Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Опыт работы предназначен для реализации целей и задач в рамках области "Социально-коммуникативное развитие" с детьми старшего дошкольного возраста. К организационно-педагогическим условиям формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ относится: игровая форма проведения занятий по эмоционально-нравственному воспитанию; создание предметно-игровой среды; организация взаимодействия детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalno-nravstvennoy_sfery_doshkolnika.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 93 г.Челябинск
Опыт работы
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнил:
Воспитатель
Жукова Лидия Васильевна
Содержание
Актуальность проблемы исследования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, важностью задач развития активной, творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию.
Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, а не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе.
Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности (А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.Н. Стрелкова, Т.П. Хризман и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец).
Актуальность исследования определяется важностью дошкольного возраста для психического развития и социализации детей, становления их личности; ограниченным количеством данных об эмоционально-нравственном развитии дошкольников; недостаточным научным обоснованием методов эмоционально-нравственного воспитания; отсутствием методических рекомендаций по эмоционально-нравственному развитию.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования - развитие эмоционально-нравственной сферы личности в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективным, если будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
1) проведение занятий по эмоционально-нравственному воспитанию в игровой форме;
2) создание предметно-игровой среды;
3) организация взаимодействия ДОУ и семьи.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционально-нравственного развития детей;
- выявить уровень развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста;
- экспериментально проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; тестирование; анкетирование; констатирующий, формирующий. Базой исследования является детский сад №93 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
Проблема развития эмоций является одной из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Уже Демокрит и Платон уделяли большое внимание вопросу о роли чувств в регуляции деятельности, а Аристотель разрабатывал теорию аффектов, способов их предупреждения и борьбы с ними.
Анализ различных концепций эмоционального развития детей, прежде всего позиций А. Адлера, К. Бюлера, А.В. Запорожца, показывает, что большинство ученых в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание, в котором соединяются разные стороны психического развития детей. Л.С. Выготский считал, что переживание является единицей социальной ситуации развития, соединяя две стороны психического развития - аффективную и интеллектуальную и определяет взаимодействие внутреннего душевного мира человека с внешней средой.
Эмоциональная сфера рассматривается как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
Очевидно, что эмоции оказывают влияние на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность. Теоретические изыскания в области человеческих эмоций не исчерпывают всего многообразия сочетаний индивидуальных проявлений чувственной сферы человека, но делают шаг на пути понимания ее сущности.
Итак, эмоции выполняют множество функций, в частности, охранную и регулирующую; эмоции определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки; эмоции сопровождают общение и все виды человеческой деятельности.
В педагогике проблема нравственного становления личности рассматривается в тесной связи с процессом воспитания. Проблемы нравственного воспитания рассматриваются в трудах Л.М.Архангельского, Н.И.Болдырева, Г.Н.Волкова, Н.К.Гончарова Б.Т.Лихачева, З.А.Малькова, А.Д.Солдатенкова, Н.Е.Шурковой, И.Ф.Харламова, М.Г.Яновской и др.
Нравственное воспитание рассматривается в педагогической литературе как процесс формирования воспитателем у подрастающего поколения высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения. Под нравственным поведением мы понимаем такие их поступки и действия, в которых проявляется отношение к моральным эталонам, к требованиям нравственного долга, действующим в обществе.
Нравственное воспитание - особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этнических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практические деятельности [16, с.218].
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Таким образом, эмоциональное и нравственное развитие личности – взаимосвязанные процессы, в результате которых происходит усвоение и реализация в поступках общественных норм, вызывающих эмоциональный отклик, эмоциональное принятие, что становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения личности.
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.
Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.
Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.
Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития ребенка в дошкольном детстве. Она включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. Дети в этом возрасте усваивают моральные знания ("что такое хорошо, а что такое плохо"), у них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать лживым, трусливым, жадным, вежливым и пр. Они понимают, почему надо уважать старших, помогать младшим, нельзя мешать другим, когда они чем-то заняты.
Высокого развития достигает в эти годы воображение как своего рода сплав эмоций и мышления. Фантазии как проявление воображения расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи.
Таким образом, дошкольный возраст представляет особую, уникальную фазу в эмоциональном развитии. К концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышается самоконтроль, критичность, обязательность, появляется чувство вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям - все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте.
Дети этого возраста повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению окружающих. У них развито чувство собственного достоинства, они не переносят несправедливого, предвзятого отношения, оскорблений и обид, насмешек. Проявляется остроумие, ирония, юмор, понимание условностей, скрытого смысла пословиц, подоплеки происходящих событий.
По-прежнему выражена потребность в признании, одобрении, понимании, поддержке и любви. Причем все в большей степени эти чувства начинают обращаться на сверстников, образуя сложную канву групповых отношений, включая увлеченность сверстником другого пола, чувство любви к нему.
Итак, ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: освоение социальных форм выражения эмоций; формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
1.3. Организационно-педагогические условия развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
К организационно-педагогическим условиям формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ мы относим:
1) игровую форму проведения занятий по эмоционально-нравственному воспитанию;
2) создание предметно-игровой среды;
3) организация взаимодействия ДОУ и семьи.
Игровая форма проведения занятий
Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей [9, с.18].
Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.
Детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
Создание предметно-игровой среды
Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия. Создание предметно-развивающей среды - важнейшее условие благоприятного развития ребёнка.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Таким образом, предметно-пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи
Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения [9].
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Как отмечают О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные [13].
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Эмоциональная сфера рассматривается как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи.
Нравственное развитие личности - усвоение и реализация в поступках общественных норм отношения к труду, к окружающим людям, к самому себе - осуществляется не только через знание необходимых нравственных понятий. Только то, что нашло соответствующий эмоциональный отклик, эмоциональное приятие и постепенно сложилось в систему потребностей, стремлений, в систему ценностей и, наконец, убеждений личности, становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения в целом.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
К организационно-педагогическим условиям формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ мы относим: игровую форму проведения занятий по эмоционально-нравственному воспитанию; создание предметно-игровой среды; организация взаимодействия ДОУ и семьи.
Глава 2. Экспериментально-исследовательская работа по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
2.1. Изучение уровня развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проводилось с целью выявления уровня эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования является детский сад №93 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:
- «Закончи историю» (знания моральных норм и требований общества (когнитивный компонент)).
- «Сюжетные картинки» (богатство эмоциональной сферы, культура проявления и выражения чувств (эмоциональный компонент)).
- «Сделаем вместе» (умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации, осуществление в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка (поведенческий компонент)).
Методика «Закончи историю» предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал:
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста (Калинина Р.Р.) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Обработка результатов теста «Закончи историю»
Уровни | Характеристика |
Очень низкий | ребенок не может оценить поступки детей |
Низкий | ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует |
Средний | ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку |
Высокий | ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку |
Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста: Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.
Инструкция к тесту: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Тестовый материал к методике «Сюжетные картинки» представлен в Приложении.
Обработка результатов теста (Калинина Р.Р.) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Обработка результатов теста «Сюжетные картинки»
Уровни | Характеристика |
Очень низкий | ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют |
Низкий | ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны |
Средний | правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо |
Высокий | ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д. |
Методика «Сделаем вместе» предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.
Описание теста: Для проведения методики, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Можно использовать простые паззлы (puzzle).
В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.
Инструкция к тесту: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!».
Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».
Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.
Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 мин.
Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого - лишь фиксировать поведение детей.
При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (таблица 3).
Таблица 3
Анализ протоколов («Сделаем вместе»)
Параметр | Характеристика | Баллы |
Отрицательная нравственная направленность личности | забирает (берет) фигурки партнера | 0-2 |
на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!» | 0-2 | |
пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай!», «Ты что, совсем?») | 0-2 | |
использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» | 0-1 | |
не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки | 0-2 | |
не работает один | 0-1 | |
Положительная нравственная направленность личности | помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» | 0-2 |
отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера | 0-2 | |
использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» | 0-1 | |
сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество | 0-2 | |
работает вместе с партнером | 0-1 | |
Общительность, контактность ребенка | речь, обращенная к партнеру | 1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов |
речь, обращенная к взрослому | 1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов | |
реагирует действием на советы партнера | 0-2 | |
Заинтересованность в предложенной деятельности | строит сам или вместе с партнером, т.е. активно выполняет задание | 0-2 |
следит за работой партнера | 0-2 | |
дает советы и реплики по поводу работы | 0-2 |
Таблица 4
Обработка результатов теста «Сделаем вместе»
Уровни | Характеристика |
Низкий | отрицательная нравственная направленность: ребенок забирает (берет) фигурки партнера, на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!», использует в речи личные местоимения типа «я», «мне», не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки, не работает один |
Высокий | положительная нравственная направленность: ребенок помогает партнеру, отдает свои фигурки, передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера, использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы», понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество, работает вместе с партнером |
В результате диагностики были выявлены следующие показатели уровней эмоционально-нравственного развития дошкольников (таблица 5, рис.1).
Таблица 5
Уровни эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Компоненты | Уровни | Кол-во человек | % |
Когнитивный (знания моральных норм и требований общества) | Высокий | 4 | 40 |
Средний | 4 | 40 | |
Низкий | 2 | 20 | |
Очень низкий | - | - | |
Эмоциональный (богатство эмоциональной сферы, культура проявления и выражения чувств) | Высокий | 2 | 20 |
Средний | 6 | 60 | |
Низкий | 2 | 20 | |
Очень низкий | - | - | |
Поведенческий (осуществление в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка) | Высокий | 8 | 80 |
Низкий | 2 | 20 |
Рис.1. Уровни эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраст, в %
Когнитивный компонент сформирован на высоком уровне у 2 детей (40%), на среднем – у 2 (40%), на низком – у 1 дошкольника (20%).
Эмоциональный компонент сформирован на высоком уровне у 1 ребенка (20%), на среднем – у 3 детей (60%), на низком – у 1 ребенка (20%).
Поведенческий компонент сформирован на высоком уровне у 4 детей (80%), на низком – у 1 (20%).
Результаты эксперимента показали, что уровень эмоционально-нравственного развития является достаточно высоким, что свидетельствует об эффективности процесса нравственного воспитания детей.
Также на этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование родителей.
В качестве инструментария для исследования проблемы использовалась анкета-опросник для родителей «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка». Анкета-опросник предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:
Эмоциональный опыт ребенка. Под эмоциональным опытом ребенка понимается эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т.е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Имеются в виду: эмоциональное возбуждение, полная или частичная заторможенность, различного рода депрессии, дисфории и эйфории, шоковые и коматозные состояния.
Присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности. Под фактором эмоциональной напряженности понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка.
Наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях. Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребенка формируются в дошкольном детстве и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний.
Эмоциональное поле ребенка. Под эмоциональным полем понимается комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Этот комплекс включает: эмотивность, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность и др. В совокупности эти особенности дают представление об общей эмоциональности личности.
Эмоциональный (модальный) стиль ребенка. Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение).
Экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка. Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании. А также некоторые вопросы выявляют позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов.
С помощью анкеты-опросника выявлялись представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:
- эмоциональный опыт ребенка (вопросы 9, 10);
- присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности (8);
- наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях (16);
- эмоциональное поле ребенка (3, 13, 14);
- эмоциональный (модальный) стиль ребенка (4, 5, 15);
- экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка (11, 12).
По результатам ответов на вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявили позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов. Проведение данной анкеты осуществлялось в сочетании с беседой для прояснения некоторых позиций родителей, а также для того, чтобы инициировать наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка.
Анализ результатов ответов на вопрос 16а позволил выяснить следующее, что родители рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми: часто – 6 из 18 (33%), по ситуации – 6 из 18 (33%), если спрашивает – 6 из 18 (33%). В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь многим матерям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.)
Таким образом, по результатам анкетирования, все дети эмоционально развиты. Им присущ положительный эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности. Повышенный фон эмоциональной возбудимости часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью. У большинства детей мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании носит непроизвольный характер, то есть происходят непроизвольные экспрессивные реакции. Эмоциональное «застревание» ребенка на конкретной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями.
Таким образом, результаты эмпирического исследования особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста позволяют сделать вывод о том, что родители используют адекватную практику родительского отношения, которая характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. По мнению матерей, выявленному входе анкетирования, все дети эмоционально развиты. Им присущ положительный эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности.
2.2. Реализация организационно-педагогических условий развития эмоционально-нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Эмоционально-чувственные проявления к окружающему миру позволяют ему благополучно адаптироваться в разнообразии социальных отношений. Воспитание и развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка способствует накоплению позитивного опыта в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми.
В связи с появившейся проблемой нравственной опустошенности, проявлением детской жестокости и агрессии, возникла необходимость помочь детям разобраться в сложном мире социальных отношений, научить согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения.
Таким образом, нами были подобраны специальные игры и упражнения, благодаря которым у детей формируется эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям. Знания, полученные детьми на занятиях, дают представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Дошкольники приобретают опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе.
Цель: развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающим; формирование навыков адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых людей.
Задачи:
- обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания в общении.
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми людьми.
- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами человеческого общения.
- развитие умения анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.
- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.
- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
- обучение детей речевым средством общения.
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Принципы:
- Безоценочность. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная), фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Всё это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться.
- Отсутствие соревновательности. Устранение возможности фиксации внимания ребёнка на собственные качества и достоинства; порождения демонстративности, конкурентности; ориентации на оценку окружающих и в конечном итоге - разобщённости со сверстниками.
- Отказ от игрушек и предметов (на первых этапах). Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.
- Минимизация речевого взаимодействия (на первом этапе). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым простым и обычным способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т.д.).
Используемая форма работы - специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру. Занятия начинаются приветствием, включают несколько игр, проводимых взрослыми, и завершаются ритуальным прощанием.
На первом этапе работы мы изучили психолого-педагогическую литературу, в частности, программы:
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой.
- Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками «Азбука общения» под редакцией Л.М. Шипициной, О.В. Защипинской.
- Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада «Школа добрых волшебников» под редакцией В. Холмогоровой.
На втором этапе на основе изученного методического материала мы разработали систему игр-занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Из программы В. Холмогоровой мы выделили и включили в свою работу игры, направленные на формирование эмоционально-чувственных отношений друг к другу и сплоченного детского коллектива. Дополнили учебным материалом из программы «Азбука общения», где большое внимание уделили играм и упражнениям на формирование коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми людьми, и культуру общения. Такое сочетание образовательного материала полностью раскрыло интересующие темы нравственного воспитания. Кроме того, заимствованные методы воспитания способствуют не только формированию у детей знаний о правильном поведении (как в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой), но и развитию эмоций и чувств, направленных на другого человека - сверстника или взрослого.
Разработанные игры-занятия содержат специально подобранные игры и игровые упражнения, благодаря которым у детей формируются эмоционально-мотивированные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям.
Третьим этапом работы является непосредственное использование игр-занятий в воспитании эмоционально-чувственных детей к окружающим и формированию навыков культуры общения.
Кроме игр-занятий проводятся занятия (в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы) по социально-нравственному воспитанию: беседы, чтение произведений, прогулки, экскурсии. Знания, полученные детьми, дают представление об искусстве человеческих взаимоотношений, дети приобретают опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе.
Таблица 6
Тематический план игр-занятий по эмоционально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема | Цель | Кол-во занятий | Предварительная работа |
1. Языки общения | Дать детям представление о средствах и способах коммуникации с окружающими; о значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения. | 4 | 1. Беседа на тему: «Мои умные помощники». 2. Аппликация на тему: Стихотворение А. Вечнер «Цвета радуги». 3. Игра – занятие в театральной студии «Пойми меня». |
2. Ты и я. Мы – разные | Дать детям представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников, об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей. | 6 | 1. Разучить с детьми пословицы, поговорки о дружбе. 2. Чтение сказок и рассказов о дружбе. 3. Провести беседу с родителями на тему: «С кем общается ваш ребенок». |
3. Характер | Познакомить детей с основными чертами характера людей, научить их определять и сравнивать, выделять негативные и позитивные; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении с другими. | 5 | 1. Чтение и рассказывание сказок о хороших и плохих поступках. 2. Оформление альбома «Что такое хорошо и что такое плохо? З. Консультация для родителей «Детские конфликты». |
4. Умение владеть собой | Научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми. | 5 | 1. Провести анкетирование с родителями на тему: «Общение детей в семье». 2. Чтение сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать». 3. Сюжетно-ролевая игра «Как побороть страх». 4. Беседа с родителями на тему: «Как предупредить отклонения в развитии ребенка». |
5. Культура общения | Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета. | 6 | 1. Познакомить детей с правилами этикета. 2. Разучить стихи о вежливых словах. 3. Беседа «Как вести себя за столом». 4. Подготовить папку-раскладушку «Хорошие и дурные манеры» |
Ведущей формой работы с детьми являются занятия-игры. Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятиях, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.
На занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.
Структура занятия состоит из четырёх этапов:
- приветствие,
- разминка,
- основная часть,
- заключительная часть.
Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре).
В основной части занятия используются следующие приёмы:
- Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.
- Использование художественного слова.
- Беседы по сказкам и рассказам.
- Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.
В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности - рисование. В этой части занятия мы обязательно используем музыку. Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Особенность занятий такова, что проводятся они в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.
Данные игры-занятия позволяют ребенку-дошкольнику:
- расширять представление об основных эмоциях, их делении на положительные и отрицательные;
- сформировать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по различным признакам (мимика, интонация, голос, жестикуляция);
- сформировать умение проявлять эмоции и чувства различными социально-приемлемыми способами (умением договариваться, уступать, отвлечься на другое дело).
Успех воспитательной работы по развитию эмоционально-нравственной сферы детей совершенно не мыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.
На первом же родительском собрании мы довели до сведения родителей, что семья- это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл» (З.Матейчик).
Цель совместной деятельности мы обозначили следующим образом: организация совместных действий по созданию социально-эмоционального благополучия наших детей в семье и детском саду.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы вели вместе с родителями: сообщали им о достижениях и проблемах детей, консультировались с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляли происхождение тормозящих развитие факторов, обучали самих родителей приемам и методам эмоционально-нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы использовали следующие методы: общие и групповые родительские собрания; консультации; посещения педагогом семей своих воспитанников; дни открытых дверей; папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
2.3. Анализ результатов экспериментально-исследовательской работы
Для оценки эффективности проведенной работы по формированию эмоционально-нравственной сферы старших дошкольников была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
В результате диагностики были выявлены следующие показатели уровней нравственного развития дошкольников (таблица 6, рис.2).
Таблица 6
Уровни сформированности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста, в %
Компоненты нравственной сферы | Уровни | Конст. эксп. | Контр. эксп. |
Когнитивный | Высокий | 40 | 50 |
Средний | 40 | 40 | |
Низкий | 20 | 10 | |
Очень низкий | - | - | |
Эмоциональный | Высокий | 20 | 40 |
Средний | 60 | 50 | |
Низкий | 20 | 10 | |
Очень низкий | - | - | |
Поведенческий | Высокий | 80 | 80 |
Низкий | 20 | 20 |
Как видно из представленных данных, у половины детей когнитивный компонент сформирован на высоком уровне и у 10% - на низком уровне. Эмоциональный компонент также повысился: у 40% детей он сформирован на высоком уровне и только у 10% - на низком. Изменений в поведенческом компоненте выявлено не было, видимо потому, что преобразование знаний и представлений детей в норма поведения – это достаточно длительный процесс и требует дальнейшего развития в процессе эмоционально-нравственного воспитания.
Рис.2. Уровни сформированности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент), в %
Результаты эксперимента показали, что уровень эмоционально-нравственной сферы повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Экспериментальное исследование на констатирующем этапе проводилось с целью выявления уровня эмоционально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Во время эксперимента были поставлены следующие задачи: подобрать методики, адекватные возрасту испытуемых; организовать процесс исследования в игровой форме; проанализировать полученные результаты.
Результаты диагностики выявили несформированность эмоционально-нравственной сферы у некоторых детей, что обусловило необходимость разработки содержания и методики работы по развитию эмоционально-нравственных знаний и навыков поведения.
Используемая форма работы - специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру. Занятия начинаются приветствием, включают несколько игр, проводимых взрослыми, и завершаются ритуальным прощанием. Разработанные игры-занятия содержали специально подобранные игры и игровые упражнения, благодаря которым у детей формируются эмоционально-мотивированные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям.
Для оценки эффективности проведенной работы была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты эксперимента показали, что уровень эмоционально-нравственной сферы повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что нравственное развитие личности - усвоение и реализация в поступках общественных норм отношения к труду, к окружающим людям, к самому себе - осуществляется не только через знание необходимых нравственных понятий. Только то, что нашло соответствующий эмоциональный отклик, эмоциональное приятие и постепенно сложилось в систему потребностей, стремлений, в систему ценностей и, наконец, убеждений личности, становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения в целом.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
К организационно-педагогическим условиям формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ мы отнесли: игровую форму проведения занятий по эмоционально-нравственному воспитанию; создание предметно-игровой среды; организация взаимодействия ДОУ и семьи. Для проверки эффективности данных условий была проведена экспериментальная работа.
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента выявили несформированность эмоционально-нравственной сферы у некоторых детей, что обусловило необходимость разработки содержания и методики работы по развитию эмоционально-нравственных знаний и навыков поведения.
На формирующем этапе использовались специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру. Занятия начинаются приветствием, включают несколько игр, проводимых взрослыми, и завершаются ритуальным прощанием. Разработанные игры-занятия содержали специально подобранные игры и игровые упражнения, благодаря которым у детей формируются эмоционально-мотивированные установки по отношению к себе, окружающим сверстникам и взрослым людям.
Для оценки эффективности проведенной работы была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты эксперимента показали, что уровень эмоционально-нравственной сферы повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Таким образом, гипотеза о том, что процесс формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективным, если будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия: проведение занятий по эмоционально-нравственному воспитанию в игровой форме; создание предметно-игровой среды; организация взаимодействия ДОУ и семьи – нашла свое подтверждение.
- Бахурина Е.С. Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет // Психолог в детском саду. – 2004. - №4. – С.34-45.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
- Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.
- Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
- Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
- Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
- Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста. - М: Детям XXI века, 2005. - 62 с.
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60-68.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.:ЧП Ильин, 2001. - 249с.
- Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.– М.: ТЦ Сфера, 2007– 80 с.
- Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
- Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М., 2005. – 72 c.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 69 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. - 780 с.
- Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006.– 80 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 2006. - 342 с.
Анкета-опросник для родителей «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка»
Уважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в опросе с целью изучения особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Выберите, пожалуйста, тот вариант ответа, который Вы считаете правильным.
1. Принято ли в Вашей семье открыто выражать свои эмоции и чувства?
- Да
- Нет
2. Оцените уровень эмоционального развития Вашего ребенка
- Высокий (ребенок знаком с различными видами эмоций, умеет выражать их в соответствии с ситуацией)
- Средний (ребенок недостаточно знаком с некоторыми видами эмоций, не всегда умеет выражать их в соответствии с ситуацией)
- Низкий (ребенок не умеет определять виды эмоций, не выражает их в жизни)
3. Как Ваш ребенок реагирует на различные жизненные обстоятельства?
- Адекватно
- Эмоции не соответствуют характеру событий
- Затрудняюсь ответить
4. Какие эмоции преобладают у ребенка?
- Отрицательные
- Положительные
- Нейтральные
- Не знаю
5. Были ли в жизни Вашего ребенка трагические, печальные обстоятельства?
- Да
- Нет
- Не знаю
6. Способен ли Ваш ребенок к сопереживанию?
- Да
- Нет
7. Как происходит смена одного эмоционального состояния в другое?
- Быстро
- Медленно
8. Проявлялись ли у Вашего ребенка в повседневной жизни необъяснимые необоснованные вспышки эмоциональной возбудимости или заторможенности?
- Да 2. Нет
9. Были ли в жизни Вашего ребенка события, которые вызывали у него сильные эмоциональные переживания?
- Да
- Нет
- Не знаю
10. Наблюдали ли Вы у своего ребенка состояние эйфории, депрессии или иные эмоциональные состояния?
- Да
- Нет
11. Как выражает эмоции Ваш ребенок?
- Ярко, с помощью мимики и жестов
- Спокойно
12. Как Вы относитесь к индивидуальным особенностям своего ребенка?
- Я заинтересован в его делах и занятиях
- Я уверен в его достижениях
- Я требователен и последователен в воспитательных воздействиях
13. Какие ребенок испытывает эмоции при взаимодействии с другими людьми?
- Различные эмоции: от положительных до негативных
- Преобладают положительные эмоции
- Преобладают отрицательные эмоции
- Затрудняюсь ответить
14. Какие эмоции испытывает Ваш ребенок по отношению к себе?
- Радуется своим успехам и огорчается неудачам
- Не проявляет ярко выраженных эмоций
- Не знаю
15. Наблюдает ли Ваш ребенок за Вашим эмоциональным состоянием и копирует ли его в своем поведении?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
16. Рассказываете ли Вы своему ребенку о чувствах, эмоциях и отношениях между людьми?
- Да, часто
- Да, по ситуации
- Да, если ребенок спрашивает
- Нет
17. В какой форме Вы знакомите ребенка с миром эмоций?
- В форме беседы
- В процессе чтения сказок, просмотра мультфильмов и кинофильмов
- В процессе конкретных жизненных ситуаций
- Затрудняюсь ответить Благодарим Вас за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...
Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.
Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....
"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...
Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"
Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...
"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...
Конспект по развитию эмоциональной-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна гномов»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:·...
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...