Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt._skazki.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.
Занятия | Программные задачи | Методы и приёмы |
Сентябрь | ||
Обследование детей. Изучение понимания эмоциональных состояний детей, изображенных на картинках. | Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей. | Вопросы по картинкам с изображением детей, у которых ярко выражены различные эмоции. |
Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций. | Выявить эмоциональные проявления детей при анализе предложенных ситуаций, описанных в рассказе взрослого. | Подборка ситуаций из жизни детей, где один проявляет сочувствие, а другой нет; вопросы. |
Изучение способности детей к эмпатическим переживаниям, беседа о настроении. | Изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника; дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное, учить различать, какое настроение у друзей. | Дидактическое пособие «Сложим картинку» (в усложненных вариантах), указания; иллюстрации: подборка «Разное настроение, художественные слова – вопросы. |
Игра «Эти рожицы странные» | Познакомить детей с набором эмпатических пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике. | Карточки с пиктограммами (радость, огорчение, удивление, гнев, страх), указания. |
Октябрь | ||
Просмотр мульфильма «Дюймовочка» (сказка Г. Х. Андерсена), беседа «Кого из героев этой сказки вы бы отправили в страну «Злюки – Глюки»» | Познакомить детей с содержанием сказки «Дюймовочка», учить отвечать на вопросы, используя выражения из художественного произведения, учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, различать добро и зло в сказке, стараться понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними, познакомить с пособием «лесенка нравственности» | Вопросы, просмотр мультфильма, загадки, работа с пособием «лесенка нравственности». |
Рассматривание иллюстраций по произведению (просмотр презентации). | Учить детей видеть эмоциональное состояние героев, и на основе этого, давать некоторым кадрам презентации соответствующие названия: «Нежданная встреча», «Отчаяние Дюймовочки»… | Просмотр презентации. |
Этюды на выражение различных эмоций, игры – драматизации. Темы: «Дюймовочка ухаживает за ласточкой», «В стране маленьких эльфов» | Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и эпизодов; учить драматизировать отдельные этюды, разговаривать за героев из сказки, иногда самостоятельно или при помощи взрослого учить разыгрывать ситуации, не описанные в художественном произведении, в процессе игры переключаться на темы, затрагивающие жизнь группы. | Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, художественное слово, повторное чтение некоторых эпизодов. |
Беседа «Знакомство с барометром настроения» | Познакомить детей с данным пособием, объяснить, для чего используется данная ширма, как ей пользоваться, определиться с детьми в выборе индивидуальных меток, обозначить инициалы. | Показ, объяснение, рассматривание. |
Ноябрь | ||
Чтение произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка», беседа по произведению. | Познакомить с произведением «Лев и собачка», побеседовать о содержании рассказа, вспомнить пословицы о дружбе, помочь детям понять идею произведения, уделить внимание на развитие таких чувств, как сочувствие, сопереживание, разобрать понятие – настоящий друг, развивать речь детей. | Чтение, вопросы, пословицы. |
Рассматривание иллюстраций: лев знакомится с собачкой; собачка умирает. | Обратить внимание на эмоциональное состояние зверей, рассмотреть иллюстрации к эпизодам, учить определять настроение зверей на иллюстрациях, закрепить навык работы с пиктограммами. | Рассматривание иллюстраций, вопросы, использование карточек с пиктограммами. |
Этюды на выражение эмоций. | Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения в героев из произведения для свободного развития игр – драматизаций. | Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений. |
Игры – драматизации: «Лев знакомится с собачкой», «Собачка заболела», «Выздоровление друга». | Развивать навык самостоятельно разыгрывать небольшие эпизоды из произведений, отражая при этом эмоциональное состояние героев; через беседу с персонажами затронуть тему: «Кого из детей группы можно назвать настоящим другом, почему?» Закрепить навык определять настроение персонажей, показывать это настроение мимикой и жестами. | Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание эпизодов. |
Декабрь | ||
Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по произведению. | Познакомить детей с содержанием произведения; совершенствовать диалогические и монологические формы речи, обращать внимание на эмоциональные переживания героев, учить самостоятельно характеризовать поступки героев, находить смысловое значение сказки, определить его пословицей. | Чтение, загадки, внесение сказочных персонажей, вопросы, пословицы. |
Рассматривание иллюстрации «Скупая женщина с дочкой и падчерицей» | Через рассматривание иллюстраций развивать умение определять настроение героев, учить обосновывать своё мнение, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю. | Рассматривание иллюстрации, вопросы. |
Этюды на выражение эмоций, игра – драматизация «Встреча мачехиной дочки с месяцами» (месяцы одарили девочку и отправили домой). | Развивать правильное понимание эмоционально – выразительных движений, учить понимать схожесть эмоциональных состояний героев из сказки и из этюдов; учить перевоплощаться в героев из сказки, подражать их эмоциональному состоянию, через беседу с персонажами затронуть тему, волнующую всех детей: «Человека провожают по уму, а встречают по одёжке». | Чтение, беседа, вопросы, указания, показ выразительных движений, обыгрывание, беседа с персонажами, повторное чтение некоторых эпизодов. |
Игра «Какое настроение у Петрушки» (на прогулке) | Продолжать формировать навык определять настроение по описанным ситуациям, учить показывать настроение мимикой и выразительными движениями. | Объяснение, вопросы, показ. |
Январь | ||
Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», беседа по произведению «К славному подвигу каждый готов» | Познакомить детей с содержанием произведения, побеседовать по содержанию; через восприятие произведения на формирование личности ребенка, воспитывать чувство долга, желание помочь чужому горю, совершенствовать монологические и диалогические формы речи. | Выразительное чтение, вопросы, повторное чтение некоторых эпизодов, обыгрывание макета горящего дома, художественное слово |
Рассматривание иллюстраций по произведению, о профессии пожарника. | Через рассматривание иллюстраций показать, как люди мужественно переносят трудности своей работы, не боясь опасности, спасают людей; учить характеризовать эмоциональное состояние героев, закреплять умение узнавать эмоциональное состояние героев на картинках. | Рассматривание иллюстраций, вопросы. |
Этюды на выражение эмоций, игры – драматизации (сюжет для игр выбирают сами дети) | Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения для лучшего развития игр – драматизаций; учить изображать эмоциональное состояние героев через игру – драматизацию, воспитывать у детей чувства сопереживания чужому горю. | Чтение, вопросы, показ выразительных движений, контроль восприятия за развитием сюжета. |
Игра «Винт» (на прогулке) | Учить детей правильно понимать и показывать выразительные движения. | Вопросы, показ выразительных движений. |
Февраль | ||
Чтение произведения Б. И. Бажова «Серебряное копытце» | Познакомить детей с содержанием художественного произведения, побеседовать по содержанию, обратить внимание на роль кошки в развитии сюжета. | Выразительное чтение, вопросы. |
Рассматривание иллюстраций по произведению. | Обратить внимание на эмоциональное состояние героев: что с ними происходит, почему они плачут; через рассматривание иллюстраций учить определять настроение героев, обосновывать свое мнение. | Рассматривание иллюстраций, вопросы. |
Этюды на выражение эмоций; игры – драматизации (предложить побеседовать с любимым героем из сказки) | Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, учить определять эмоциональное состояние героев при обыгрывании эпизодов; совершенствовать навык обыгрывания понравившихся эпизодов; через беседу с любимыми героями затронуть проблемы, касающиеся всей группы (стараться быть внимательнее, добрее относиться друг к другу) | Чтение, вопросы, показ выразительных движений, обыгрывание эпизодов, беседа с персонажами, внесение волшебного сундучка (пальчиковый театр) |
Игра «Как исправить плохое настроение у друзей» | Развивать навык у детей узнавать по мимике лица настроение своих друзей, стараться помочь в трудную минуту, развеселить, утешить. | Вопросы, барометр настроения. |
Март | ||
Чтение произведения «Кукушка» (ненецкая сказка), беседа по произведению с использованием эмпатических пиктограмм. | Познакомит детей с содержанием сказки, объяснить непонятные слова: чум, малица; работать с детьми над умением определять эмоциональное состояние героев сказки, учить самостоятельно анализировать ситуации, воспитывать чувство сопереживания, развивать навык работы с пиктограммами. | Выразительное чтение, объяснение, вопросы, игровой прием «Волшебное письмо»; карточки с пиктограммами, загадки, пословицы. |
Словесное упражнение «Скажи ласково о маме» | Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к матери, развивать словарный запас детей: любимая, заботливая, ласковая, внимательная и т. п. | Вопросы |
Рассматривание иллюстраций по произведению «Кукушка» | Учить определять эмоциональное состояние героев в содержании на картинках, высказывать свое отношение к происходящему, ориентируясь по рисункам. | Иллюстрации к произведению, загадки, вопросы. |
Этюды на выражение эмоций, игра – драматизации по сказке «Кукушка»- предлагаемые ситуации: «Как помочь маме», «Дети ухаживают за больной матерью». | Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста; учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки, через игру и общение с персонажами воспитывать нравственные чувства у детей, учить дополнять игру новыми ситуациями, не описанными в сказке, помочь в развитии сюжета. | Вопросы, указания, чтение, показ выразительных движений, объяснение, повторное чтение некоторых эпизодов, введение новых персонажей в игру, атрибуты для игр – драматизаций. |
Апрель | ||
Чтение произведения Жилинс – кайте «Про снежинку, которая не таяла» | Познакомить детей с содержанием сказки, определить общую идею произведения. | Выразительное чтение, вопросы. |
Беседа по произведению «Про снежинку, которая не таяла» | Через идею произведения воспитывать такие чувства, как сочувствие, сопереживание, желание помочь своим друзьям; воспитывать уважение к старшим, чувство ответственности за свои поступки, учить понимать настроение героев. | Использование пиктограмм, вопросы, чтение этюдов из произведения. |
Рассматривание иллюстраций по произведению. | Обратить особое внимание на эмоциональное состояние героев, что с ними происходит, учить ориентироваться на содержание сказки. | Рассматривание иллюстраций, вопросы, художественное слово. |
Этюды на выражение эмоций. | Развивать правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений, развивать навык перевоплощения героев. | Чтение, вопросы, указания, показ выразительных движений. |
Май | ||
Игра «Радостное настроение» | Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние людей, животных, птиц. | Вопросы, указания. |
Обследование детей (аналогичное как в начале года) | Выявить, как дети понимают эмоциональное состояние, изображенных на картинках людей; изучение эмоционального оттенка детей на состояние неблагополучия сверстника. | Вопросы, объяснения, карточки с эмоциональным оттенком, дидактическое пособие «Сложим картинку» (указания в осложненных вариантах) |
Совместное мероприятие родителей с детьми «Важней всего погода в доме» | Создать атмосферу взаимного понимания и комфорта при общении детей и родителей, закреплять навык адекватного выражения своих эмоций. | Рисунки, стихи, иллюстрации, пословицы и поговорки. |
Оформление уголка по сказкам. | Создавать в группе условия для эмоционального развития детей, для развития игр – драматизации. | Привлечь к оформлению детей, вопросы, предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...
"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...
Конспект по развитию эмоциональной-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна гномов»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:·...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...
Коррекционно – развивающая программа "Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя коррекционно - развивающую программу«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Основная цель данной программы – формирование и р...
Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных игр, упражнений, методических пособий».
В статье представлены собственно разработанные пособия для организации игр,способствующих развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста....