
Пояснительная записка.
Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».
Раздел образовательной программы: Коммуникация
Образовательная программа: «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Интеграция образовательных областей: «Познание» - раздел «Ознакомление с природой», «Коммуникация» - раздел «Грамматический строй речи».
Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами речевой деятельности; продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; развивать разговорную речь;
Задачи:
Образовательные: Закрепление и расширение знания воспитанников о характерных признаках зимы, представлений о диких животных в зимнем лесу, обобщающего понятия «дикие животные». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме, «Зима». Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.
Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами гимнастики.
Методы и приёмы:
Словесные: объяснение, вопросы.
Наглядные: презентация, карточки, игрушки, мнемотаблица.
Игровые: физминутка.
Формы организации детей: фронтальные.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Оборудование: ноутбук, слайды с изображением диких животных, следы животных с загадками, мяч, ватман с изображением зимнего леса, игрушки лисы, волка, зайца, медведя, белки, сундучок с сюрпризом, ёлка, письмо.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу).
В.: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть!
Обратите внимание – к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем!
(Дети здороваются с комиссией и присаживаются за столы)
В.: Ребята, я хотела бы начать наше сегодняшнее занятие со стихотворения русского поэта Сергея Есенина:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром….
В.: Дети, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Д.: о зиме.
В.: Совершенно верно! Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – о «Зиме».
-На дворе зима, а как же называются зимние месяцы?
Д.: (Декабрь, Январь, Февраль.)
В.: А какие изменения происходят в природе зимой?
Д.: (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
В.: Верно, я полностью с вами согласна, друзья. Но ещё хочу вам напомнить, что зима - это не только самое холодное, но и самое сложное время года для жизни животных.
В.: Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снеговика.
-Хотите узнать, что там написано?
Д.: Да
В.: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в моё зимнее лесное царство. Я приготовил для вас волшебный сундучок с сюрпризом. Но отыщете вы его тогда, когда выполните все задания. Мои друзья, лесные жители. Вам заданья зададут и к сундучку вас приведут! Ваш друг Снеговик».
В.: Я предлагаю вам, дорогие ребята отправиться в зимний лес пронаблюдать за тем, как дикие животные приспособились непростым зимним условиям и отыскать волшебный сундучок. Вы согласны?
Д.: Да, согласны!
В.: Замечательно! В таком случае, я прошу вас встать. Представьте, что мы с вами пешком, по искристому и волшебно блестящему снегу добираемся в лес к животным.
(Дети под звуки хруста снега шагают в игровую зону группы, имитируя ходьбу на лыжах. В это время воспитатель включает 1 слайд презентации с изображением зимнего леса.)
Рассматривание иллюстраций.
В.: Вот мы и пришли (слайд№1 и ватман с изображением зимнего леса). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки (на полу, у ёлки, разложены следы с загадками).
(слайд№2 зверь и его следы)
В.: Ребята, давайте разгадаем загадки, и узнаем, какие же животные их оставили.
1. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса)
В.: А как называется дом лисы? (нора) А чем она питается в зимнем лесу? (ловит мышек из норок - «мышкует»). А как называют детёнышей лисы? (лисята). А ещё лиса своим пушистым хвостом заметает следы свои на снегу!
( Из-за ёлки появляется лиса, а у нее задание)
В.: Ребята, а вот и лиса и у неё для нас задание
Игра «Придумай слово».
Образование родственных слов. Подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник. Подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.
2. Зимой белый – летом серый (заяц)
В.:А у зайца нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору с упавших деревьев. А как называют детёнышей зайца? Почему заяц меняет свою шубку, когда он её меняет?
Вот и у зайчика для нас задание (из-за ёлки появляется заяц с карточкой - заданием).
Игра с мячом: «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима:
холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
3. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка)
В.: Ребята, где живёт белка? (в дупле).Чем она питается? (орешки, желуди, грибы, растительная пища) Как называют её детенышей? (бельчата)
А вот и белочка с заданием (из-за ёлки появляется белка с заданием – сделать зарядку).
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
4. Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)
В.: Ребята, как называется дом волка? Кто такой вожак? Чем питается волк? Как называют его детёнышей?
А вот и волк со своим задание. Он предлагает нам поиграть в игру
«Кто лишний?» (карточки с изображением четырёх животных - найди лишнего)
5. Про него могу сказать: любит он в берлоге спать (медведь)
В.: Дети, а медведя можно встретить в зимнем лесу? Как называется его дом? Почему он спит? Чем питается? Кто такой «Шатун»? Как называют детенышей?
-Молодцы! Ну, вот и задание от медведя ( составьте рассказ о зиме с помощью таблицы-подсказки)
Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости?
- Чем зима накрыла землю?
-Что происходит зимой?
- Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
Заключительная часть.
В.: Ну что ж, вы на славу потрудились, дорогие ребята. С заданиями справились. А вот и волшебный сундучок, но что в нём, мы узнаем когда возвратимся из зимнего леса. Согласны? Тогда в путь! (возвращаемся за столы)
В.: Где мы с вами побывали? О чем мы с вами говорили? Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу! Сундучок отыскали? Так давайте же попрощаемся с нашими гостями и посмотрим на сюрприз! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...