«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ситнова Марина Владимировна

Актуальность выбранной темы.

Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной религии. Одно из основных представлений православной культуры – это духовность.

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в воспитании ребенка – питании его души.

Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня. Ребенок – это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе и духовном воспитании. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие социальное окружение ребенка, оказываются определяющим в формировании его внутреннего мира.

Основная проблема.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Цели и задачи проекта.

Цели: Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Задачи:

1.     Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;

2.     Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;

3.     Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;

4.     Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

5.     Развивать музыкальную культуру, проводить народные и обрядовые праздники;

6.     Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

7.     Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии;

8.      Формировать привычки готовиться и отмечать всей семьей православные календарные праздники.

 

 

Предполагаемые результаты.

 

Мною предлагается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.

- повысить желание родителей активно включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

 

 

Сроки и этапы реализации проекта.

Проект рассчитан на реализацию в течение одного года и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Этапы реализации проекта:

1.     Подготовительный (август 2013). Проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.

2.     Диагностический (сентябрь 2013).

3.     Организационный (октябрь 2013).

4.     Практический (2013-2014гг.).

5.     Итогово-аналитический (май 2014).

 

Исполнители проекта и основных мероприятий.

Педагоги, воспитанники, родители.

Для реализации проекта я использую:

1.     технологию проектной деятельности (проекты «Светлая горница», «Светлая Пасха»);

2.     наглядно-действенный метод:

- показ  сказок;

- рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

-наблюдения.

3. словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- ответов на вопросы педагога, детей;

- проведение игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, игр с музыкальным сопровождением);

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- разбор житейских ситуаций.

4. практический метод:

-организация продуктивной деятельности (ИЗО, ручной труд).

 

План реализации проекта.

 

п\п

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение мероприятия

1

Июль

 

Сбор православной литературы

Воспитатели старше-подготовительной группы

2.

Июль-август

ДОУ

Составление плана  работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год

Методист

3.

август

ДОУ

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников актуально в наше время»

Заведующая

4.

Сентябрь

ДОУ

Оформление уголка «Православная культура России»

Воспитатели

5.

В течение года

ДОУ

Проведение занятий, развлечений, бесед, согласно теме

воспитатели

6.

В течение года

ДОУ

Разработка сценариев праздников

Музыкальный руководитель, воспитатели

7.

Сентябрь, май

ДОУ

Диагностическое  обследование детей

Воспитатели

8.

В течение года

ДОУ

Проведение праздников: Покров, Рождество, Вербное воскресенье, Красная горка, Троица.

Музыкальный руководитель, воспитатели

9.

В течение года

ДОУ

Изготовление поделок для праздников

Воспитатели, родители

10

В течение года

ДОУ

Конкурс «Яйца-писанки», «Русский кокошник», «Поздравительная открытка», «Рождественская звезда желаний».

Родители

11

В течение года

ДОУ

Постановка спектаклей

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Психодиагностический инструментарий:

- Для оценки  уровня духовно – нравственного развития дошкольников   будет использована «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры» (метод наблюдения).

Критерии оценки духовно – нравственного развития:

 В установлении критерия оценки  являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.

Учитывая  развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки  детей.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:

1.               Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

2.               Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

3.                Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

4.               Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

5.               Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

6.               Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

7.               любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

8.               Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

9.               Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

    - для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;

- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»

- для диагностики самооценки старших дошкольников  - Методика «Какой Я?».

Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.

- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.

Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.

У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.

Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:

Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;

В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.

- наблюдение, опрос.

 

Условия, обеспечивающие достижение результатов.

1.                Информационные ресурсы: интернет, аудио-, видео-записи, книги по духовно-нравственному воспитанию;

2.                Кадровые: педагоги ДОУ;

3.                Технические: компьютер, телевизор, музыкальный центр, диапроектор;

 

 

Использованная литература.

1.     Лесгафт П.Ф./ Семейное воспитание ребенка и его значение/ С.П.: Миберком,2010г.

2.     Азы православия для детей / издательство «Новая мысль», 2013г. под ред. Диакона Георгия Максимова, священника Михаила Шполянского, Алексея Фомина.

3.     Куломзина С. /Закон Божий для самых маленьких/                               М.: Паломник, 2012г.

4.     Зорин К.В. /Почему страдают дети/ М.: Русский хронограф, 2012.

5.     Вакуленко Ю.А. /Игры, праздники, забавы в ДОУ/               издательство «Учитель»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры»

выполнила:
воспитатель СП ГБОУ ООШ №5
г.о. Октябрьск «Детский сад №6»
Ситнова .М.В.


2013г.

Актуальность выбранной темы.

Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной религии. Одно из основных представлений православной культуры – это духовность.

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в воспитании ребенка – питании его души.

Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня. Ребенок – это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе и духовном воспитании. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие социальное окружение ребенка, оказываются определяющим в формировании его внутреннего мира.

Основная проблема.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Цели и задачи проекта.

Цели: Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
  2. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
  3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
  5. Развивать музыкальную культуру, проводить народные и обрядовые праздники;
  6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии;
  8.  Формировать привычки готовиться и отмечать всей семьей православные календарные праздники.

Предполагаемые результаты.

Мною предлагается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.

- повысить желание родителей активно включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Сроки и этапы реализации проекта.

Проект рассчитан на реализацию в течение одного года и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (август 2013). Проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.
  2. Диагностический (сентябрь 2013).
  3. Организационный (октябрь 2013).
  4. Практический (2013-2014гг.).
  5. Итогово-аналитический (май 2014).

Исполнители проекта и основных мероприятий.

Педагоги, воспитанники, родители.

Для реализации проекта я использую:

  1. технологию проектной деятельности (проекты «Светлая горница», «Светлая Пасха»);
  2. наглядно-действенный метод:

- показ  сказок;

- рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

-наблюдения.

3. словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- ответов на вопросы педагога, детей;

- проведение игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, игр с музыкальным сопровождением);

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- разбор житейских ситуаций.

4. практический метод:

-организация продуктивной деятельности (ИЗО, ручной труд).

План реализации проекта.

п\п

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение мероприятия

1

Июль

Сбор православной литературы

Воспитатели старше-подготовительной группы

2.

Июль-август

ДОУ

Составление плана  работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год

Методист

3.

август

ДОУ

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников актуально в наше время»

Заведующая

4.

Сентябрь

ДОУ

Оформление уголка «Православная культура России»

Воспитатели

5.

В течение года

ДОУ

Проведение занятий, развлечений, бесед, согласно теме

воспитатели

6.

В течение года

ДОУ

Разработка сценариев праздников

Музыкальный руководитель, воспитатели

7.

Сентябрь, май

ДОУ

Диагностическое  обследование детей

Воспитатели

8.

В течение года

ДОУ

Проведение праздников: Покров, Рождество, Вербное воскресенье, Красная горка, Троица.

Музыкальный руководитель, воспитатели

9.

В течение года

ДОУ

Изготовление поделок для праздников

Воспитатели, родители

10

В течение года

ДОУ

Конкурс «Яйца-писанки», «Русский кокошник», «Поздравительная открытка», «Рождественская звезда желаний».

Родители

11

В течение года

ДОУ

Постановка спектаклей

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Психодиагностический инструментарий:

- Для оценки  уровня духовно – нравственного развития дошкольников   будет использована «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры» (метод наблюдения).

Критерии оценки духовно – нравственного развития:

 В установлении критерия оценки  являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.

Учитывая  развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки  детей.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:

  1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
  2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
  3.  Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
  4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
  5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
  6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
  7. любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
  8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
  9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

    - для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;

- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»

- для диагностики самооценки старших дошкольников  - Методика «Какой Я?».

Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.

- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.

Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.

У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.

Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:

Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;

В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.

- наблюдение, опрос.

Условия, обеспечивающие достижение результатов.

  1. Информационные ресурсы: интернет, аудио-, видео-записи, книги по духовно-нравственному воспитанию;
  2. Кадровые: педагоги ДОУ;
  3. Технические: компьютер, телевизор, музыкальный центр, диапроектор;

Использованная литература.

  1. Лесгафт П.Ф./ Семейное воспитание ребенка и его значение/ С.П.: Миберком,2010г.
  2. Азы православия для детей / издательство «Новая мысль», 2013г. под ред. Диакона Георгия Максимова, священника Михаила Шполянского, Алексея Фомина.
  3. Куломзина С. /Закон Божий для самых маленьких/                               М.: Паломник, 2012г.
  4. Зорин К.В. /Почему страдают дети/ М.: Русский хронограф, 2012.
  5. Вакуленко Ю.А. /Игры, праздники, забавы в ДОУ/               издательство «Учитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Проект на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»

По словам Ф. М. Достаевского: «Православие- есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего».Цель:- познакомить с феноменами христианской правосла...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...