«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Актуальность выбранной темы.
Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной религии. Одно из основных представлений православной культуры – это духовность.
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в воспитании ребенка – питании его души.
Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня. Ребенок – это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе и духовном воспитании. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие социальное окружение ребенка, оказываются определяющим в формировании его внутреннего мира.
Основная проблема.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цели и задачи проекта.
Цели: Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Задачи:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
2. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
5. Развивать музыкальную культуру, проводить народные и обрядовые праздники;
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии;
8. Формировать привычки готовиться и отмечать всей семьей православные календарные праздники.
Предполагаемые результаты.
Мною предлагается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
- повысить желание родителей активно включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Сроки и этапы реализации проекта.
Проект рассчитан на реализацию в течение одного года и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (август 2013). Проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.
2. Диагностический (сентябрь 2013).
3. Организационный (октябрь 2013).
4. Практический (2013-2014гг.).
5. Итогово-аналитический (май 2014).
Исполнители проекта и основных мероприятий.
Педагоги, воспитанники, родители.
Для реализации проекта я использую:
1. технологию проектной деятельности (проекты «Светлая горница», «Светлая Пасха»);
2. наглядно-действенный метод:
- показ сказок;
- рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
-наблюдения.
3. словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, игр с музыкальным сопровождением);
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- разбор житейских ситуаций.
4. практический метод:
-организация продуктивной деятельности (ИЗО, ручной труд).
План реализации проекта.
№ п\п | Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение мероприятия |
1 | Июль |
| Сбор православной литературы | Воспитатели старше-подготовительной группы |
2. | Июль-август | ДОУ | Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год | Методист |
3. | август | ДОУ | Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников актуально в наше время» | Заведующая |
4. | Сентябрь | ДОУ | Оформление уголка «Православная культура России» | Воспитатели |
5. | В течение года | ДОУ | Проведение занятий, развлечений, бесед, согласно теме | воспитатели |
6. | В течение года | ДОУ | Разработка сценариев праздников | Музыкальный руководитель, воспитатели |
7. | Сентябрь, май | ДОУ | Диагностическое обследование детей | Воспитатели |
8. | В течение года | ДОУ | Проведение праздников: Покров, Рождество, Вербное воскресенье, Красная горка, Троица. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
9. | В течение года | ДОУ | Изготовление поделок для праздников | Воспитатели, родители |
10 | В течение года | ДОУ | Конкурс «Яйца-писанки», «Русский кокошник», «Поздравительная открытка», «Рождественская звезда желаний». | Родители |
11 | В течение года | ДОУ | Постановка спектаклей | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Психодиагностический инструментарий:
- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников будет использована «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры» (метод наблюдения).
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.
Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7. любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;
- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»
- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».
Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.
Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
- наблюдение, опрос.
Условия, обеспечивающие достижение результатов.
1. Информационные ресурсы: интернет, аудио-, видео-записи, книги по духовно-нравственному воспитанию;
2. Кадровые: педагоги ДОУ;
3. Технические: компьютер, телевизор, музыкальный центр, диапроектор;
Использованная литература.
1. Лесгафт П.Ф./ Семейное воспитание ребенка и его значение/ С.П.: Миберком,2010г.
2. Азы православия для детей / издательство «Новая мысль», 2013г. под ред. Диакона Георгия Максимова, священника Михаила Шполянского, Алексея Фомина.
3. Куломзина С. /Закон Божий для самых маленьких/ М.: Паломник, 2012г.
4. Зорин К.В. /Почему страдают дети/ М.: Русский хронограф, 2012.
5. Вакуленко Ю.А. /Игры, праздники, забавы в ДОУ/ издательство «Учитель»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Духовно-нравственное воспитание." | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
выполнила:
воспитатель СП ГБОУ ООШ №5
г.о. Октябрьск «Детский сад №6»
Ситнова .М.В.
2013г.
Актуальность выбранной темы.
Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной религии. Одно из основных представлений православной культуры – это духовность.
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в воспитании ребенка – питании его души.
Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня. Ребенок – это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе и духовном воспитании. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие социальное окружение ребенка, оказываются определяющим в формировании его внутреннего мира.
Основная проблема.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цели и задачи проекта.
Цели: Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
- Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- Развивать музыкальную культуру, проводить народные и обрядовые праздники;
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии;
- Формировать привычки готовиться и отмечать всей семьей православные календарные праздники.
Предполагаемые результаты.
Мною предлагается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
- повысить желание родителей активно включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Сроки и этапы реализации проекта.
Проект рассчитан на реализацию в течение одного года и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (август 2013). Проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.
- Диагностический (сентябрь 2013).
- Организационный (октябрь 2013).
- Практический (2013-2014гг.).
- Итогово-аналитический (май 2014).
Исполнители проекта и основных мероприятий.
Педагоги, воспитанники, родители.
Для реализации проекта я использую:
- технологию проектной деятельности (проекты «Светлая горница», «Светлая Пасха»);
- наглядно-действенный метод:
- показ сказок;
- рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
-наблюдения.
3. словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, игр с музыкальным сопровождением);
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- разбор житейских ситуаций.
4. практический метод:
-организация продуктивной деятельности (ИЗО, ручной труд).
План реализации проекта.
№ п\п | Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение мероприятия |
1 | Июль | Сбор православной литературы | Воспитатели старше-подготовительной группы | |
2. | Июль-август | ДОУ | Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год | Методист |
3. | август | ДОУ | Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников актуально в наше время» | Заведующая |
4. | Сентябрь | ДОУ | Оформление уголка «Православная культура России» | Воспитатели |
5. | В течение года | ДОУ | Проведение занятий, развлечений, бесед, согласно теме | воспитатели |
6. | В течение года | ДОУ | Разработка сценариев праздников | Музыкальный руководитель, воспитатели |
7. | Сентябрь, май | ДОУ | Диагностическое обследование детей | Воспитатели |
8. | В течение года | ДОУ | Проведение праздников: Покров, Рождество, Вербное воскресенье, Красная горка, Троица. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
9. | В течение года | ДОУ | Изготовление поделок для праздников | Воспитатели, родители |
10 | В течение года | ДОУ | Конкурс «Яйца-писанки», «Русский кокошник», «Поздравительная открытка», «Рождественская звезда желаний». | Родители |
11 | В течение года | ДОУ | Постановка спектаклей | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Психодиагностический инструментарий:
- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников будет использована «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры» (метод наблюдения).
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.
Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
- Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
- Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
- Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
- Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
- Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
- Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
- любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
- Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
- Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;
- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»
- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».
Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.
Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
- наблюдение, опрос.
Условия, обеспечивающие достижение результатов.
- Информационные ресурсы: интернет, аудио-, видео-записи, книги по духовно-нравственному воспитанию;
- Кадровые: педагоги ДОУ;
- Технические: компьютер, телевизор, музыкальный центр, диапроектор;
Использованная литература.
- Лесгафт П.Ф./ Семейное воспитание ребенка и его значение/ С.П.: Миберком,2010г.
- Азы православия для детей / издательство «Новая мысль», 2013г. под ред. Диакона Георгия Максимова, священника Михаила Шполянского, Алексея Фомина.
- Куломзина С. /Закон Божий для самых маленьких/ М.: Паломник, 2012г.
- Зорин К.В. /Почему страдают дети/ М.: Русский хронограф, 2012.
- Вакуленко Ю.А. /Игры, праздники, забавы в ДОУ/ издательство «Учитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
презенитация...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Проект на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
По словам Ф. М. Достаевского: «Православие- есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего».Цель:- познакомить с феноменами христианской правосла...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...