Экскурсия в музей посуды. "Конспект занятия в подготовительной группе"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Колобаева Марина Николаевна

Программные задачи: познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира. Воспитывать желание узнать как можно больше о посуде и истории её создания.

Предварительная работа: экскурсия в магазин посуды, беседа о назначении и свойствах посуды, чтение стихов, скороговорок, загадок.

Методы и приемы: беседа, вопросы, указания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе экскурсия в музей посуды.

Воспитателя  МБДОУ №17 «Сказка» г. Шарья Костромской области Мартыновой Зинаиды Павловны

Программные задачи: познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира. Воспитывать желание узнать как можно больше о посуде и истории её создания.

Предварительная работа: экскурсия в магазин посуды, беседа о назначении и свойствах посуды, чтение стихов, скороговорок, загадок.

Методы и приемы: беседа, вопросы, указания.

Ход занятия:

- Дети, вы хотите пойти в музей? (Ответы детей).

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья!

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я!

- Музеи бывают разные. Сегодня мы с вами отправимся в виртуальный музей. В музей чего мы пойдем, вы назовете сами, если правильно отгадаете  эти мои загадки.

1. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник).

2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

3. Сверху дыра, снизу дыра, а посредине – огонь, да вода. (Самовар).

4. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

    Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела».

- Назовите, одним словом все эти предметы. (Ответы детей).

- Правильно. Это все посуда. И сейчас мы с вами пойдем в музей посуды. В музее нельзя говорить громко, трогать посуду, бегать.

- В нашем музее будет несколько экспозиций. Мы будем делать остановки у каждой из них.

- Скажите, для чего нужна посуда? (Для приготовления пищи, чтобы из нее есть, пить, аккуратно кушать).

 - А вот и первый стенд: «Посуда древних людей».

- Что служило посудой древним людям? (Палочки, ракушки, листья, камни).

- Да, все правильно. До появления посуды люди пили прямо из водоемов, брали пищу руками. Первой посудой древним людям служили плоские камни, раковины, скорлупа плодов, веточки, листья. Постепенно человек научился делать посуду из материалов, который находил в природе. – Дерева, камня, глины.

- Переходим к следующему стенду.

- Из какого материала сделана эта посуда? (Из глины).

- Назовите, какую посуду из глины вы здесь видите? (Горшки, кувшины, сковороды, тарелки, чашки, вазы).

- Глиняная посуда издавна служила людям. Ее делают из глины – почвы, которая во влажном состоянии становится вязкой, как тесто.  (Потрогайте кусочек глины). Глиняную посуду можно ставить на огонь, но она тяжелая и хрупкая.

- Второе название посуды из глины – керамическая.

- Сегодня большинство посуды из которой мы едим и пьем сделана из фарфора- белой глины, смешанной с другими веществами.

- Изделия из фарфора очень красивы, но они хрупкие, легко бьются.

- Какая страна является родиной фарфора? (Китай).

- Китайцы свято хранили секрет изготовления фарфора. Но русский ученый Д.И. Виноградов разгадал секрет изготовления фарфора.

- А сейчас вы увидите, как гончар на гончарном круге из глины лепит кувшин. (Видео).

- Одним из древних материалов для изготовления посуды было дерево. В нашей стране до сих пор пользуются деревянной посудой изготовленной в Хохломе и расписанной хохломскими мастерами.

- Какую посуду вы видите на стенде? (Показ – ложки, миски и т.д.)

- Дети, я взяла из детского сада деревянные ложки, которые мы с вами покрыли черной краской, но не раскрасили. Давайте это сделаем сейчас. Распишем ложки хохломской росписью. А красивые расписные ложки подарим мамам на 8 марта. (Дети расписывают ложки).

- Переходим к следующему стенду. Но сначала давайте поиграем в игру «Найди пару». ( К посуде древних людей подобрать посуду современного человека).

Ветка  вилка

Камень  тарелка, камень  нож

Палка с ракушкой – поварешка

Ракушка  ложка

Лист  тарелка

Палочка  вилка

- Какая посуда на этом стенде? (Металлическая).

- Какую металлическую посуду вы видите на стенде? (Кастрюля, сковорода, чайник, ложка, вилка, нож).

- Из чего делают металлическую посуду? (Ее делают из олова, бронзы, золота, серебра, меди, стали, никеля, мельхиора, чугуна, алюминия).

- Сегодня чаще всего для приготовления пищи пользуются посудой эмалированной или из нержавеющей стали. Посуда из нержавеющей стали не ржавеет, не подгорает, хорошо чистится.

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник, (надуем животик, одна рука на поясе другая изогнута как носик)

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки. (присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются, (кружатся, рисуя руками круги)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. (потянулись, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. (поднимемся на носочки руки вверх).

- Переходим к следующему стенду.

- Какая здесь посуда? (Стеклянная).

- Какую посуду из стекла вы здесь видите? (Банка, стаканы, бокал, бутылка).

- В стеклянной посуде прекрасно видно ее содержимое. Какие недостатки у стеклянной посуды? (Она хрупкая, при ударе может разбиться).

- Но люди научились изготавливать огнеупорное стекло. Посуда, из которого очень прочная, ее можно ставить на огонь.

- Как готовили стекло? (Его варили в глиняных горшках, а затем мастер- стеклодув выдувал стеклянные изделия на подобие мыльных пузырей. Труд мастера был очень тяжелый.

- Как в наше время готовят стекло?

 - Сегодня на стеклянных заводах стоят мощные и умные машины, которыми человек только управляет, а всю тяжелую работу они делают сами.

- Какая посуда на этом стенде? (Пластмассовая).

- Из чего изготавливают пластмассовую посуду? (Из пластмассы).

- Она может быть матовой и прозрачной.

- Какую посуду из пластмассы вы видите на стенде? (Ведро, банка, хлебница, солонка, тарелка, стакан, салфетница).

- Можно ли готовить в пластмассовой посуде?

- Нет, горячие продукты наливать и класть в пластмассовую посуду нельзя, т.к. она может расплавиться или начнет выделять ядовитые вещества.

- Сейчас вы увидите фрагмент, как на заводе изготавливают пластмассовую посуду.

- А вот и последний стенд. Какая посуда на нем? (Бумажная).

- Из чего сделана бумажная посуда? (Она сделана из специального картона, который не пропускает влагу).

- Какая бумажная посуда находится на стенде? (Стаканчики для сока, чая, мороженного, одноразовые тарелки).

- В бумажных тарелках с прокладкой из фольги выпускают молоко, кефир, йогурты.

- А сейчас закройте глаза, а когда откроете, то здесь в музее появится посуда, которая расскажет вам о себе. (Музыка).

Дети в шапочках посуды:

Ложка: Вы меня узнали сразу,

             Ложкой все зовут меня.

             Если вы за стол идете

             Не забудьте про меня.

Вилка: Вы не узнали? Это я.

Вилкой все зовут меня.

С ножиком часто дружу я.

Нож: Мой папа острым камнем был,

Он резал все подряд.

И очень верным другом был

Помочь всегда был рад.

Чайник: То в стороне стою молчком

Задрав носишко вверх.

То угощаю всех чайком.

И для вас я приготовил

Вкусный чай у вас в группе.

- Вот и закончилось наша экскурсия.

- В каком музее мы были? Что запомнилось?

Возвращаемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей - диораму "Курская дуга»

Конспект занятия реализует образовательную область "Познавательное развитие", направлен на закрепление пройденного материала....

Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы

Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы позволит познакомить детей с устройством избы, народным фрльклором....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Виртуальная экскурсия в Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник»

Цель: Расширять и углублять представления детей о достопримечательностях города Болгар, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками БГИАМЗ....

Экскурсия в музей "Русская изба" с ребятами подготовительной группы

Познавательная экскурсия  в музей "Руссская изба" с ребятами подготовительной группы...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Экскурсия в мини-музей «Сударыня ложка»

создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях....

конспект занятия в подготовительной группе "Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства"

На занятии дети обобщают знания о жанрах живописи. Закрепляют понятия "музей", "экскурсовод". На занятии используются игровые моменты, что позволяет удерживать внимание детей....