Православное краеведение как источник духовно – нравственного воспитания детей.
статья на тему

Лопандина Надежда Павловна
Доклад о работе по православному краеведению с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kraevedenie.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Павловна Лопандина

(Россия  г.Лебедянь)

Православное краеведение как источник духовно – нравственного воспитания детей.

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное.  Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой.

                   Д.С. Лихачев.

  Православная культура играет важную роль в осмыслении норм нравственности и правил воспитания. Мощным источником духовно – нравственного воспитания в современном образовании является православное краеведение.

  Каждый ребенок должен не просто знать историю нашей страны, но знать историю своего родного города, любить малую Родину. И эта любовь должна освящаться, как и все в жизни христианина, присутствием высшего Божественного начала. Что наша жизнь без этого начала? «Это, - как говорит русский философ  И.А. Ильин, - источник без воды, очаг без огня, светильник без света».

  История народа, области и малой Родины строится Промыслом Божиим.  И это прежде всего должно стать источником осмысления истории, духовного и нравственного воспитания детей.

  Понятие «краеведение» произошло от слова «ведать», усвоить сам факт существования явления. Быть краеведом – узнавать, получать информацию о родном крае.

  Актуальность изучения православного краеведения обусловлена социально – педагогической потребностью в решении задач духовно – нравственного образования детей дошкольного возраста и школьников. В современной России во всех слоях общества растет интерес к её культурно – историческому наследию. Источником культуры России на протяжении тысячелетия была православная религия.

  Закон  «Об образовании в Российской Федерации» статья 2, 14, 14.5 определяет реализацию изучения православной культуры в системе государственного образования.

  Цель краеведения: историко – культурологическое и духовно – нравственное образование в системе дошкольного и полного среднего образования.

   Задача православного краеведения предусматривают:

- дать детям знания об истории христианской православной культуры и её связи с историей родной земли;

- дать знания о христианской нравственной культуре, основанной на православных ценностях, показать примеры их воплощения в житиях святых и героях Отечества;

- формировать патриотические и гражданские качества; уважительное отношение к святыням малой Родины; к истории России.

  Объектом изучения православного краеведения является история духовной культуры России. Культурологическое содержание краеведения позволяет раскрыть смысл понятий «духовность», «культура», «историческая память». Одним из важных проявлений духовно – нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Она является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности в России являлось православное христианство. Христианство учило людей любви к ближнему, милосердию, терпимости, сочувствию.

  Как вы думаете, когда необходимо начинать говорить с детьми о православном краеведении? В дошкольном возрасте начинается формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, желание беречь её богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к матери, к малой Родине – месту, где родился человек. Через понимание малой Родины ребенок сознает сопричастность к стране, к её прошлому и настоящему, будущему.

  Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны».

  Успешность развития дошкольников и школьников при знакомстве с родным городом возможно при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально  практическим путем т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные возрасту.

   С 2008 года в городе Лебедянь преподается православная культура: сначала  в гимназии №1, затем в детском саду №3, №7. За этот период деятельности накапливался опыт работы с детьми по данной теме,  сложилась определенная система по православному краеведению.

  В дошкольных учреждениях краеведческий материал дается ежемесячно. Это посещение краеведческого музея, собора и монастыря, участие в театрализованных постановках, сюжетно – ролевые игра на темы ознакомления с родным краем, составление творческих рассказов, чтение стихов, совместные с родителями занятия художественно – продуктивной деятельностью, проведение экскурсий.

     В ходе краеведческой деятельности применяются различные методы и приемы: практические, частично-поисковые и исследовательские нацелены на выработку у детей навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации (иллюстрации, фотографии, художественная литература).Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет соединить важную информацию с красочным иллюстративным материалом.

       Принципы краеведческой деятельности:

Принцип историзма реализуется путем сохранения исторических понятий:

прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью в ДОУ создан краеведческий музей русского быта, где представлены предметы религиозного искусства (иконы) и экспонаты русской избы. В музее проводятся беседы: «Красный угол русской избы», «Храмы моего города».

       Принцип гуманности предполагает умение педагога видеть в ребенке партнера и ориентировать на любовь к семье, родному краю, Отечеству, к Богу.

       Принцип интегративности  реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, Домом ремесел, краеведческим музеем города.

        Православное краеведение предусматривает организацию активных форм проведения занятий:

      -  непосредственно образовательная деятельность «Покров Божьей Матери. Лебедянская Покровская ярмарка», «Праздник Троицы. Троицкий монастырь города Лебедянь»

     -    оформляются выставки «Деревянные расписные изделия», выставка колокольчиков «Благовест»,

    - фотовыставки «Святые малой Родины», «Духовное наследие родного края»,

    - коллективные игры «Экскурсовод», «Ярмарка», «Русская изба»,

    - встреча с интересными людьми: священниками, поэтами, художниками города Лебедянь,

    - конкурсы рисунков «Мой край глазами детей», «Моя семья», «Что я подарю маме», «400 лет Лебедяни»,

    - обзорные экскурсии в краеведческий музей, Ново – Казанский собор, Троицкий монастырь,

    - родительские собрания «Ярмарки на Лебедянской земле», «Борис Кустодиев в Лебедяни»,

     - духовно – патриотический праздник «Русь святая, храни веру православную».

   Православное краеведение в гимназии преподается в рамках внеурочной деятельности: 1 класс - 1 раз в месяц и кружковой работы 5 – 6 класс - 1 раз в неделю. Разработан УМК «Светочи родной земли (православное краеведение) для среднего звена школы. Цель курса – формирование духовно – нравственной личности школьника как патриота своей страны. Задачи предусматривают: раскрывать идеалы нравственности, добра подвижников благочестия Липецкого края, расширять знания о духовных традициях родной земли. Программа направлена на то, чтобы сделать личным убеждением ребенка: для русских людей Родина, Русь – понятия святые, освещенные могилами предков, нравственными подвигами святых.

  Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы работы:

- знакомство с основами православного краеведения,

- совместная работа с краеведческими музеями города,

- духовные беседы с духовенством,

- экскурсии по святым местам родного края,

- недели православной культуры (оформление выставок «Духовное наследие малой Родины», «Подвижники благочестия Липецкой земли»),

- православные чтения с использованием краеведческого материала «Святитель Тихон – российский Златоуст»,

- участие историко – церковном конкурсе «Новомученики и исповедники Российские».

   Изучая богатейший краеведческий материал, обучающиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь прошлого с настоящим.

  Содержание программы по православному краеведению представлено в разделах: «Православные праздники», «Подвижники благочестия малой Родины», «Святые источники», «Экскурсии по святым местам».

  Занятие «Новомученики и исповедники Лебедянского края» побудило детей розыскать родственников священника, пострадавшего в 1937 году. Многие дети занимаются проектной деятельностью с использованием краеведческого материала. Темы проектов: «История Казанского храма города Лебедянь», «Родные святые», «Монастырь – центр духовной и просветительской жизни».

  Педагог должен любить свою Родину, давать детям достоверную научную информацию, тогда деятельность может стать бесценным вкладом в процессе формирования и воспитания у подрастающего поколения и воспитания у подрастающего поколения любви к духовным истокам своего народа.

  Академик Г.Н. Волков: «Без воспитания нет духовности, без   духовности нет личности, без личности нет    народа как исторической общности».

                                                  Литература:

  1. Волобуева, Н.Г. О религиозном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем  /  Н.Г. Волобуева. -  Челябинск «Педагогика: традиции и инновации»,  2011.
  2. Герасимова З., Козачек Н. Духовно – нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края. / З.Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - № 12 – 2011.
  3. Миронова Л.П. Люби и знай родной свой край / Л.П. Миронова //Воспитатель ДОУ. - №1 – 2008.
  4. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. / Шевченко Л.Л. // материалы IX Международных Рождественских образовательных чтений. – Москва, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм  общественной морали и формирование нравственных качеств личности....

Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".

Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.

Актуальность выбранной темы.Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под миров...

«Книга — источник духовно — нравственного воспитания детей»

laquo;Книга — источник духовно — нравственного воспитания детей»...

Фольклор как источник духовно-нравственного воспитания детей в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Умелое использование  фольклора в  работе позволяет  учителю-логопеду установить прочную связь с ребенком, преодолеть недостатки в речевом развитии:- на всех этапах коррекционно-воспита...